<<
>>

4.1. Исторический процесс зарождения и развития меновой торговли

Возьмем материалы II Советско-американского симпозиума, который состоялся в 1986 г. в г. Ташкенте. Согласно этим материалам, начало регулярного товарного обмена, основанного на отделении животноводства от земледелия, фиксируется не ранее второй половины VIII тысячелетия до н. э. Более уверенно называется здесь рубеж YIII-YII тыс. до н. э., который признается как начало "неолитической ре­волюции". В отношении последней В. Башилов отмечает, что «исходным пунктом кардинальных изменений в древней экономике нужно считать момент сложения всей совокупности предпосылок "неолитической революции" и прежде всего пищевого комплекса»1.

На Ближнем: Востоке был освоен пищевой комплекс, в состав которого входили пшеница, ячмень, козы, овцы и крупнорогатый скот. По словам другого участника ташкентского симпозиума Ф. Холла, отсюда "мы получаем информацию о процессе отделения пастушеского дела от земледелия как дополнительного способа обеспечения жизнедеятельности в рамках интегрированного общества"2.

Рядом и в связи со специализацией земледелия и животноводства происходило отделение ремесла, известное как второе крупное общественное разделение труда. Здесь важно воспринять переход от второстепенной роли ремесла (в сравнении с первичной необходимостью земледелия и животноводства) к самостоятельной роли ремесленного дела в жизнедеятельности общества периода "неолитической революции". При этом функции ремесла расширялись в соответствии с увеличением множества видов тогдашних изделий, в том числе орудий труда, и повышения их качества.

В непосредственной связи с ремеслом возникает и развивается (отделяется!) еще одна крупная сфера общественного труда – строительство. Становление данной отрасли соответствует по времени и по сущности возникновению "центров цивилизации" – в виде первых городов. Экономическая роль последних основывается, буквально, на фундаменте непрерывного расширения и совершенствования строительных работ. Благодаря востребованности все новых и новых материалов и орудий для этих работ происходит, по-видимому, четвертое крупное общественное разделение труда – применение регулярной меновой торговли.

Вместе взятые названные общественные разделения труда образуют каркас экономического базиса того древнего мира, история ко­торого начинается вслед за неолитической революцией. Считается, что на Ближнем Востоке этот революционный период занял около 1000 лет и завершился на рубеже VП – V1 тыс. до н. э. Именно к этому периоду относится известная культура поселения Чатал-Хююка, которое существовало с 6500 до 5650 гг. до н. э.

Археологические исследования Чатал-Хююка показывают, что здесь архитектура домов и святилищ характеризуется уже единообразием. Хозяйство базировалось на экстенсивном земледелии, животноводстве и охоте. Но "еще одним, если не самым значительным источником дохода жителей Чатал-Хююка была торговля"3 . Например, в обмен на обсидиан (вулканическое стекло, месторождение которого находилось рядом с Чатал-Хююком) из Сирии поставлялся чудесный слоистый кремень, из которого изготовляли кинжалы и др. Здесь знали и ковку металла – об этом свидетельствуют медные и свинцовые бусы, найденные при раскопках Чатал-Хююка4.

Заметим также, что 13 гектаров площади, которую занимал Чатал-Хююк, указывают на возможность и необходимость осуществления здесь масштабной меновой торговли в отношении продуктов питания для городских жителей.

Историки признают, что по основному комплексу орудий труда Чатал-Хююк является еще неолитическим поселением. Но с другой сто­роны его население осуществляет хозяйственную деятельность, которая характеризуется уже признаками цивилизованного общества: протогосударстванное управление, международная меновая торговля и др. Именно поэтому история Чатал-Хююка входит в русло дальнейшей архео­логической летописи народов Ближнего Востока.

Возникшие формы меновой торговли продолжают свое существование, разумеется, и после Чатал-Хююка. Так, по времени вслед за Ча­тал-Хююком начинается история убейдской культуры (протошумеры), и здесь впервые выявляется использование золота. Преемницей же этой культуры предстает действительно полномасштабная цивилизация, созданная шумерами, причем не позднее IV тыс. до н.э.

Считается, что именно в Шумере в конце IY тыс. до н. э. произошел окончательный переход "от варварства к цивилизации". Центральными моментами этого перехода являются преодоление "предметной логики" мышления неолитического человека, с одной стороны, а с другой - возникновение "теоретической" текстовой деятельности, связанной с новыми видами практики, такими, как управление, учет, планирование и т.п. Фактически речь идет о возникновении письменности.

Шумерская клинопись появляется на рубеже IV – III тыс. до н. э. Предполагается, что она сложилась на основе "учетных фишек"5. Последние применялись значительно раньше и продолжительное время на протяжении IХ – IV тыс. до н. э. – преимущественно с хозяйственными целями, в том числе при товарном обмене.

Отсюда следует, что уже изначально меновая торговля сопровождается учетом вещей. В связи с возникновением письменности система "учетных фишек" совершенствуется и получает цивилизованное название – система мер и весов. Как исторический факт, данное преобра­зование учетной системы происходит в период правления Саргона Древнего. Около 2334 г. до н. э. он стал царем шумерского Аккада, и согласно его решениям была введена единая система мер и весов6. В отношении весовой подсистемы здесь применялись такие меры, как мина, сикль, уттату - см.: табл. 4.1. Таблица 4.1

Соотношения весовых мерных единиц в международной торговле XIX ст. до н.э.7

Название мерной единицы Действительный вес гирек в отношении сикля*
1. Сикль и его деления 1 5/6 3/4 2/3 7/12 1/2
Соответственно, утату** 180 150 135 120 105 90
Продолжение:
Сикль 5/12 1/3 1/4 1/6 1/12
уттату 75 60 45 30 15
2. Сикль 2 3 5 6 10 12
Соответственно, доля мины*** 1/30 1/20 1/12 1/10 1/6 1/5

* Средний вес сикля по всем исследованным гирькам превышает 8 г и приближается к 8,1 г.

