<<
>>

Психология индивидуума

Четыре стихии особенно полезны для понимания важ­нейшей природы психологического склада любого ин­дивидуума. Рассматривая этот вопрос, давайте ограничимся здесь только обсуждением стихии знака Солнца, так как сти­хия солнечного знака обычно является доминирующей сти­хией в рассмотрении общего психологического склада челове­ка.

Это обусловлено тем, что стихия солнечного знака показы­вает основную настройку жизненной энергии человека и его способности самопроецирования, а также сферу опыта, в ко­торой человек живет каждый день, и основное качество его сознания. (Однако, как мы увидим в следующих главах, в конкретной карте рождения активной может считаться более чем одна стихия.)

Стихия знака Солнца показывает множество вещей: она раскрывает то, «из чего вы исходите». Другими словами, она показывает, где укоренено ваше сознание, на какую сферу опыта вы настроены и из какой сферы бытия и активности вы черпаете свою силу. Стихия солнечного знака также показы­вает, что «реально» для данного человека, так как именно подсознательное предположение о том, что реально, а что нет, определяет, как будет человек фокусировать свою энергию.

Например, воздушные знаки живут в абстрактной сфере

148

мышления, и мысль для них так же реальна, как любой мате­риальный объект (на самом деле более реальна, о чем сви­детельствует их поведение). Водные знаки живут в сфере чувств, и их поведение больше всего определяется их эмоцио­нальным состоянием. Огненные знаки живут в состоянии воз­бужденной, воодушевленной активности, и от поддержания этого состояния зависит здоровье и счастье огненных знаков. Земные знаки заземлены в материальном мире. Материаль­ный мир и его внимание к вопросам выживания и произво­дительности считаются более реальными, чем любой другой аспект жизни.

Другой способ выражения той же отличительной особен­ности различных знаков заключается в понимании, что сти­хия знака Солнца показывает основную внутреннюю силу, мотивирующую все, что мы делаем.

Воздушные знаки моти­вируются своими интеллектуальными концепциями, водные знаки — своими глубочайшими эмоциональными чаяниями, огненные знаки — своим воодушевлением и стремлениями, а земные знаки — своими материальными потребностями. Ес­ли бы психологи, психиатры и различные консультанты усво­или эту основную классификацию типов личности, они бы сделали большой шаг вперед в своих попытках разгадать ра­боту бесконечно сложных сил в человеческих мотивациях и поведении.

Стихия знака Солнца также дает нам понимание того, как человек видит жизнь (т.е. качество общего восприятия) и каковы его ожидания от жизненного опыта. В своей книге «Энциклопедия психологической астрологии» (C.E.O.Carter «An Encyclopedia of Psychological Astrology») Ч.Е.О.Картер так четко выразил психологическую склонность каждой сти­хии, что это стоит повторить здесь.

Он говорит, что огненные знаки воспринимают себя «как проецирование жизненного принципа в природу и воздейст­вие на нее» и что эти знаки стремятся к «позитивному опыту в сфере действий».

149

Водные знаки, мысленно перенося себя в природу, воспри­нимают это как «возможность страдания и потребность в за­щите». Он отмечает, что водные знаки помогают сохранять жизнь, «разделяя чувства других людей», и что эта способ­ность настраиваться на чувства других людей может быть «по­лезным защитником или коварным врагом».

Земные знаки, по словам Ч.Е.О.Картера, рассматривают природу как «сферу для проявления жизни», и из-за своей инстинктивной настройки на материальный мир они могут помочь поддержанию жизни посредством использования и ов­ладения природными процессами.

Воздушные знаки воспринимают природу как «что-то, что нужно понять, а также использовать, а условием для полного и правильного использования является понимание». Поэто­му воздушный ментальный принцип используется для улуч­шения жизни, предоставляя человеку перспективу спонтан­ных природных процессов. Дополняющая природа воздуш­ного и земного принципов символизируется совместным уп­равлением Венеры, Меркурия и Сатурна знаками этих двух стихий.

