<<
>>

Табу

Табу — полинезийский термин, обозначающий какие‑либо социальные и психологические запреты для членов племени. Нарушение табу влечет за собой наказание, налагаемое законами этого сообщества. Однако очень часто несоблюдение установленных в племени запретов приводит к смерти нарушителя еще раньше.

Причиной является чисто магическая составляющая данного табу, которая особым образом воздействует на психику и на весь организм человека, даже случайно преступившего закон.

Количество самых разных запретов в первобытном обществе поистине огромно. Многие из них совершенно бессмысленны с рациональной точки зрения, но выполняются неукоснительно, как религиозное требование. Нарушение табу, согласно представлениям аборигенов, влекло освобождение запредельной иррациональной силы, до этого находящейся в сокровенном состоянии, в результате чего человек заболевал и умирал мучительной смертью. Остатки этого сохраняются и поныне в нашем цивилизованном обществе, которое попросту не может существовать без моральных и юридических запретов и ограничений. Однако наказание за такое нарушение осуществляется чаще органами юстиции и правопорядка, а также общественным мнением, реже — психикой самого нарушителя. Случаи, когда человек, преступивший закон, погибал исключительно от осознания собственного прегрешения, бывают, но они чрезвычайно редки.

Рудиментарным примером табу являются правила этикета, особенные в каждых странах, которые не принято нарушать. Так, например, известный случай, когда журналист из Ирака бросил свою туфлю в президента Буша, то он сделал это не с целью причинить ему увечье, а только из презрения. Другими словами, он хотел его унизить, поскольку в арабских странах подошвы ног «морально грязны», и, когда человек бросает в кого‑то обувь, он тем самым стремится оскорбить противника.

Был аналогичный случай, когда одна европейская парочка занималась любовью на пляже в Дубаи, но была «застукана» местными полицейскими. Их признали виновными, но не за непристойное поведение, как можно было бы подумать, а только потому, что они занимались этим, не будучи в браке, что в Эмиратах считается серьезным нарушением закона.

Но бывает и наоборот, когда какие‑либо правила, неприемлемые для европейцев, считаются вполне допустимыми для аборигенов. Так, к примеру, один мой знакомый врач, будучи в африканской стране, рассказывал, что перед въездом в их столицу, где всегда множество европейских туристов, расположены посольства и государственные учреждения, висит огромный рекламный щит, на котором крупными буквами на местном наречии написано: «Въезд и вход в столицу без штанов запрещен». А для неграмотных аборигенов еще и нарисован жирно перечеркнутый голый зад.

Вспоминается также случай, упомянутый Чарльзом Дарвином в одной из его книг, когда исследователь увещевал дикаря, съевшего свою жену, что он поступил нехорошо. На что тот деликатно ответил: «Вы ошибаетесь, она была очень вкусная».

<< | >>
Источник: Аркадий Дмитриевич Вяткин. Книга секретов Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами. 2011

Еще по теме Табу:

  1. § 5. Причины и условия возникновения права. Пути его формирования
  2. в сфере социальных регуляторов:
  3. §1. Понятие социальной ответственности
  4. Коммуникативная функция
  5. Природные сообщества.
  6. Тема 6. РОЛЬ И МЕСТО БЮРОКРАТИИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
  7. 8.1 Понятие, структура и содержание организационной культуры
  8. Теория субкультур
  9. Секуляризация образования и потеря сакрального образа бытия
  10. Свободная мысль и сиднейские либертарианцы
  11. Теория субкультур
  12. Общая характеристика происхождения государства и права.
  13. Происхождение государства и права
  14. Механизм правового регулирования
  15. 2.3 Критериальная основа поведения
  16. 3 Психоаналитическая концепция личности и общества