<<
>>

ФЕНОМЕН ДВИГАЮЩИХСЯ ГРОБОВ

Странный феномен самоперемещающихся в склепе гробов ввел в научный оборот Э. Ленг (1844-1912) - английский писатель, историк, антрополог, этнограф, филолог, фольклорист и исследователь аномальных явлений.

И сделал он это в достаточно осторожной форме - выступил в 1907 году перед членами Фольклорного общества Великобритании с анализом рассказов о нескольких случаях самодвижущихся гробов. Коллеги восприняли сообщение докладчика совершенно спокойно - фольклористам доводилось выслушивать и не такое! - и рекомендовали доклад напечатать. Он был опубликован в английском журнале "Фольклор", в его 18-м томе за 1907 год. Так эта тема стала достоянием фольклористов и психоисследователей. И те и другие рассматривали ее со своих узкопрофессиональных точек зрения: для фольклористов это было нечто вроде мифологических рассказов, парапсихологи же анализировали возможные доказательства реальности тех неправдоподобных событий и вели поиски похожих случаев; сейчас их известно около полудюжины.
Сведения о самом первом таком происшествии были напечатаны в одном из лондонских журналов за 1760 год. Согласно этому сообщению, странные явления наблюдались в склепе, принадлежавшем одной французской семье из деревеньки Стентон, графство Суффолк, Великобритания. Безымянный автор сообщил, что когда какое-то время тому назад открыли склеп, чтобы похоронить скончавшегося члена этой семьи, то, к удивлению многих жителей, увидели, что несколько тяжеленных свинцовых гробов оказались смещенными со своих мест. Их поставили на место, а склеп замуровали. Когда через 7 лет умер другой член семьи, при вскрытии склепа обнаружили, что гробы опять стоят не на месте. Спустя 2 года вновь пришлось размуровывать склеп: гробы не только были сняты с постаментов, но один из них " взобрался " на четвертую ступеньку входа! Он оказался столь тяжелым, что 8 человек не без труда водрузили его на положенное ему место.
Следующий по времени случай считается лучше засвидетельствованным (в том числе современниками) и задокументированным. Арена странных "грободвижений" - семейный склеп Чейзов при Церкви Христа на острове Барбадос - заморском владении Великобритании. Время действия - второе десятилетие прошлого века. Глава семьи, полковник Томас Чейз, задумал построить семейный склеп и сделал это, надо сказать, с размахом. В готовом виде усыпальница имела внутренние размеры 12x7 футов, была углублена в землю почти на 5 футов, причем на 2 фута она была выдолблена в скальной породе. Стены и пол выложили камнем. Сверху склеп прикрыли тяжеленной плитой из голубого девонширского мрамора, залив ее по краям цементом. Все сооружение находилось на высоте 100 футов выше уровня моря. Недолго склеп простоял пустым. Его первым обитателем стал свинцовый гроб с телом Томазины Годдард. Случилось это 31 июля 1807 года. Такой же гроб с телом Мэри - младшей дочери полковника - появился в склепе 22 февраля 1808 года. 6 июля 1812 года в склеп внесли свинцовый гроб с телом Доркас - старшей дочери Чейза. А 9 августа 1812 года туда же в свинцовом гробу поместили тело самого Томаса Чейза. Однако при вскрытии усыпальницы обнаружили, что два свинцовых гроба оказались не на месте, в частности гроб Мэри - в противоположном углу от места, где он был установлен. После каждого вскрытия склеп тщательно замуровывали, следы проникновения в него отсутствовали, а потому случай произвел на всех весьма тягостное впечатление. Осенью 1816 года умерли сразу двое родственников Чейзов. Тело С. В. Эймеса, ребенка, внесли в склеп 25 сентября, Самуэля Брюстера - 17 ноября. Каждый раз при размуровывании усыпальницы размещенные в вей свинцовые гробы находили разбросанными. То же самое увидели 7 июля 1819 года - когда вскрыли склеп, чтобы внести в него гроб с телом другой родственницы, Томазины Кларк, оказалось, что все гробы вновь переместились! На похоронах Томазины Кларк присутствовал лорд Комбермер, губернатор Барбадоса.
Он пришел не столько за тем, чтобы отдать ей последний долг, сколько для того, чтобы лично убедиться в достоверности слухов, будоражащих вверенное его попечению население острова. Увидев все собственными глазами, он решил принять меры. После того как гробы были положены на место - по три пары, один над другим, он тщательно обследовал пол и стены. По его распоряжению был сделан точный рисунок расположения шести гробов, пол склепа посыпали тонким слоем белого песка. Затем усыпальницу закрыли тяжеленной мраморной плитой и тщательно зацементировали. В еще не затвердевшем цементе губернатор в нескольких местах поставил свою печать, то же сделали и другие приглашенные им ответственные лица. 18 апреля 1820 года изнутри склепа послышался шум. Об этом тут же дали знать губернатору, и он решил вскрыть склеп немедленно. Население острова было взбудоражено, и к началу размуровывания у Церкви Христа собралось несколько тысяч человек. Прежде всего проверили печати на застывшем цементе - они были не тронуты. С трудом разбили цемент и сдвинули плиту в сторону". Все 6 гробов вновь лежали в беспорядке, а самый тяжелый - Томаса Чейза, стоял вертикально! А его едва поднимали 8 человек. Песок на полу остался нетронутым - человеческих или иных следов на нем не было. Расположение разбросанных в беспорядке гробов зарисовали, гробы из склепа убрали и захоронили каждый в отдельной могиле, после чего усыпальница Чейзов перестала вызывать головную боль у губернатора и панику среди населения острова. - Некоторое время спустя ареной сходных событий стал другой остров - Эзель, в Эстонии. Случилось это в 1844 году. На том острове был один-единственный город - Аренсбург. Недалеко от него располагалось кладбище, рядом проходила дорога в город. С некоторых пор путники, проезжавшие по ночам мимо кладбища, вдруг стали слышать раздающиеся оттуда стоны и стуки, а лошади безумно пугались и неслись сломя голову. На кладбище стоял склеп, принадлежавший семейству Бунсгевденов. Когда один из них умер, гроб с его телом намеревались захоронить в склепе, где уже покоились останки прежде умерших членов семьи.