В случае подхода на уровне энергетической настройки мы приходим к поразительному пониманию природы стихии сол­нечного знака. В книге «Рожденный, чтобы исцелять» (Ruth Montgomery «Born to Heal») человек, названный мистером А, о котором мы упоминали раньше, неоднократно говорит о потребности каждого из нас «питать» свое энергетическое по­ле. Если мы не заботимся о подзарядке энергией солнечного знака (а также энергиями, указанными положением в стихи­ях других планет и Асцендента), то обнаруживаем, что стано­вимся истощенными, раздражительными и более уязвимыми к физическим и психологическим нарушениям. Мы можем осуществлять эту подпитку различными способами: посредст­вом интенсивных взаимоотношений (о чем мы поговорим поз­же), через сознательную настройку на необходимые энергии или через определенные виды активности в повседневной жизни.

150

Стихия солнечного знака определяет наиболее важ­ную потребность энергетического пополнения, так как это основная энергия, которую мы постоянно истощаем. В книге «Рожденный, чтобы исцелять» мистер А неоднократно повто­ряет о серьезных последствиях, которые могут возникнуть, если мы позволим себе лишиться необходимого «топлива».

Все мы слышали выражение, что человек «находится не в своей стихии», т.е. имеет дело со сферой активности, которая чужда его истинной натуре. Например, человек воздушного типа, пытающийся отказаться от своих интеллектуальных по­требностей и зарабатывать себе на жизнь, работая чернорабо­чим, вероятно, будет чувствовать себя не в своей стихии. Если этот человек не будет компенсировать это участием в об­щественной или интеллектуальной деятельности в свободное от работы время, то он постепенно истощит себя, потому что его воздушная стихия не будет подзаряжаться. Другими сло­вами, стихия солнечного знака — это топливо, которое нужно человеку, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым! Это источник нашей основной энергии, позволяющий нам попол­нять свои жизненные силы, чтобы справляться со стрессами и требованиями повседневной жизни.

Хотя теоретически че­ловек может компенсировать то, что большую часть времени он тратит на работу, в которой чувствует себя «не в своей стихии», любой человек должен найти вид работы, который по-настоящему будет соответствовать его стихии, если он хо­чет, чтобы эта профессия удовлетворяла его в течение долгого времени.

Мы можем «подзаряжать наши батареи» путем вовлече­ния в такие виды активности, которые снабжают нас необхо­димым топливом. Поэтому водным знакам необходимо обще­ние с другими людьми водного типа или интенсивное эмоцио­нальное вовлечение во все, что они делают. Эти люди не могут отстраниться от своих переживаний, поэтому важно, чтобы они выбрали такой вид деятельности, который предоставит им полный простор для эмоционального выражения.

151

Огненным знакам необходима связь с другими людьми огненного типа, с вдохновляющими стремлениями и целями или физически ак­тивный вид работы. Земным знакам нужно принимать на себя материальную ответственность и обязательства, так как необ­ходимость справляться с вызовами материального мира сти­мулирует их энергию и питает их потребность выразить себя через практические достижения. Они могут также подзаря­жаться в тесном общении с другими людьми земного типа. Воздушные знаки ощущают потребность в регулярных кон­тактах с людьми сходного склада ума, в общественном вовле­чении, которое предоставляет им канал для выражения идей, или в таком виде работы, который обеспечивает им интеллек­туальную свободу и стимуляцию.

Человек может сознательно настроиться на необходимую энергию, развивая тесный физический контакт с этой сти­хией, так как в действительности земные знаки получают свою энергию от земли, воздушные знаки получают свою силу от воздуха, водные знаки — от потока чувств или контакта с самой водой, а огненные знаки — от Солнца и физической активности. Любой, кто сомневается в истинности этого ут­верждения, очевидно, не испытывал его реальность в собст­венной жизни. Ясновидящие с очень тонким восприятием го­ворили мне, что они могут видеть укорененность в земле Тельца, скалоподобную твердость Козерога, поток эмоцио­нальной восприимчивости, напоминающий водопад, у Раков, внезапную смену полярности, сходную с грозой, у Водолеев и т.д.

