<<
>>

Архетипы и универсальные принципы

Земное должно быть известным, чтобы быть любимым,

божественное должно быть люби­мым, чтобы быть известным.

Паскаль

Истинным назначением философии (прежде чем «фило­софия» стала просто бесплодной игрой слов, исполь­зуемой, чтобы увековечить интеллектуальное высокомерие) когда-то считался поиск сущности и природы вещей, основан­ный на любви к мудрости.

В современных выражениях это могло бы быть названо поиском архетипичного уровня реаль­ности. В наши дни любое заявление о «сущности» приводит к тому, что к человеку приклеивают ярлык «оккультиста». Но если мы посмотрим на окружающий нас мир и попытаемся извлечь какой-то смысл из нашей жизни и той реальности, с которой имеют дело средства массовой информации, нам при­дется признать, что все, имеющее значимость, является ок­культным, т.е. скрытым. Несмотря на все знания, которые мы накопили, нигде нельзя найти значение и смысл, за исключе­нием сфер исследований, указывающих на единство человека

47

и вселенной. Это единство и взаимосвязь человека и все­ленной в действительности представляет собой единственное предположение, на котором основана астрология.

Сфера сравнительной религии и мифологии — это единст­венная дисциплина, которая ясно указывает на постоянное единство всей жизни. Здесь не место для детального изучения вклада Карла-Густава Юнга в эту сферу, так как его работы представляют собой научные исследования, продолжавшиеся в течение всей жизни. Достаточно сказать, что, больше чем кто-либо еще, К.Г. Юнг показал, что основные жизненно по­буждающие силы индивидуальной психики и психологиче­ских паттернов целых культур — это, несомненно, проявле­ния «архетипичных» факторов человеческой психики. Эти ар­хетипы свойственны психологическому слою жизни. Юнг на­звал этот психический субстрат «коллективным бессознатель­ным» и описывал архетипы как универсальные принципы, лежащие в основе всей психологической жизни (индивиду­альной и коллективной) и мотивирующие ее.

В астрологии и в мифологии эти универсальные принципы составляют основную сферу исследования. Различие между ними заключается в том, что, тогда как мифология акценти­рует культурные проявления архетипов в различных струк­турах, астрология использует сами архетипичные принципы в качестве своего языка для понимания фундаментальных сил и паттернов как индивидуума, так и культурной жизни в це­лом. Исторически существует сильная взаимосвязь между ми­фами конкретной культуры и видом астрологии, который в ней развивался. В сущности астрологию можно рассматривать как наиболее всестороннюю мифологическую структуру, ко­торая когда-либо возникала в человеческой культуре. Как упоминалось в прологе к этой книге, миф служит живитель­ной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь че­ловека с более универсальной реальностью. Тот факт, что западная культура больше не имеет какой-либо жизнеспособ­ной мифологии, которая может сообщать ей энергию, частич­но

48

объясняет причину определенного возрождения астроло­гии в последние годы, так как людям всегда необходим пат­терн порядка и роста для направления их коллективной жиз­ни и наполнения смыслом их индивидуального опыта. Как пишет Джозеф Кэмпбелл:

Откуда берутся силы у этих невещественных тем, которые побуждают население создавать ци­вилизации, каждую со своей красотой и судьбой? По­чему должно быть так, что, когда бы люди ни искали что-то прочное, на чем можно основать свою жизнь, они выбирали не факты, которыми изобилует мир, а мифы, порожденные древним воображением...?

Наиболее очевидный ответ на вопрос Кэмпбелла заключа­ется в том, что боги в мифологии (подобно планетам в астро­логии) представляют силы и принципы, существующие во вселенной и в жизни каждого из нас. К этому же ответу при­вели бы нас выводы, сделанные на основе юнговских исследо­ваний архетипичных основ человеческой психики, а также недавние исследования в сфере сравнительной религии и в некоторых сферах гуманистической психологии. По моему мнению, астрология предоставляет нам ключ к пониманию этих основных сил и функций в каждом человеке в силу того, что она является наиболее всеобъемлющим — и в то же время точным — языком энергии, известным человеку.

Как пишет Кэмпбелл:

Факт заключается в том, что мифы наших куль­тур влияют на нас, сознательно или подсознатель­но, как высвобождающие энергию, жизненно побужда­ющие и направляющие силы...

