<<
>>

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ

Хозяин ® владелец ® собственник

Собственности нет в природе и у животных. Ее не было до возникновения государства, т.е. 7000 лет назад. Сегодня она является главной, но не единственной, формой отношений людей по поводу присвоения ресурсов.

Собс­твен­ность со­став­ля­ет «са­мую глу­бо­кую тай­ну, скры­тую осно­ву все­го об­щес­твен­но­го строя» [79,Т.25,Ч.II,с.354]. Ж.Ж. Руссо считал частную собственность причиной общественного неравенства. Морелли называл собственность причиной всех зол [см.184,с.160].По Л.Н. Толс­то­му - «Собс­твен­ность есть ко­рень все­го зла ...» [137,Т.1,с.382]. Осмыс­ли­вая на­зван­ные по­ло­же­ния, не­уди­ви­те­ль­но то, что с древ­но­сти собс­твен­ность по­сто­ян­но при­вле­ка­ла вни­ма­ние мыс­ли­те­лей. В ХIХ ве­ке на­де­лала мно­го шу­ма идея Пру­до­на - «Собс­твен­ность - это кра­жа» [см.: 110]. По об­щеп­ри­ня­то­му мне­нию, по­ка еще нет тео­рии собс­твен­но­сти, ко­то­рая по­зво­ли­ла бы бо­лее или ме­нее од­но­знач­но объ­яс­нить ее [см. 199].

Ак­ту­аль­ность по­ни­ма­ния собс­твен­но­сти со­сто­ит в том, что этот эле­мент эко­но­ми­че­ской сис­те­мы об­щес­тва ока­зы­ва­ет­ся опре­де­ля­ющим по срав­не­нию со все­ми оста­ль­ны­ми.

То, как лю­ди вступают в отношения по по­во­ду ресурсов, влияет на все другие от­но­ше­ния ин­ди­ви­дов. По­это­му по­зна­ние об­щес­тва, эко­но­ми­ки, вза­имо­от­но­ше­ний лю­дей за­ви­сит от по­ни­ма­ния то­го, как каж­дый из них от­но­сит­ся к бла­гам. Спо­соб их от­но­ше­ний к ре­сур­сам и вза­имо­от­но­ше­ний их по по­во­ду присвоения ре­сур­сов ста­но­вят­ся важ­ней­шей дви­жу­щей си­лой об­щес­твен­но­го, в том чис­ле эко­но­ми­че­ско­го, раз­ви­тия. Особое значение имеет высшая форма присвоения ресурсов – собственность, которая определяет все остальные отношения людей, в том числе и мо­ти­вы их по­ве­де­ния.

2.4.1. Сущность собс­твен­но­сти

Собс­твен­ность не яв­ля­ет­ся веч­ным, ес­те­ствен­ным феноменом. Она воз­ни­кла на опре­де­лен­ном эта­пе об­щес­твен­но­го раз­ви­тия, то есть яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ным, ис­то­ри­че­ским продуктом. Собстве6ность - результат распределения ресурсов в обществе.

«Изо­ли­ро­ван­ный ин­ди­вид со­вер­шен­но так же не мог бы иметь собс­твен­ность на зем­лю, как он не мог бы и го­во­рить» [79,Т.46, Ч.1, с.473]. «По­ня­тие о собс­твен­но­сти так­же ма­ло врож­ден­но че­ло­ве­ку, как ма­ло са­мо уста­но­вле­ние ее при­су­ще всем эпо­хам и стра­нам» [70, с.223]. Рас­сма­три­вая ис­то­рию ста­но­вле­ния собс­твен­но­сти, Ю. Лип­перт по­ка­зал и ме­то­до­ло­ги­че­скую ошиб­ку: по­пыт­ку су­дить об иных вре­ме­нах с точ­ки зре­ния тех, кто этим за­нят, например, о про­шлом на осно­ве со­вре­мен­ных пред­став­ле­ний: «По­доб­но то­му, как мы, в сво­их суж­де­ни­ях о до­бро­де­те­лях и по­ро­ках от­да­лен­но­го про­шло­го, охот­но при­ла­га­ем на­шу мер­ку, так и на­род, на­про­тив при­ла­га­ет ста­рин­ную мер­ку к по­здней­шим яв­ле­ни­ям» [там же, с. 226].