Следовательно, человек может воспользоваться кон­тактом со стихией своего солнечного знака для восстановле­ния сил после лишающего энергии воздействия жизненных обстоятельств.

Чтобы сделать это, земным знакам, естественно, нужно ощутить прикосновение к земле, чтобы приблизиться к при­роде и настроиться на силу роста деревьев и растений. Я был знаком с женщиной, имевшей Солнце и Луну в Тельце, кото­рая не знала астрологию, но которая обнаружила, что обрета­ет

152

спокойствие и умиротворенность, когда приходит к реке, чтобы часами повозиться в мокрой земле.

Воздушным знакам для восстановления сил нужен ясный чистый воздух, которого не найдешь в наших городах, влаж­ных долинах или сельскохозяйственных угодьях. Такой воз­дух можно найти в горах, где он не только чист, но также сух и свеж. Мой приятель-врач с Солнцем в Водолее говорит, что он считает наилучшей высотой для воздушных знаков высоту не менее 800 метров над уровнем моря, и сам живет на такой высоте по этой причине.

Водные знаки обычно ощущают, что жизнь вдали от ре­ки, озера, моря или океана подобна жизни в бесплодной пус­тыне. Они чувствуют себя в наилучшем психическом и эмоци­ональном состоянии, если имеют возможность окунуться в проточную воду или, по крайней мере, находиться рядом с водой. Некоторые читатели могут вспомнить, что знамени­тый американский ясновидящий Эдгар Кейс пришел к зак­лючению, что его психические способности работают более эффективно, если он находится недалеко от воды, что заста­вило его переехать на атлантическое побережье штата Вирги­ния. Солнце Кейса находится в Рыбах, и его психические толкования пестрят упоминаниями о благотворном влиянии нахождения вблизи воды для психической или метафизиче­ской работы.

Огненным знакам в хорошую погоду нужно быть на от­крытом воздухе, купаясь в лучистом сиянии солнца. Им так­же нужно оставаться физически активными, чтобы поддержи­вать свою огненную энергию. Огненные знаки, долго оста­ющиеся взаперти или не имеющие возможность совершать энергичные физические движения, вскоре начинают ощу­щать, что они как бы умирают.

Это причина того, почему лишающая движения болезнь или несчастный случай так часто имеют серьезные психологические последствия для ог­ненных знаков. Многие читатели, вероятно, замечали, что все огненные знаки, по-видимому, проявляют максимальную

153

энергию в светлое время суток и не знают, что делать с собой после наступления темноты. Огненной энергией можно запас­тись в летние месяцы, чтобы использовать ее позднее в более сумрачное и темное время года. Одна женщина с Солнцем во Льве когда-то говорила мне, что она никогда не болеет зимой, если предыдущим летом много времени провела на солнце. Однако в течение одного лета ей пришлось буквально все вре­мя оставаться в помещении из-за срочной работы, и следую­щей зимой она постоянно болела.

Ральф Мецнер (R.Metzner «Astrology: Potential Science and Intuitive Art») — один из немногих психологов, изучавших связь стихий с типами личности. В стэндфордском универси­тете Мецнер организовал небольшие группы, в которых он изучал взаимодействие между людьми с различными ком­бинациями стихий.

После ряда исследований и изучения астрологических корреляций стихий Мецнер сделал вывод, что четыре стихии символизируют типы людей, «усваивающих опыт с различны­ми скоростями и различными путями». Эти разные подходы к опыту приводят к тому, что четыре типа людей по-разному относятся к конфликтам или препятствиям, возникающим в их жизни.