Как подвергаются периодическим трансформациям по­требности человека, так должны меняться и его мифы, чтобы

49

соответствовать новому измерению его бытия. Когда сознание человека развивается, это же должно происходить и с его мифами:

Ибо, как в видимом мире растительного и живот­ного царства, так и в воображаемом мире богов суще­ствовала история, эволюция, последовательность изменений, управляемых законами...

(Кэмпбелл «Историческое развитие мифологии»)

Так же как изменилось понимание человеком своих бо­гов и религий, но они все еще продолжают существовать в той или иной форме, так по-прежнему существует астрология и потребность человека в ней, несмотря на все попытки ли­шить ее существования. Но мы должны заново оценить наш подход к астрологии, рассматривая ее не просто как паттерн небесных намеков о нашей непреложной судьбе, как ее тра­диционно рассматривали, а скорее используя астрологию как способ, помогающий понять нашу истинную натуру, найти наше место во вселенной и жить творческим, принося­щим удовлетворение образом. Другими словами, астрология может рассматриваться как сознательно употребляемая мифология.

Современный западный человек развился до такого уров­ня, где он больше не удовлетворен подсознательной жизнью в соответствии с устаревшими мифами, косными догмами или архаичными традициями. Но он зашел слишком далеко в по­пытках освобождения от ограничений и традиций. Человек утратил связь с архетипичными основами своего сущест­вования, с источником поддержки и духовно-психологиче­ской пищи, которую они предоставляют. Астрология может быть использована как способ воссоединения человека с его глубочайшим «Я», с природой и эволюционным процессом вселенной.

50

Универсальные принципы

Multa renascentur, quae jam cecidere cadentque, quae nunc sunt in honore...

(Многое из того, что давно было предано заб­вению, воскреснет снова, а многое из того, к чему сегодня относятся с почтением, погру­зиться в забвение.)

Гораций

Что же такое «универсальные принципы», на которые мы ссылаемся? По определению, они граничат с трансцендент­ным, поскольку дают начало всем манифестациям и различи­мым паттернам в материальной вселенной. Многие ученые пришли к убеждению, что в живых организмах есть невиди­мый организующий паттерн, некий «психологический» пат­терн, направляющий и определяющий форму, которую при­мет энергия. Эту тенденцию к структурности в природе можно увидеть во всем, от эволюционной теории до весьма предска­зуемых паттернов физического и психологического развития человека. Другое слово, которое часто используется для опи­сания этого структурного явления, — это «форма». Физик-философ Л.Л.Уайт написал ценную книгу «Акцент формы» (1954 г.), в которой рассматривается то, что он называет «фор­мирующими принципами» всей жизни. В сущности он гово­рит, что «наиболее всесторонние естественные законы выра­жают формирующую тенденцию».

«Форма» — это одна из древнейших идей человечества. У греков было множество теорий о совершенных формах, от вечных форм Платона до количественных взаимосвязей в пространстве Евклида и исследований чисел и геометрии Пи­фагора. В средние века полагали, что каждый класс вещей обладает сущностью (essentia или quidditas), и эта сущность

51

считалась не статическим качеством, а скорее источником активности. Глубочайшая реальность считалась состоящей из неисчислимых сущностей, и задачей философии было пости­жение этих сущностей. Сущность была основой существова­ния чего-либо, тем, что делает эту вещь такой, как она есть. Для средневековых философов формы, наблюдаемые в приро­де, были не статическими сущностями, а олицетворенными идеями, в смысле идеи Платона. Источником этих вечных идей считался «универсальный разум», царство и хранилище сущностей (или «архетипов») всех форм, которые могли ког­да-либо существовать, и всех идей, которые могли когда-либо быть придуманы.

(Универсальный разум во многих отноше­ниях сходен с юнговской концепцией «коллективного бессоз­нательного».) Современная физика, как это ни странно, воз­вращается к этим давно осмеянным идеям, так как то, что мы видим (в современном представлении) — это только внешняя форма (или «волновая форма») лежащей в основе реальности вибрации и энергии. Материальная «частица» стала расши­ренным паттерном; материальный атом сейчас рассматрива­ется как энергетическое поле. Вероятно, сейчас опять возник­ла потребность в такой концепции как универсальный разум, который активно создает все формы.

Исследование формы, вероятно, может показать, как бес­форменная энергия организуется в функциональное целое, и, вероятно, может пролить свет на неуловимые сущности всех вещей. Л.Л. Уайт говорит, что «для того, чтобы понять что-то, человек должен проникнуть достаточно глубоко в основной паттерн». Это верно, потому что этот паттерн, по-видимому, определяет свойства составляющих, а не наоборот, факт, под­крепляющий холистический подход к жизни. Л.Л.Уайт пи­шет: «Как могут развиваться в атомистической вселенной ре­гулярные формы? Разве они не будут в лучшем случае не­правдоподобными?» По словам Уайта, новое понимание фор­мирующих принципов вселенной не только поможет нам по­нять физические теории, биологическую структуру и деятель­ность

52

разума, но также принесет человеку ясность, которая не может быть достигнута никаким другим путем.

В настоящий момент западная цивилизация осознает вескость древней доктрины Востока; уни­версальные принципы должны цениться выше любого конкретного выражения, если мы хотим достичь яс­ности.

Пришло время для нового изящества: единства процесса, наблюдаемого во всех конкретных формах и примиряющего их различия. Необходимо придать свежее значение универсальным принципам, чтобы восстановить надлежащее равновесие.

Именно это единство процесса, наблюдаемого во всех кон­кретных формах, предоставляет человеку астрология. В аст­рологии каждый индивидуум считается целостным и уни­кальным выражением универсальных принципов, паттернов и энергий.

Древние астрологи и философы считали зодиак «душой природы», тем, что придает форму и порядок жизни. Астрология — это язык универсальных принципов, способ восприятия формы и порядка в жизни индивидуального чело­века, способ, символизирующий единство каждого индивиду­ума с универсальными факторами. Современный подход к астрологии не может быть основан на предположении, что индивидуальный человек — это «просто» суммарный итог универсальных сил, которые составляют его психо-физическую структуру; скорее индивидуальный человек — это уни­кальная форма, выражающая уникальную взаимосвязь уни­версальных факторов.

Л.Л.Уайт утверждает, что «все в этой вселенной имеет какое-то отношение к нашей собственной природе, ее потреб­ностям и потенциалам. Каждый внешний процесс отражает некий процесс в нас самих и вызывает какую-то эмоцию, хотя мы можем не осознавать это». Идея Уайта выражает то, что

53

древние астрологи называли взаимосвязью между микрокос­мом и макрокосмом, т.е. концепцию о том, что внутренние функции и факторы человека отражают — или по крайней мере согласовываются — универсальные процессы и принци­пы. На современном языке мы сказали бы, что, поскольку вселенная является одним целостным процессом («вселенная» означает всеобщее) и состоит из бесчисленных взаимопрони­кающих энергетических полей, энергетическое поле любого человека тесно связано с большим энергетическим полем его космического окружения. Одно из величайших достоинств астрологии заключается в том, что благодаря пониманию универсальных факторов, действующих в каждом из нас, мы можем достичь величественного понимания универсальных принципов самой жизни. Современная наука считает отпе­чатки пальцев, кардиограммы и энцефалограммы полезными инструментами, все они представляют собой относительно уникальные проявления человеческих ритмов и энергий. Астрологическая карта рождения — это графический образ, по­средством которого космос (или большее целое) позволяет нам понять его энергии и ритмы, в особенности то, как они действуют в каждом человеке.

В психологии основные работы, рассматривающие уни­версальные и формирующие принципы, принадлежат Карлу-Густаву Юнгу. «Архетипы» Юнга — это не физические струк­туры, скорее, по словам Юнга:

... их можно, вероятно, сравнить с аксиальной системой кристалла, которая, так сказать, предва­рительно формирует кристаллическую структуру в исходной жидкости, хотя не обладает собственным материальным существованием.

... Архетип сам по себе пуст и совершенно форма­лен, это только facultas praeformandi, возможность представления, которая дана априори.

54

Далее Юнг продолжает: «... мне кажется вероятным, что истинная природа архетипа не может быть осознана, она трансцендентна». Эдвард Витмонт, психиатр юнговской шко­лы, говорит об архетипах Юнга как о «динамичных транспси­хологических и, следовательно, трансцендентных энергети­ческих конфигурациях». Д-р Витмонт говорит об «архетипичных полях», связанных с астрологическими символами пла­нет, и определяет архетипы как «универсальные, космиче­ские паттерны и движущие силы». Следовательно, становится ясно, что архетипы идентичны формирующим принципам, о которых упоминал Уайт, и что астрологические факторы представляют эти реальности.