Ис­ход­ным пунктом для рас­смо­тре­ния иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний мо­жет быть во­прос «что та­кое собс­твен­ность?» Этот во­прос был по­став­лен Арис­то­те­лем. Мно­гие известные ученые его за­да­ва­ли в те­че­ние всей писаной ис­то­рии об­щес­тва, в том чис­ле Рус­со, Пру­дон. И в на­сто­ящее вре­мя не­од­но­крат­но в серд­цах вос­кли­ца­ют лю­ди по по­во­ду это­го во­про­са. В целом, люди много знают о собственности, но все еще нет полной ясности в ее научных определениях.

Воз­мож­ны не­ско­ль­ко не­тож­де­ствен­ных (хо­тя и близ­ких) вер­сий сис­те­мно­го, теоретического от­ве­та на во­прос «что та­кое собс­твен­ность?»

Ре­сурсы (потребление)

┌─────┴──────┐

ни­чей­ные ® отчужденные

┌───┴────┐

насилием®при­сво­ен­ные (обладание)

┌───┴────┐

на­ро­дом ® ин­ди­ви­да­ми

(до­сто­яние) на осно­ве (вла­дение)

┌─────┴───┐

пра­ва, обычаев ® за­конов

(иму­ще­ство) (собс­твен­ность)

НИЧЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ бы­ли ис­ход­ной, а сейчас являются простейшей фор­мой материальных отношений, ба­зой эко­но­ми­ки.

Их потребляют без присвоения. Та­ким образом люди ас­си­ми­ли­ру­ют воз­дух, ветер, лу­чи, теп­ло и свет солн­ца, по­ль­зу­ют­ся оке­аном, водой ту­ч, да­рами при­ро­ды, кос­мо­сом, Антарктидой. Каж­дый ин­ди­вид по­ль­зу­ет­ся ими без при­свое­ния и без огра­ни­че­ния воз­мож­но­сти дру­гих по­ль­зо­ва­ть­ся ими. В ХХ ве­ке воз­ни­ка­ют опре­де­лен­ные кол­ли­зии по это­му во­про­су. На­при­мер, по­ль­зо­ва­ние оке­аном, во­дой в ту­чах над стра­ной с це­лью по­ли­ва се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных ку­ль­тур те­ми или ины­ми спо­со­ба­ми ис­кус­ст­вен­но­го до­жде­ва­ния. На зем­ном ша­ре со­хра­ня­ет­ся це­лый ни­чей­ный ма­те­рик - Антарктида, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го до­го­во­ри­лись не при­сва­ивать его. Ми­ро­вой оке­ан так­же оста­ет­ся ни­чей­ным. В то же вре­мя зна­че­ние это­го ис­точ­ни­ка благ па­дает.

Обособим следующие группы явлений:

Отчуждение ® присвоение ® собственность.

ОТЧУЖДЕНИЕ возникает в форме насильственного отнятия материального блага. Это норма жизни животных. Оно существует в обществе людей и в противоправных сделках, и в криминальных деяниях и т.п. Это не присвоение. На его основе возникает множество форм присвоения ресурсов.

От­чуж­дение

┌─────┴─────┐

ничейного ® пе­ре­рас­пре­де­ление

┌─────┴─────┐

пре­ступ­ное ® пол­ноп­ра­вное (за­конное, присвоение)

┌───┴─────┐

«пря­мое» ® ме­но­вое (до­го­ворное)

┌──┴─────┐

дарс­твен­ное ® ры­ночное

┌──┴────┐

об­ме­ном ® от­де­ле­нием

┌──┴─────┐

от средств ® от про­дук­та

про­из­водс­тва труда

ПРИСВОЕНИЕМ (омоним) называют разные понятия.

Оно есть правовое отчуждение благ, и ведет к порождению имущественных отношений («Чур, моя!»). В таком случае условием потребления благ является право обладания ими на основе опережающего их присвоения. Присвоение пред­по­ла­га­ет отчуждение - огра­ни­че­ние пра­ва по­ль­зо­ва­ния ре­сур­са­ми другими субъектами, от­чуж­де­ние этих ре­сур­сов в по­ль­зу опре­де­лен­ных субъ­ек­тов.

Пре­тен­зии® при­тя­за­ния® при­свое­ние® при­над­леж­ность® потребление.

Не­ско­ль­ко ина­че по­рой объ­яс­ня­ют с по­мо­щью последовательности: при­кос­но­вение - об­ла­да­ние - де­ржа­ние - вла­де­ние - собс­твен­но­сть. При­ка­са­ть­ся мож­но и к чу­жой ве­щи при опре­де­лен­ных усло­ви­ях. Об­ла­дать мож­но и чу­жой вещью в силу правового (аренда) или кри­ми­на­ль­но­го осно­ва­ния это­го фак­та. Де­ржа­ние мо­жет быть вре­мен­ным, про­ти­во­прав­ным и т.п. яв­ле­нием.

При­свое­ние ве­щи од­ним субъ­ек­том, обычно, есть ее от­чуж­де­ние от дру­гих [см.: 71,Т.3, с.280]. От­ка­зы­ва­ясь от мис­ти­че­ско­го со­де­ржа­ния это­го термина, сле­ду­ет при­знать его зем­ную при­ро­ду, ко­то­рая со­сто­ит в том, что при­свое­ние ре­сур­сов од­ни­ми субъ­ек­та­ми озна­ча­ет их от­чуж­де­ние от дру­гих субъ­ек­тов. Оно воз­ни­ка­ет вмес­те с по­яв­ле­ни­ем иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и становится все более мно­го­об­ра­зным по ме­ре раз­ви­тия об­щес­тва. Со­от­ветс­твен­но раз­ви­ва­ют­ся фор­мы пра­ва - уго­ло­вное, ад­ми­ни­стра­ти­вное, граж­данское.

При­свое­ние есть уста­но­вле­ние от­но­ше­ний, ко­то­рые от­чуж­да­ют не­ко­то­рые ре­сур­сы от опре­де­лен­ных субъ­ек­тов. За­тем про­ис­хо­дит их пе­ре­рас­пре­де­ле­ние, на­чи­ная с пре­ступ­но­го (хи­ще­ние, гра­беж и т.п.) и, пре­жде всего, пол­ноп­ра­вно­го. В про­стом слу­чае оно про­ис­хо­дит по­средс­твом «пря­мо­го» за­ко­но­да­те­ль­но­го изъ­ятия ре­сур­сов у од­них и пе­ре­да­чи их дру­гим, например, кон­фи­ска­ци­ей. Глав­ной фор­мой от­чуж­де­ния яв­ля­ет­ся ме­на - дарс­твен­ная и ры­ноч­ная. Куп­ля-про­да­жа есть фор­ма про­сто­го ры­ноч­но­го от­чуж­де­ния.

Бо­лее слож­ной фор­мой яв­ля­ет­ся от­де­ле­ние не­по­средс­твен­ных про­из­во­ди­те­лей от средств про­из­водс­тва, управ­ле­ния от тру­да, от про­дук­та тру­да. Всё это тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го осмыс­ле­ния. Здесь же речь идёт об ис­ход­ной фор­ме при­свое­ния, от­чуж­дения.
Достояние

┌─────┼──────┐

народа ® страны ® мира

ДОСТОЯНИЕ - про­стей­шая фор­ма при­свое­ния ре­сур­сов. Территориальные животные отстаивают место своего обитания от сородичей. Нечто аналогичное было у предков людей и присуще всем народам. Народы присваивают место своего обитания в качестве средства к жизни. До­сто­яние - это при­свое­ние ре­сур­сов на­ро­дом. При­сво­ен­ные ре­сур­сы не яв­ля­ют­ся про­дук­та­ми тру­да. Осно­ва­ни­ем та­ко­го их при­свое­ния яв­ля­ет­ся кровь, ко­то­рую про­лил на­род для от­ста­ива­ния их от при­тя­за­ний дру­гих [см.111, с.48]. При­свое­ние пред­шес­тву­ет по­треб­ле­нию - его усло­вие.

Арис­то­тель на­зы­вал зем­лю все­об­щим до­сто­яни­ем. К. Мен­гер на­зы­вал ее «на­род­ным иму­ще­ством» [см.: 84, с.92 и да­лее]. Сейчас часто используют выражение «общественное достояние».