Воздушные знаки склонны подниматься над конфликтом и обтекать его. Хотя позднее они могут обижаться на челове­ка, создавшего проблему на их пути, им редко не удается изящно разобраться с ней.

Водные знаки также питают отвращение ко всем видам конфликта (за исключением только некоторых Скорпионов). Они стараются обойти конфликт, пройти под ним, над ним или — если все это не удается — медленно «смыть» человека или препятствие на своем пути. Однако Скорпионы часто ищут вызовы и проблемы, подсознательно осознавая, что эти сложные проблемы пробудят их силу и лучшие способности. Тем не менее, большую часть времени Скорпионы будут со­хранять многозначительное молчание, не желая вызывать ненужный конфликт.

154

Земные знаки, будучи довольно твердыми по своей при­роде, склонны презирать конфликт, предпочитая медленно амортизировать натиск проблемы. Однако, если их припира­ют к стене, они способны нанести удар в полную силу. Это особенно верно для Тельцов — фиксированных земных зна­ков, которые сами никогда не будут искать конфликтов, но которые способны удивить своей силой и гневом при слишком большом нажиме.

Огненные знаки склонны брать верх над препятствиями, сжигать их или отпугивать их, демонстрируя свою силу. Они редко проявляют поведение, которое можно было бы назвать тактичным.

Л.Сарджент в своей прекрасной книге, посвященной сопо­ставлению карт (L.H.Sargent «How to Handle Your Human Relations»), придает большое значение стихиям для пони­мания того, как различные люди подходят к решению проб­лем. Л.Сарджент пишет, что огненные знаки энергично ре­агируют на ситуации, «стремясь к прямому действию в ре­шении проблем и склоняясь скорее к импульсивности, чем к осторожности. Земными знаками движет стремление к прак­тическим, полезным результатам. Они обычно обладают здравым смыслом, вне зависимости от того, используют ли они его или нет. Воздушные знаки любят все обсудить до конца, они обычно думают, прежде чем действуют. Водные знаки очень впечатлительны, чувствительны и интуитивны. Они склонны ожидать обстоятельств, которые помогут в ре­шении проблемы».

Как мы видим, понимание стихий может во многих отно­шениях способствовать самопознанию, показывая нам, как мы можем лучше ужиться с собой, удовлетворять свои потреб­ности и обновлять энергетическое поле. Стихии также указы­вают на то, как мы можем с пользой контролировать и направ­лять нашу энергию.

155

Средневековый врач-астролог Парацельс, которого Юнг считал предвестником современной психологии, связывал каждую из стихий с определенным природным духом. Эти духи, или их разновидности, встречаются во всей мировой мифологии и наглядно символизируют действие стихий. Здесь не место подробно останавливаться на вопросе, насколько «ре­альны» такие духи, но краткая ссылка на работы Парацельса прольет свет на то, как мы можем работать с этими силами.

Ундины считались духами воды, и Парацельс утверждал, что их следует сдерживать твердостью. Следовательно, мы можем понять, что людям водного типа нужно быть твердыми с собой и что твердость часто является лучшим способом обра­щения с человеком такого типа, особенно, если его эмоции вышли из-под контроля.

Духами воздуха считались сильфы, ими, по словам Пара­цельса, можно управлять путем постоянства. Ясно, что воз­душным знакам следует развивать четкий, последовательный подход к жизни. Принятие обязательств с непреклонной ре­шимостью — это трудный шаг для воздушных знаков, но он важен для их развития.

Духами огня считались саламандры, которых можно кон­тролировать главным образом с помощью спокойствия. Дру­гими словами, огненные знаки могут обуздывать импульсив­ное использование своей энергии, сознательно культивируя мирное и спокойное состояние удовлетворенности. Если ог­ненные знаки смогут научиться этому искусству спокойного восприятия жизни «здесь и сейчас», они смогут избежать мно­гочисленных стрессов и излишней траты энергии.

