<<
>>

Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц

Разрабатывая пути к овладению чувствами роли, Станиславский рекомендует сначала избавиться от мышечного напряжения, так как настоящим злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы.

Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не ограничивали свободу действия.

Наряду с этим К.С. Станиславский утверждал, что тело нельзя освободить в полной мере от всех излишних напряжений. Т акая задача, по его мнению, не только невыполнима, но даже излишня. Ослаблять мышцы необходимо, и при том постоянно, как на сцене, так и в жизни. Без этого зажим и судороги могут дойти до крайних пределов и задушить зародыши живого чувства в момент творчества.

У каждого человека они всегда будут создаваться при публичном выступлении, уменьшишь напряжение в спине - оно появится в плече, удалишь его оттуда, а оно появляется в диафрагме. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать её. Уничтожить «зло» нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролёра.

Роль контролёра заключается в наблюдении за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролёр должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведён до механической бессознательной приученности. Мало того - его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъёма.

Таким образом, прежде чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими. Изучение этого элемента можно разбить на следующие этапы:

1) выработка мышечного контролёра;

2) определение центра тяжести и точки опоры;

3) воспитание навыков и умения определять работу мышц.

Знать, какие мышцы несут нагрузку при определённом физическом действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия;

4) оправдание позы, жеста, движения. Каждое движение, положение, позы и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.

Физическая, или мускульная свобода человека, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мускульной энергии. Мускульная свобода - это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, не больше и не меньше. Способность целесообразно распределять мускульную энергию - основное условие пластичности человеческого тела. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для каждого положения тела в пространстве - основной закон пластики. Этот закон можно назвать внутренним законом, так как он совершенно не касается внешнего рисунка движений и поз. Каков бы ни был характер и рисунок движения или позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть, прежде всего, подчинены внутреннему закону пластики. Таким образом, всякое целесообразное движение, если оно подчинено внутреннему закону пластики, будет красиво, потому что свободно.

Для того чтобы научиться управлять своим вниманием на глазах у зрителя, исполнителю необходимо тренировать эту способность. Знание своего тела (внутренняя сосредоточенность) даёт уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит своё выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы. Абсолютная внутренняя убеждённость - вот истинный источник внутренней, а следовательно, и внешней свободы.

Привычка к непрерывной самопроверке и к борьбе с напряжением должна стать нормальным состоянием артиста на сцене. Этого надо добиваться с помощью долгих упражнений и систематической тренировки.

Надо довести себя до того, чтоб в минуты больших подъёмов привычка расслаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к напряжению.

Упражнение заключается в том, чтобы лечь на спину на гладкой жёсткой поверхности (например на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются.

При этом для более ясного осознания своих внутренних ощущений можно определять словами места зажима и говорить себе: «Зажим в плече, в шее, в лопатке, в пояснице».

Замеченные напряжения надо тотчас же расслаблять, одно за другим, ища при этом всё новые и новые.

«На сцене не должно быть необоснованных поз. Театральной условности не место в подлинном творчестве и в серьёзном искусстве. Если же условность почему-либо необходима, то её следует обосновать, она должна служить внутренней сущности, а не внешней красивости»[22]. На сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента.

Первый - излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.

Второй - механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролёра.

Третий - обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает веры самого артиста.

Таким образом, в процессе создания роли, при устранении мышечного напряжения необходимо проделывать следующее действие: напряжение, освобождение и оправдание.

К.С. Станиславский советовал: двигаться, действовать, выполнять внутренние приказы, выражая жизнь своего человеческого духа. Чтобы действие было правдивым нужны задача (внутренний приказ), духовный материал, жизнь человеческого духа для воплощения ее.

Внешнее сценическое самочувствие складывается из следующих составных частей: мимики, голоса, интонации, речи, движения, пластики, физического действия, общения и приспособления.

Все эти элементы внешнего сценического самочувствия должны быть выстроены, подготовлены для того, чтобы сделать физический аппарат воплощения, то есть телесную природу исполнителя, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать.

Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинён внутренним приказам воли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса.

2.4.

<< | >>
Источник: Метляева Т.В.. АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО И РЕЖИССУРА [Текст] : учебное пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2011. - 104 с.. 2011

Еще по теме Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц:

  1. 3.3. Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц.
  2. 3.3. Двигатели психической жизни. Эмоции и чувства в сценическом творчестве и в жизнедеятельности человека.
  3. Упражнения на освобождение мышц.
  4. ПОДСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В НАШЕЙ ЖИЗНИ
  5. 8.2. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе
  6. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
  7. 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)
  8. ГЛАВА 1. СТРЕСС НА РАБОТЕ И В ЖИЗНИ
  9. ГЛАВА 3. ДЕПРЕССИЯ В ЖИЗНИ И НА РАБОТЕ
  10. Работа с проекцией в вашей жизни
  11. Примеры позитивных убеждений Сфера жизни: КАРЬЕРА / РАБОТА
  12. КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ Ф. НИЦШЕ «О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ»
  13. Упражнение 16. Растяжка мышц голени
  14. Психическая травма в генезе психической и соматической патологии у пострадавших и профессионалов
  15. Связь психических травм и всего, что касается психических и сома- тических расстройств, пока мало осмыслена, а обилие новых теорий не сильно увеличило сумму практически ценного знания
  16. 2. Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, длительных и интенсивныхфизических нагрузок, острых эмоциональных воздействий: