<<
>>

Роли, несущие смерть

Наиболее коварной пьесой в театральном мире считается «Макбет» Шекспира. В ней имеется так называемая «Песня ведьм», которую, как полагают, ни в коем случае нельзя исполнять во время репетиций, поскольку в противном случае она принесет несчастья ее исполнителям.

Существует легенда, что слова этой песни Шекспир взял от настоящих колдуний и тем самым обрек актеров на постоянные напасти.

Подобным образом считаются приносящими несчастья роли, в которых герой умирает, а также сцены с могильными крестами, покойниками, гробами или с нечистой силой.

В 1967 году у нас вышел на экраны первый советский фильм ужасов — «Вий», в котором роль ведьмы сыграла молодая Наталья Варлей. Уже во время съемок актриса едва не убилась, свалившись с летящего на большой высоте гроба. А по завершении съемок Варлей тяжело заболела, и ее спасло только то, что она замаливала свой грех исполнения этой роли в церкви. Не исключено, что осадок роли все‑таки на ней остался, — она трижды была замужем, но в итоге все равно в одиночестве растила двоих своих сыновей.

Но еще более зловещую роль этот фильм сыграл для оператора и режиссера фильма — он для них оказался последним.

Роковой список продолжает и Василий Шукшин, который умер через несколько месяцев после своей экранной гибели в «Калине красной», снятой в 1974 году. Леонид Быков погиб в результате дорожной аварии ровно через два года после своей похожей смерти на экране в 1979 году. А в 1980 году умирает и Владимир Высоцкий — день в день с началом премьерного показа «Маленьких трагедий», где он в своей кинематографической роли погибает от пожатия руки Командора. Надо признать, что и в предыдущих фильмах — «Интервенция», «Служили два товарища», «Опасные гастроли» — все герои Высоцкого также умирали насильственной смертью. Этот список актеров и их ролей можно продолжать очень долго.

Не случайно в театральных кругах всегда существовало поверье: если роль заканчивается смертью героя, значит, и собственная смерть не за горами.

Во многом это, разумеется, связано большой психологической слитностью актера и роли, от которой иногда трудно избавиться даже по истечении многих лет, в особенности если эта роль трагическая.

Традиционно опасной считалась роль Ивана Грозного. Так, например, известно, что актер МХАТа Н.П. Хмелев умер в этой роли прямо на сцене, а в кинематографе данная роль стала завершающей в карьере Евгения Евстигнеева, после которой он скоропостижно скончался. Та же участь постигла и Олега Борисова вскоре после съемок фильма «Гроза над Русью», где он сыграл роль этого царя. Александр Михайлов, исполняя роль царя‑изверга, едва не отдал концы: у него началось горловое кровотечение. Наиболее удачливым в этой роли оказался Николай Черкасов, но и он через два года после съемок попал в дорожную аварию, во время которой едва не погиб.

Всегда зловещей считалась роль Сатаны и вообще нечистой силы, о чем можно судить по вышеупомянутой Панночке в исполнении Н. Варлей. Так, например, Шаляпин из‑за необыкновенной силы и чистоты голоса являлся традиционным исполнителем арий Мефистофеля в одноименной опере Бойто и аналогичной роли в опере Гуно «Фауст». Чего, к примеру, стоит одна его ария — «Люди гибнут за металл!..». Однако сам Шаляпин называл эту роль «одной из самых горьких неудовлетворенностей» в своей артистической карьере. По воспоминаниям его дочери, он подолгу молился, исповедовался и совершал посты как до, так и после исполнения этой роли, чтобы очистить себя от греха. Возможно, это и спасло его от каких‑либо несчастий, навеянных этим образом.

<< | >>
Источник: Аркадий Дмитриевич Вяткин. Книга секретов Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами. 2011

Еще по теме Роли, несущие смерть:

  1. 5. Самодержец - человек, несущий гнет власти,
  2. — Смерть Грациана. — Св. Амвросий. — Первая междоусобная война с Максимом. — Характер, управление и покаяние Феодосия. — Смерть Валентиниана II. — Вторая междоусобная война с Евгением. — Смерть Феодосия. (340–397 гг.)
  3. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти)
  4. 2.1.2. Страх смерти и отчаяние (эмоциональные абсолютизации смерти)
  5. Смерть - явление естественное в цепи жизни. Смерть одного есть начало жизни другого.
  6. Самодержец - человек, несущий гнет власти, а потому почитаемый народом как человек нравственного подвига.
  7. Философ не видит никакого таинства в рождении и смерти (39, с. 32); их чередование в этом мире есть только смешение и разделение элементов (В 52), а вовсе не рождение и смерть в традиционном понимании:
  8. 3. Антиобщественные роли преступников
  9. 1.4. Социальные роли личности
  10. 4.3. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
  11. Командные роли по Белбину
  12. 3.10. Групповые роли
  13. О роли государства в переходный период.