Земными духами считались гномы, которыми следует уп­равлять путем веселой щедрости. Очевидно, что веселая щед­рость не относится к качествам, которые можно обнаружить у земных знаков, поэтому они могут извлечь большую пользу, научившись этому. Я могу добавить, что величайшая сила и сияние земных знаков проявляется тогда, когда они усваива­ют это качество всей своей натурой.

156

Стихии в искусстве

целительства

Я не буду здесь вдаваться в детали о функционировании стихий в различных видах целительства, но об этом стоит упомянуть, чтобы получить другую перспективу реальности этих сил. В сущности, мы можем наиболее очевидным образом осознать силу стихий и их влияние на каждом уровне жизни, непосредственно испытав поток стихий в результате их ис­пользования в искусстве целительства. Я уже упоминал, что мистер А использовал в своей работе целителя основные жиз­ненные силы; более подробную трактовку его идей читате­ли могут найти в книге «Рожденный, чтобы исцелять» (Ruth Montgomery «Born to Heal»). Я также уже говорил о работе доктора Стоуна, а для полного описания его терапевтической системы, носящей название «терапия полярности», потребо­вался бы не один том. Д-р Стоун, больше чем любой другой западный врач, обрисовал полную научную картину четырех стихий таким способом, который делает эти силы доступными для лечения, когда они становятся несбалансированными. Хо­тя д-р Стоун написал целый ряд книг, большинство из них слишком техничны для неспециалистов. Однако у него есть несколько книг, вполне доступных для каждого, к ним отно­сится книга «Энергия: важнейший принцип в искусстве це­лительства» (R.Stone «Energy: The Vital Principle in the Hea­ling Art»), представляющая собой наиболее полное объясне­ние стихий. (В Приложении В приводится объяснение тера­пии полярности и ее взаимосвязи с астрологией.)

Многие из идей д-ра Стоуна были почерпнуты из Аюрведы — древней системы индусской медицины, полностью основан­ной на взаимосвязи стихий с пищей, погодой, физическими упражнениями, лекарствами и различными видами активно­сти. Китайская акупунктура — это еще один вид искусства

157

целительства, основанный на теории стихий. Любой, кто при­бегал к лечению такого типа, мог испытать реальность очень мощного энергетического потока, когда стимулируются опре­деленные точки, чтобы освободить блокированный или несба­лансированный энергетический «меридиан». Изучающие хатха-йогу также сталкиваются с теорией стихий и с их взаи­мосвязью с определенными энергетическими центрами (или «чакрами»), а люди, последовательно практикующие хатха-йогу, могут непосредственно испытать реальность стихий в собственной жизни. Д-р Вильям Девидсон, автор заслужива­ющей внимания книги «Лекции по медицинской астрологии» (W.Davidson «Medical Astrology Lectures»), был врачом-гоме­опатом, который прочел множество лекций о важности сти­хий. В его опубликованных лекциях можно найти упомина­ние о различных физиологических проблемах, возникающих из-за акцента конкретной стихии в натальной карте.

Все эти терапевтические системы основаны на сходной идее, что стихии являются жизненно важными силами. Как писал известный знаток трав 19 века, Сэмюель Томсон:

Все тела состоят из четырех стихий — Земли, Воздуха, Огня и Воды. Состояние здоровья — это правильный баланс и распределение этих стихий, а болезнь — приведение их в беспорядок.

Средневековая теория четырех телесных соков (желтая желчь, кровь, слизь и черная желчь) была основана на сход­ном представлении и связана с астрологическими стихиями. Эта теория заключалась в том, что, когда эти четыре телесных сока смешаны в точной и правильной пропорции у человека, он здоров и обладает хорошо сбалансированной индивидуаль­ностью. Малейшее преобладание одного телесного сока или стихии (которое мы все имеем, согласно нашим натальным картам) считалось влияющим не только на физические харак­теристики человека, но также на его цвет лица и темпера­мент.

