<<
>>

§ 1. Человек и экономика

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончатель­ного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумного», равно как и об отправной точке его эволюции.

Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Человек — существо обществен­ное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятель­ность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств.

В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека эконо­мическая теория анализирует решающую область жизнеде­ятельности людей, а именно сферу производства и распре­деления жизненных благ в условиях ограниченных ресур­сов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и обще­ственных интересов.

Экономическая теория в изучении человеческого обще­ства исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъяв­ляют и новые требования к физическим и интеллектуаль­ным параметрам человека. Можно сказать, что, будучи творением человека, новые средства производства в свою очередь преобразуют труд, придавая ему соответствующие

16

своему новому уровню профессионально-квалификацион­ные качества.

Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходи­мостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать эпоху первобыт­ной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необ­ходимые усилия.

Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс — стремление избежать тягости труда, прежде всего физиче­ского, заставляло (и заставляет по сей день) человека тру­диться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ. Так, чтобы не ходить пешком, изобре­тается колесо; чтобы не рыть землю руками — создаются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы и т. д. Недаром существует поговорка, что богатство создано не трудом, а ленью человека: в этом забавном выражении отражен вышеприведенный парадокс.

В теории рыночного хозяйства вообще вопрос о том, является ли труд первой жизненной потребностью или нет, не рассматривается. Теория рынка трактует труд как свое­образный вид издержек, который несет человек, прежде чем он сможет приобрести необходимое благо.

Заметим, что мечтой всех утопий и тоталитарных режи­мов было стремление воспитать население в духе трудового энтузиазма так, чтобы человек и не помышлял об адекват­ном денежном (или натуральном) вознаграждении. Однако эта задача оказалась не из простых. Пропаганда и насилие обладают известным производительным потенциалом, но временная продолжительность этих двух инструментов не­велика.

Таким образом, мы приходим к проблеме мотивации труда. Каковы стимулы к труду в различных хозяйственных системах? Во многом это зависит от способа соединения производителя со средствами производства1.

Принято считать, что отделение производителя от средств производства ведет к отчуждению труда. Под этой

Современная западная экономическая теория использует термины «капитальные блага» или «инвестиционные товары», а не «средства произ­водства». Подробнее о характеристике этих категорий — в гл. 3.

17

категорией, использующейся и в философии, и в социоло­гии, подразумевается «социальный процесс, характеризую­щийся превращением деятельности человека и ее резуль­татов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему» (Философский энциклопедический сло­варь.

M., 1989. С. 456). Отчуждение труда, как может показаться на первый взгляд, тем больше, чем больше «пропасть», отделяющая производителя от средств произ­водства.

Думается, что отчуждение труда зависит не просто от факта разделенности производителя и средств производст­ва. Да и в каких социальных системах эти два элемента непосредственно соединены? Очевидно, лишь в первобыт­ном обществе да в хозяйстве ремесленника (так называе­мого «простого товаропроизводителя»). Во всех других — рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, со­циалистическом — отчуждение определяется не столько фактом отделения производителя от средств производства, сколько фактом внеэкономического принуждения к труду (насилия). Если принять во внимание это обстоятельство, то отчуждение проявляется более всего там и тогда, где и когда используются насильственные способы соединения работника со средствами производства: рабовладение, фе­одализм, тоталитаризм под вывеской «социализма». И в меньшей степени отчуждение свойственно социально-эко­номической системе, где соединение осуществляется пу­тем купли-продажи труда, путем материального, денежного стимула.

§ 2. Модель человека в экономической теории Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в конкретной системе историче­ских координат, т. е. построить модель человека. Эта модель включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и прежде всего мотивы экономической актив­ности, ее цели, а также особенности физических, психоло­гических и интеллектуальных возможностей человека, ис­пользуемых им для достижения поставленных целей. При

18

этом важно отметить, что все гуманитарные науки, т. е науки, связанные с изучением человека, общества (фило­софия, история, социология и др.) пытаются понять чело­века с точки зрения своего предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью.

Как здесь не вспомнить притчу о слепцах, прикоснувшихся и ощупывающих слона и пришедших к различным выводам о природе этого жи­вотного. Тот, кто провел рукой по ноге, утверждал, что перед ним — дерево, державшийся за хобот был уверен, что это змея и т. д. Полное (но не абсолютно достоверное) представление о многообразии, духовном и физическом богатстве личности человека могут дать лишь все гумани­тарные науки, да и то лишь в рамках достигнутого каждой из них уровня познания.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономическо­го поведения людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности человече­ских потребностей.

Конечно, образ «человека экономического», или «homo economicus» страдает определенной односторонностью, поскольку человек — не только «человек экономический» И тем не менее экономическая деятельность людей — существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Особо следует подчеркнуть огромную роль в мотивации экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намерение» и т. д. Так, например, в России сложившаяся веками и возведенная в степень 70-летним господством коммунистической идео­логии коллективистская и патерналистская психология оказалась существенной преградой в проведении рыноч­ных реформ, психологической основой которых с необхо­димостью является разумный индивидуализм и экономи­ческая обособленность хозяйствующих агентов.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить четыре.

19

V

Первое направление представлено английской классиче­ской школой, маржинализмом и неоклассиками (см. гл. 2 — краткий обзор основных школ в экономической теории).

Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого на­правления, ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотиваци-онным стимулом деятельности «экономического челове­ка». Модель «homo economicus» — наиболее известная из рассматриваемых моделей. Разработанная еще в XVIII в., она дожила до наших дней и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории. «Homo economicus», как предполагается, обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, кото­рый в состоянии обеспечить реализацию его целей в усло­виях свободной конкуренции. Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не де­формированная рыночная структура не терпит никакого воздействия извне (со стороны государства, например), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия.