Но когда его вскрыли, нашли гробы в невообразимом беспорядке - они были не только разбросаны, но в некоторых случаях лежали друг на друге! Только три гроба остались на месте - два детских и один с телом старухи. Все это вызвало волнение среди местного населения. Решили создать комиссию для расследования странного случая. В нее вошли барон Гульденштуббе - председатель, а членами стали бургомистр, член магистрата, священник и врач. Гробы были расставлены по своим местам, пол и ведущие в склеп ступени посыпали тонким слоем золы, склеп замуровали, двери опечатали печатью консистории и городского управления, выставили круглосуточную охрану из солдат. Через три дня склеп вскрыли, предварительно проверив сохранность печатей. На этот раз все находилось в еще большем беспорядке, оказались не на своих местах даже те три гроба, которые ранее оставались нетронутыми. Многие из гробов стояли торчком, "головой" вниз. Но это было еще не все. Крышка одного из гробов оказалась сдвинутой, и из-под нее высовывалась оголенная по локоть высохшая рука трупа. Каких-либо следов человека на тонком слое золы не было. Самодвижения гробов продолжались до тех пор, пока Бунсгевдены не догадались все их предать земле. Примерно в то же самое время или несколькими годами позже (сообщивший в 1867 году этот факт человек указывает: "около двадцати лет тому назад") стали двигаться гробы в одном из склепов сельского кладбища деревни Гретфорд, графство Линкольншир, Англия. Трижды при каждом очередном его вскрытии при отсутствии каких-либо следов проникновения все находившиеся там свинцовые гробы оказывались в беспорядке: одни стояли торчком, другие - прислоненными к стене. Некоторые из гробов были столь тяжелы, что шесть человек с трудом водружали их на место. Чем закончилась история, неизвестно. Имеется сообщение, что примерно в 1880 году в подземном склепе церкви в Борли, в 60 милях к югу от Лондона, не раз находили захороненные в нем гробы на неположенных местах. Вообще-то это весьма правдоподобно, поскольку раньше рядом с этой церковью стоял дом приходских священников Борли-Ректори, пользовавшийся дурной известностью: он был беспокойным и сгорел в 1939 году.
Итак, перед нами прошли достаточно однотипные истории, некоторые из них весьма надежно засвидетельствованы. Однако их приемлемого объяснения пока никто не смог предложить. Вода, в которой всплыли свинцовые гробы? Во всех случаях в склепах признаков воды не было. Подвижки земной коры? Но почему же гробы в соседних склепах вели себя спокойно? Злоумышленники? Но "почерк" действий явно какой-то нечеловеческий, да и эксперименты с круглосуточной охраной склепа и нетронутые печати не оставляют этому предположению никаких шансов на правдоподобие. Тогда что же это? Пока вопрос повисает в воздухе. Есть еще один вариант ответа: во всем "виноват" полтергейст. Ведь в самом деле, редкая книга об этом загадочном явлении проходит мимо феномена самопередвигающихся гробов. Правда, в наиболее серьезных работах о проделках шумных духов подобные случаи рассматриваются в разделах, посвященных тем явлениям, которые нельзя отнести к полтергейсту. Ведь феномену "грободвижений" не свойствен полтергейстный синдром - совокупность симптомов, присущих каверзам шумных духов, проделки которых в 80 % случаев так или иначе связаны с конкретными живыми людьми. Когда же дело касается мертвых, обычно проявляется синдром "беспокойных домов". Хотя возможны и промежуточные случаи. И тем не менее симптом "грободвижений" все-таки более близок симптоматике именно беспокойных домов, и потому его не следует относить к проявлениям полтергейста.

<< | >>
Источник: В.М. КАНДЫБА. Загадочные Сверхвозможности человека. 2000

Еще по теме ФЕНОМЕН ДВИГАЮЩИХСЯ ГРОБОВ:

  1. ТЕМА 1. Философия как социокультурный феномен Лекция 1. Философия как социокультурный феномен
  2. Магомед-Эминов М. Ш.. феномен экстремальности.2008, 2008
  3. Феномен отсрочки.
  4. Буквенный феномен
  5. Бескова И.А.. Феномен сознания. 2010, 2010
  6. 5.1.2. Феномен профессионального выгорания
  7. 2.3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
  8. Феномен Японии
  9. КУЛЕШОВОЙ ФЕНОМЕН
  10. Психологическая защита как феномен
  11. 9.9. Реперфузионный синдром. Феномен “no-reflow”
  12. ПОПЫТКИ ОБЪЯСНЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРЕДВИДЕНИЯ.
  13. Феномен «культурного тела»
  14. 2. СВОБОДА ТА ФЕНОМЕН ЧУЖОГО
  15. Истоки «гибридного феномена»
  16. ВОЕННЫЕ и пси-феномены
  17. Абсолютизация смерти как феномен культуры