<<
>>

Мулатантра как возможность ниродхи.

На последних стадиях мулатантры так же возможно проживание «Освобождения – отдаления, которое подобно нирване и называется ниродха (прекращение). В нирване осознание берет своим объектом прекращение сознания, в состоянии ниродха сознание исчезает также и принимает качество «незапятнанного ума».

Абсолютного прекращения всех 8 видов сознания крайне трудно достичь.

Ниродха, как вариация мулатантры, достижима только для “того, кто не вернется” и архата, и только при условии, что он овладел всеми восемью дхьянами. Ни вошедший в поток, ни “тот, кто вернется еще раз” не отказались еще в достаточной степени от эго, жажды личного существования, чтобы овладеть той сверхконцентрацией, которая требуется в ниродха. При достижении сахаджа самадхи - состояния полного небытия даже малейшее желание будет служить препятствием.

На пути к ниродха медитирующий практикует проницательность, беря за основу каждую дхьяну и последовательно добираясь до восьмой дхьяны “ни восприятия, ни не-восприятия”.

С прекращением этого последнего очень тонкого состояния сознания он входит в ниродха. Говорят, что это прекращение, ниродха, является “реальным по-иному”, потому что все сведения о нашем переживании реальности даже в самых тонких состояниях отсутствуют.

Хотя ниродха может длиться до семи дней в человеческом отсчете времени, в самом состоянии нет временной последовательности: моменты непосредственно предшествующий и последующий кажутся неразрывными. Семидневный предел для ниродха, обусловлен физиологией. Биение сердца у медитирующего и обмен веществ прекращаются вместе с сознанием (или, вероятнее, продолжают иметь место ниже порога восприятия). Обменные процессы продолжают протекать на остаточном уровне, и потому тело медитирующего не распадается подобно трупу.

Прежде чем войти в это состояние, медитирующий должен заранее наметить себе, сколько времени он будет в нем оставаться. При выходе из него он проходит дхьяны в обратном порядке, пока не достигает нормального сознания. На восьмой дхьяне возвращается сознание, на третьей - нормальное телесное функционирование, на первой - мысли и чувственные восприятия

<< | >>
Источник: Козлов В.В.. Психология буддизма. 2010

Еще по теме Мулатантра как возможность ниродхи.:

  1. Самая последняя возможность мулатантры - паранирвана
  2. Мулатантра. Возможное продолжение
  3. Экстремальность метапсихологически мы определили как ситуацию возможности, а именно, двоякой возможности: возможности невозможности, открывающей возможность возможности.
  4. Мулатантра.
  5. Свобода как возможность выбора
  6. Свобода как возможность выбора
  7. Возможность философии как науки
  8. Рационализм, воспринятый как единственно возможный путь познания,
  9. § 27. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм. Возможности и границы науки
  10. Возможность повышения доверия к результатам выборов в связи с исключением возможного воздействия «человеческого фактора» на итоги голосования
  11. 2. Кривая производственных возможностей Производственные возможности в условиях неполного использования ресурсов, экономического роста и альтернативного выбора
  12. В то время как действующее процессуальное законодате­льство ничего не говорит о применения судами обычая, сама эта возможность вы гскаст из целого ряда норм материального права.
  13. В психологической литературе экстремальность, несмотря на разнообразие возможных подходов, чаще всего трактуется как «экстремальные условия», «факторы», «ситуации» и в целом согласуется с первым из шести выделенных нами подходов.
  14. 2.6 Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.
  15. Тема 4. эволюция политики японии в АТР Б.М. Афонин[86] 1. США как главный военно-политический союзник Японии в АТР 2. Японо-китайские отношения в прошлом и настоящем 3. Политика Япония на Корейском полуострове 4. Российско-японские отношения: возможности и ограничения
  16. ТЕМА 7. Международные миграционные процессы: российский Дальний Восток Л.Н. Гарусова[142] Международная миграция: сущность, значение, возможности регулирования. Особенности миграционных процессов на российском Дальнем Востоке. Проблема адаптации и социализации мигрантов как фактор национальной безопасности
  17. Возможность и вероятность
  18. Возможность и случайность
  19. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