Анализ экономического поведения людей в рамках мо­дели «homo economicus» предполагает использование по­стулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограни­ченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рациональ­ного поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политиче­ских, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.

Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных послед­ствий, например, государственной экономической полити­ки возможно только тогда, когда предполагается, что чело­век будет вести себя экономически рационально.

«Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и беспо­лезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу... ее предсказательная сила выше в тех областях общественной жизни, где реше­ния принимаются более обдуманно» (П. Хейне. Экономи­ческий образ мышления. M., 1991. С. 444).

При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую скорее как тео­ретическое допущение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся инфор­мацию и достигает наивысшего разрыва между достигну­тыми результатами и произведенными затратами (макси­мум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рацио­нальность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, инту­иции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.

Анализ экономического поведения человека затрудняет­ся и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с развитием человеческого общества.

Второе направление присуще кейнсианской школе, инс-титуционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляют­ся более сложными. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психоло­гического характера — милосердие, цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей вследствие не­достаточной информированности хозяйствующих субъек­тов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п.

В этих условиях представляется невозможным достиже­ние целей хозяйствующих субъектов через посредство сво­бодной конкуренции, тем более, что кроме индивидуаль-

20

21

ного, здесь возникает еще и выраженный групповой инте­рес, складывающийся вследствие стремления хозяйствен­ных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими ин­тересами.

В этих моделях общество имеет более сложную структу­ру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.

Третье направление представлено принципиально новой моделью субъектов социально-экономического процесса, отражающей современные реалии. Для нее характерно из­менение мотивации деятельности в направлении возраста­ния значения тех или иных составляющих, которые обес­печивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, слож­ность и др.). Новой модели присущи значительная инфор­мированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, ее отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыраже­ния, установления связей с другими людьми, свобода ду­ховного самоопределения, свободного выбора типа культу­ры и общественно-политических взглядов. Эта модель со­циально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралисти­ческих началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.

Заслуживает упоминания и такая специфическая модель как «советский экономический человек», уходящая своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающая основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйст­ва.

Эта модель характеризуется прежде всего раздвоенно­стью целевой функции экономического поведения инди­вида, определяемого стремлением к личному благосостоя­нию. Труд на государство сопровождается жесткими огра­ничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непос-

22

родственного производителя от средств производства. По­этому здесь доминируют стремления к минимизации тру­довых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преоблада­ет ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присут­ствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются специфическим образом, в основ­ном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для об­хода их указаний, обмана, приписок и др. Создается бла­гоприятная почва для группового эгоизма, противопостав­ляющего интересы отдельных коллективов государствен­ным, что является естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики.

Неэффективному в силу вышеназванных обстоятельств труду на государство противостоит труд на себя как в легальной (индивидуальная трудовая деятельность, работа в кооперативах, на приусадебных и садовых участках и др.), так и в нелегальной (теневая экономика) сферах. Здесь наблюдается рационализация трудовых затрат в целях мак­симизации получаемого дохода. В сферах работы «на себя» появляется способность рисковать, активное стремление к поиску новой информации, установлению деловых контак­тов, к дифференциации трудовой деятельности.

Раздвоенность целевой функции «советского экономи­ческого человека» не только снижает общую эффектив­ность функционирования экономики, но и вызывает губи­тельные нравственные издержки.

Интересно, что сама раздвоенность целей порождена неистребимыми чертами человека, представленными в мо­дели «homo economicus». Ведь даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получе­нии выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный аме-

23

риканский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии )а 1992 г. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о количестве желаемых детей в семье, совершение преступлений, принятие реше­ний о продолжении образования и др., где везде прослежи­вается рациональный выбор, о котором говорилось выше. Такова краткая характеристика основных моделей чело­века в экономической теории. Носящие в целом абстракт­ный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человевеческому факто­ру» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формиро­вать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероят­ности последствия тех или иных экономических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли чело­века как центра экономической системы современного общества, роли хозяйствующего субъекта в «смешанной экономике».

Основные понятия:

Мотивация труда

Отчуждение труда

Внеэкономическое принуждение

Модели человека в экономической теории

«Homo economicus» как теоретическая модель

Рациональное экономическое поведение (рациональный

выбор).

<< | >>
Источник: Чепурин M. H.. КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 1996

Еще по теме § 1. Человек и экономика:

  1. Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Глава 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ
  2. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан по управлению в сфере экономики, виды объектов экономики
  3. Переходная система как модель экономики. Основные направления формирования рыночной экономики
  4. 59 СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЕЕ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ПРИНЦИПЫ. ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
  5. 3. Философский смысл понятия «человек». Многомерность человека и его бытия
  6. Общество и человек: человек в системе социальных связей и отношений
  7. 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
  8. Ничтожеством человек становится, когда его вырастят обязательным человеком.
  9. 3. Проблема бытия человека. Человек в условиях отчуждения и «пограничных ситуаций».
  10. 1. Бог любит человека и создал его таким образом, что человек может знать Бога.
  11. Минчукова Л.А.. Международная экономика: вопросы и ответы. Часть 1.Современные тенденции развития мировой экономики.2007, 2007
  12. ПРИЗЫВ К УНИВЕРСАЛЬНОЙ КАЛИБРОВКЕ – ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ
  13. ПРИЛОЖЕНИЕ В. Праксиологическая экономика и математическая экономика
  14. Модуль 2 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Тема 14. Природа человека и смысл его существования
  15. Раздел пятый ЧЕЛОВЕК, ПРАВО, МИРОВОЙ ПРАВОПОРЯДОК Глава 31 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  16. Самодержец - человек, несущий гнет власти, а потому почитаемый народом как человек нравственного подвига.
  17. 20. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека и их классификация. Внутригосударственная и международная система защиты прав человека.
  18. Активная информация о взаимоотношениях человека с человеком