Если архетипы являются основой всей психической жизни и если они действительно сами по себе трансцендентны (т.е. слишком тонки или невещественны для непосредственного сознательного восприятия), тогда особенно важно, чтобы мы имели язык для описания — или по крайней мере указания — их реальности. Если мы не можем понять эти реальности в себе, мы сможем по крайней мере понять, как они функцио­нируют и что означают для нас, изучая единственную науку, которая имеет дело с такими силами — астрологию. Неважно, какой термин может быть использован для обозначения этих универсальных принципов, архетипы, сущности или форми­рующие принципы, факт остается в том, что эти силы сущест­вуют во вселенной и влияют на каждого из нас изнутри и извне. Это причина того, почему некоторые современные пси­хологи, психиатры и консультанты начали использовать аст­рологию как основной инструмент для понимания внутренних побуждений своих клиентов. Юнг говорил, что он во многих случаях использует астрологию, особенно с теми людьми, ко­торых ему трудно понять:

Так как я психолог, я особенно интересуюсь тем особым светом, который проливает гороскоп на оп­ределенные сложности характера. В случаях трудного

55

психологического диагноза я обычно обращаюсь к гороскопу, чтобы получить дополнительную точку зрения с некоторой иной стороны. Должен сказать, что я очень часто обнаруживаю, что астрологиче­ские данные проливают свет на определенные момен­ты, которые иначе я не смог бы понять.

(из письма к проф. Раману,

6 сентября 1947г.)

В беседе с редактором французского астрологического журнала Юнг говорил:

Человек может ожидать с большой долей уверен­ности, что данная четко определенная психологиче­ская ситуация будет сопровождаться соответству­ющей астрологической конфигурацией. Астрология состоит из конфигураций, символизирующих коллек­тивное бессознательное, которое является предме­том изучения психологии: «планеты» — это боги, символы сил подсознания.

В той же беседе Юнг говорил, что врожденная психическая предрасположенность индивидуума, «по-видимому, выраже­на узнаваемым образом в гороскопе». Во многих своих работах Юнг подчеркивал, что астрология содержит в себе суммарный итог всех древних психологических знаний, включая врож­денную предрасположенность индивидуумов и точный способ определения времени жизненных кризисов:

Я наблюдал много случаев, в которых четко опре­деленная психологическая фаза или аналогичное со­бытие сопровождалось транзитом (особенно пора­жениями Сатурна или Урана).

56

Психиатр юнговской школы Эдвард Витмонт высказыва­ется сходным образом:

Применяемая в этом более широком смысле, аст­рологическая техника может стать такой же цен­ной для глубинной психологии как интерпретация снов. Она будет информировать нас не о будущих со­бытиях или неизменных чертах характера, а о под­сознательных движущих силах и паттернах, с кото­рыми сталкивается данный человек и на которые он продолжает реагировать в течение всей своей жизни особым индивидуальным образом.

Зиппора Добинс, психолог, о котором я упоминал выше, говорит об использовании астрологии в качестве психологиче­ского инструмента следующее:

Прежде всего, астрология предлагает систему индивидуальности, основанную на внешней системе отсчета, которая превосходит все произвольные си­стемы, изобретенные в таком изобилии в сфере лич­ностных исследований, и которая, несомненно, бу­дет универсальной системой психологии будущего. Она предлагает символическую наметку человеческо­го разума и судьбы, которая не может быть подтасо­вана субъектом, желающим «прикинуться хорошим» или «прикинуться плохим», что относительно легко сделать в ответах на многие психологические тес­ты. Она предоставляет способность проникнуть в такие сферы, о которых человек знает очень мало или вообще ничего... сдерживаемые чувства, ценно­сти, которые никогда сознательно не выражаются словами, противоречия и конфликты, проецируемые в события и взаимоотношения и никогда сознатель­но не разрешаемые. Астрология предлагает ключи к

57

нереализованным потенциалам, талантам, естест­венным каналам интеграции и очищения и т.д. Со своей фиксацией прошлых и будущих паттернов она также предлагает ключи к давним травматическим событиям, которые психотерапевт, занимающийся глубинной психологией, может захотеть исследо­вать, и к будущим напряженным периодам, когда че­ловеку, вероятно, потребуется дополнительная под­держка... Она позволяет «сопоставлять» людей, от психотерапевта и пациента до партнеров по браку и работодателей-служащих. По моему твердому убеж­дению, психотерапия или консультирование в буду­щем будет использовать гороскоп таким же привыч­ным образом, как мы используем сейчас анкету и био­графические данные человека.