158

В английском языке все еще можно обнаружить сле­ды этих старых представлений, так как слово «complexion» (цвет лица) означает «сплетенный вместе», а слово «темпера­мент» происходит от латинского temperamentum, что означает «смесь в пропорциях».

Эти древние концепции до недавнего времени осмеива­лись большинством западных ученых и врачей, пока откры­тие заново восточных методов целительства, а также возрож­дение гомеопатии и лечения травами не заставило непреду­бежденных ученых и врачей по-иному взглянуть на давно заброшенные идеи. Если мы действительно состоим из четы­рех основных энергий, то имеет смысл связывать лечение оп­ределенных болезней с энергетической настройкой человека. Д-р Обри Т.Вестлейк, автор книги «Паттерн здоровья» (А.Т. Westlake «The Pattern of Health»), — один из современных врачей, занимающихся исследованием этого вопроса. В своей книге д-р Вестлейк утверждает, что «болезнь в своей основе нематериальна», а скорее является результатом помех сво­бодному и беспрепятственному потоку основных жизненных энергий с последующим «блокированием, прерыванием, из­менением и искажением» этих энергий. И только тогда, по его словам, возникают определенные условия неустойчивости, дефицита, разрастания и т.д., которые мы называем болез­нью. Д-р Вестлейк называет стихии «формирующим эфиром» и говорит, что «свободный поток и гармоничное и сбалансиро­ванное взаимодействие этих сил составляют то, что мы назы­ваем состоянием здоровья или целостности». Высказывания д-ра Вестлейка перекликаются со словами д-ра Стоуна:

Никогда прежде мы не знали так много о болезни и патологических состояниях — и так мало о здо­ровье и целостности. Современная медицина — это действительно порочный круг, от которого нет спа­сения, пока мы продолжаем мыслить чисто в мате­риалистических рамках. Чтобы выйти из тупика,

159

необходимо начать осознавать, что в действительно­сти существуют силы, которые скрываются за про­явлениями материи.

Как же все это связано с астрологией? Просто благодаря использованию астрологии с правильным пониманием работы основных энергий (или стихий) мы можем установить, каких стихий недостает, какие в избытке или не сбалансированы, а какие, вероятно, являются источником проблем, физических, психологических и ментальных.

Как пишет д-р Вестлейк:

Сегодня впервые перед нами открывается воз­можность действительно превентивной медицины, так как мы можем теперь обнаруживать эти откло­нения от нормы, прежде чем они проявятся физиче­ски или сложатся в паттерн, известный нам как патологическое заболевание.

<< | >>
Источник: Стефан Арройо. Астрология, психология & четыре стихии. 1997

Еще по теме Психология индивидуума:

  1. 2. Юридическая психология как наука. Предмет, цели и задачи курса «Юридическая психология (психология в деятельности следователя)»
  2. Декларация прав важна для каждого индивидуума; но особенно она важна для «меньшинства»
  3. Башкирский А.И.. Юридическая психология (психология в деятельности следователя): Курс лекций, 2004, 2004
  4. Болотова А.К., Молчанова О.Н.. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие, 2012
  5. Болотова А.К., Молчанова О.Н.. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие, 2012
  6. Тема № 10. Возникновение психологии индивидуальных различий. Функционализм. Прикладная психология.
  7. Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Юридическая психология (психология в деятельности следователя)»
  8. Часть особенная. Судебная психология Глава 9. Криминальная психология.
  9. Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления)
  10. Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)
  11. 2. Психология предварительного следствия
  12. АКАДЕМИЧЕСКАЯ психология*
  13. Н,Н,КОНОВАЛОВ. КУРС: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, 2008
  14. Халперн Д.. Психология критического мышления.2000, 2000
  15. Система и структура юридической психологии
  16. 9. Психология расследования преступлений
  17. Использование психолога в процессе предварительного следствия.
  18. Раздел I. Введение в юридическую психологию