**Наименьшая гирька весит 15 уттату, или 1/12 сикля, или 0„65 г.

**Вес мины равен 440 г, или 60 сиклей, а вес 60-ти мин соответствует весу 1-го таланта.

Исследования Н.Б. Янковской показывают, что на рубеже III-II тыс.

до н. э. в международной торговле уже происходило "закономерное убывание мерной единицы" под воздействием скорости, и объема товарного обращения8 . Это убывание мерной единицы проявлялось через отклонения ее веса от определенного эталона. Например, при раскопках Каниша констатировались изменения веса найденных сиклей и, в конечном счете, здесь было выявлено не менее 8-ми разных сиклей. К тому же здесь были найдены гирьки особого назначения:

а) "тяжелый сикль" весом 12,5 г - эта норма ежемесячного процента с мины серебра;.

б) гирька весом в 10 сиклей, как мера штрафных платежей в казну9.

Как видно, типичные и значительные отклонения мерной единицы объясняются посредством разнообразных функций применения сикля. Но небольшие, хотя и устойчивые, отклонения веса сикля требуют иного объяснения – здесь отражается невыразительность или неопределенность в соотношениях самих металлов, вес которых учитывается с помощью сикля, как главной мерной единицы.

Например, в начале II тыс. до н. э. железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота10. Позднее в Египте стоимость меди и бронзы в отношении стоимости серебра изменялась от 108:1 (начало ХШ ст. до н. э.) до 60:1 (начало XI ст. до н. э.). Кстати, последнему периоду соответствуют соотношения между стоимостями золота и серебра в пропорции 3, З:1 или 2:111. Поэтому предполагают, что с помощью различных сиклей могли учитываться взвешивания металлов разной ценности, при различных объемах торговли и. т.д. Здесь отражаются отношения самих торговцев к обмениваемым металлам.

Кроме того, современные исследования древнейших цивилизаций Ближнего Востока убеждают в том, что не только в международной, но и во внутренней торговле одновременно применялось множество всеоб­щих эквивалентов. Яркую иллюстрацию такого множества дает история Египта (см. табл. 4.2). Таблица 4.2 Некоторые древнеегипетские идиомы меновой торговли

(вторая половина II тыс. до н.э.)12

п/п

Выражение идиомы Стоимостное выражение, или измерение идиомы (в переводе)
буквально в переводе
1. jt m jt "ячмень в виде ячменя" "1 мешок, что стоит 1 мешок (зерно)*
2. nhh m nhh "сезамовое масло в виде сезамового масла" "1 хин, что стоит 1 хин" (жидкость)**
3. hd m hd "серебро в виде серебра" "серебро в виде вещей" (в дибанах)***
4. hmt m hmt "медь в виде меди" "медь в виде вещей" (в дибанах)

*1 мешок (зерна) = 76,88 л.

** 1 хин – сосуд, емкость которого пока не установлена.

*** 1 дибан = 96,4 г.

Отметим, что древнеегипетские идиомы (греч. Idioma - своеобразное выражение) являются примерами мышления на рубеже предметно-категориальных (донаучных) представлений о вещах, обмениваемых посредством торговли. Фактически здесь отражаются два свойства товара, но в предметных выражениях - идиомах, причем в парных идиомах. Внутренняя связь этих- парных идиом – например, "серебро в виде серебра'" и «серебро в виде вещей» - остается еще тайной, которая откроется людям позднее, с помощью понятия "деньги". Важно понять, что исторический процесс осознания понятия и роли денег осуществлялся не иначе, как через так называемую "диффузию" культур13, в том числе знаний, создаваемых древними народами Ближнего Востока. К примеру, уже ранне-шумерские письменные документы свидетельствуют о том, что здесь пользовались услугами дамкаров, как профессиональных торговцев. Отсюда представление а "дамкарах" распространяется среди иных народов. Зато неизвестно, где и когда впервые появилось общее понятие "товар", однозначно только — на Ближнем Востоке.

Значение категории "товар" заключается в том, что посредством ее любая обмениваемая вещь ставится в связь, связывается со всеобщим эквивалентом – товаром, который приобретает противоположное название "деньги". Эти последние находятся в связях со всеми другими товарами, и поэтому их название воспринимается сразу во множественном числе.

<< | >>
Источник: И.С. Светлицкий. Экономическая теория. 2002

Еще по теме 4.1. Исторический процесс зарождения и развития меновой торговли:

  1. 1. Государство в экономической жизни общества. Изменение его роли в процессе исторического развития
  2. Зарождение и развитие власти в варварском обществе Рабство в деревнях • Восстание укрепленных городов: их освобождение; их хартии • Гильдии • Двойственное происхождение свободного средневекового города • Его автономный суд и самоуправление. Почетное положение, занятое трудом • Торговля, производившаяся гильдиями и городом
  3. Схема 13. Концепции исторического процесса
  4. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ АЗИИ B ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ИСЛАМА
  5. 1. Формы организации процесса торговли ценными бумагами
  6. Софиогония как философия мудрости, ее зарождение, становление и развитие
  7. Детерминация исторического процесса
  8. Динамика исторического процесса
  9. Субъекты исторического процесса
  10. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