Другой психолог, Ральф Мецнер, опубликовавший книгу, имеющую отношение к астрологии и к связанным с ней темам (Ralf Metzner «Maps of Consciousness»), также использует аст­рологию в своей практике:

Как психолог и психотерапевт я интересуюсь другим аспектом этого трудного и увлекательного предмета. Мы имеем здесь психологическую типоло­гию и средство для диагностической оценки, которые значительно превосходят по комплексности и утон­ченности анализа любую существующую систему.

... система анализа — три связанных между собой символических алфавита зодиака «знаки», «дома» и «планетарные аспекты» — вероятно, лучше приспо­соблена к сложному многообразию человеческих ха­рактеров, чем существующая система типов, черт, мотивов, потребностей, факторов или уровней.

Система имеет дополнительное преимущество полной независимости от любого поведения со сто­роны субъекта,

58

следовательно, свободы от любой пристрастной реакции... В отличие от любого друго­го способа личностной оценки астрологический пат­терн имеет неотъемлемую динамику: гороскоп, ин­терпретируемый квалифицированным и опытным астрологом, не только предоставляет синтетиче­скую картину наследственных склонностей и тен­денций человека, но также указывает на латентные потенциалы, говоря о направлениях необходимого роста — короче говоря, дает символическую карту процесса самоактуализации.

Мецнер пишет в той же работе, что астрология должна использоваться как «помощник для психологии и психиат­рии» и определяет астрологию как «астрономию, применяе­мую для психологических целей».

Только символический язык достаточно универсален, что­бы быть полезным для всех людей, молодых и старых, богатых и бедных, имеющих разное культурное и национальное про­исхождение и уровень образования. Величайшая проблема с теориями «личности» в общей психологии заключается в том, что они применимы только для определенной малой доли населения.

Астрология, с другой стороны, является наиболее полной теорией личности, она объединяет и обеспечивает основу для всех более специализированных теорий. Кроме того, тогда как символические техники, отличные от астрологии, могут быть полезными для некоторых людей в определенный период, они имеют явный недостаток — отсутствие внешних реперных точек и точной измеримой структуры. Астрология фактиче­ски охватывает математический и символический язык жиз­ни, синтезируя их в одну гармоничную систему, сфера приме­нения которой гораздо шире, чем любой другой математи­ческой или символической системы. Астрология доказывает свою всестороннюю уникальность не только точным описанием

59

типов сознания, индивидуальных различий и типов энер­гии, действующих в человеке, но она также раскрывает дейст­вие универсальных законов гармоник, полярностей и психо­физических энергий.

<< | >>
Источник: Стефан Арройо. Астрология, психология & четыре стихии. 1997

Еще по теме Архетипы и универсальные принципы:

  1. АРХЕТИП
  2. АРХЕТИП ВЫСОКОЙ ПРЕСТИЖНОСТИ
  3. Глава 9 Архетип матери
  4. Глава 10 Архетип отца
  5. Кондуктивность универсальных государств
  6. Модель универсальных банков
  7. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОТОК В ГЕНЕРАТОРАХ ОДНОРОДНОЙ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ
  8. 2.5. Природа универсальной силы “сознание” в нашем мире
  9. Природа универсальной силы «сознание» в нашем мире
  10. Признаки умерших универсальных государств
  11. 3. УНИВЕРСАЛЬНАЯ КРИТИКА ЯЗЫКА
  12. Универсальный закон развития
  13. § 2. Универсальное правопреемство при наследовании имущества гражданами
  14. Философия как универсальная мудрость
  15. Универсальные лексические категории
  16. Призыв к универсальной калибровке
  17. 8.4. Почему музыка не является универсальным языком
  18. Глава 10 Создание универсальной классификации совладающих и защитных стратегий
  19. § 1. Универсальное правопреемство при реорганизации юридических лиц
  20. Часть четвертая Универсальные государства