Основ­ная мас­са со­вре­мен­ных ре­сур­сов при­свое­на тем или иным об­ра­зом. При­сво­ивший ресурсы субъект име­ет при­ори­тет в по­ль­зо­ва­нии ими. В на­сто­ящее вре­мя до­сто­яни­ем на­ро­да обыч­но яв­ля­ют­ся: тер­ри­то­рия (земля) и акватория (вода) стра­ны, воз­душ­ное про­странс­тво, не­дра, фло­ра, фа­уна. Об­щес­тво (пра­ви­те­льс­тво), в це­лом, ре­гу­ли­ру­ет по­ря­док ис­по­ль­зо­ва­ния этих ре­сур­сов его чле­нами. К общественному достоянию относят также произведения, на которые истек срок действия авторского права (Статья 28 Авторского права).

ПРИСВОЕНИЕ ИНДИВИДАМИ ресурсов является более развитой формой материальных отношений и ведет к возникновению владения. Для уяснения проблем владения важно выяснить соотнесение нравов, прав и законов как регулятивов общественной жизни:

легитимность ® правомочность (легальность) ® законность.

Закон - это форма права, но не любое право есть закон. Права возникли до законов. К ним относят и известное стародавнее “кулачное” право [см.: 79,Т.1,с.545], и многие другие. “Права человека” не вытекают из государственного устройства, а являются основой последнего. Народ делегирует часть своих прав субъектам власти. Закон - это право, устанавливаемое государством, т.е. возникает из “вертикальных” отношений людей. А основанием права являются “горизонтальные” отношения людей, т.е. договоры, сделки. Права возникают на основе им предшествующих норм - нравов, обычаев, традиций, которые также являются легитимным регулятивом общественной жизни. Нормы возникают “изнутри” нравов посредством самовоспитания. Они - «внутренние» мотивы поведения людей. Примат нравственности, духовности - основа справедливости правомочных сделок и вытекающих из них прав. И тем более, законности. «Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов», - писал Гораций. Сенека полагал: «Главное условие нравственности - желание стать нравственным». Особенно опасна не легитимная легальность, когда правители действуют вразрез с нравами, обычаями, традициями народа.

Нравы ® права ® законы

Общество может развиваться прогрессивно при непротиворечивости указанных регулятивов его устройства. На их основе происходит присвоение ресурсов индивидами.

«Итак, лю­ди фак­ти­че­ски на­ча­ли с то­го, что при­сво­или се­бе пред­ме­ты вне­шне­го ми­ра, как средс­тво для удо­влет­во­ре­ния сво­их собс­твен­ных по­треб­но­стей» [79,Т.19,с.378]. «Дейс­тви­те­ль­ное при­свое­ние по­средс­твом тру­да ...» [79,Т.46,Ч.l,с.468]. Вся­кое про­из­водс­тво есть при­свое­ние ин­ди­ви­ду­умом пред­ме­тов при­ро­ды в пре­де­лах опре­де­лен­ной об­щес­твен­ной фор­мы и по­средс­твом неё [см.: 79, Т.12, с.713].

Регулятивы общественной жизни «Право»

┌─────┴─────┐ ┌───┴─────┐

“изнутри” ® извне естественное ® законное

┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐

договорные ® административные легитимное ® легальное

(обычаи, нравы) (договора)

ИМУЩЕСТВО - про­дук­ты тру­да, яв­ля­ющи­еся цен­но­стя­ми и при­сво­ен­ные на осно­ве обы­ча­ев, прав. Та­кой тип при­свое­ния ино­гда на­зы­ва­ют «римс­ким», «обыч­ным» (неписаным), «ес­те­ствен­ным» пра­вом. Эту спе­ци­фи­ку иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний от­ме­ча­ли мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли. Иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют по­средс­твом раз­ви­тия «обыч­но­го пра­ва» [см.: 106, Т.3.с.755]. На­при­мер, Дж. Локк ука­зы­вал на то, что труд утвер­жда­ет при­над­леж­ность иму­ще­ства че­ло­ве­ку без пред­пи­са­ния и со­гла­сия ко­го-ли­бо [см.: 71,Т.3,с.278]. Он так­же пи­сал: «...Раз­ре­ша­ет­ся, что­бы ве­щи при­над­ле­жа­ли то­му, кто за­тра­тил на них свой труд...» [там же]. «Осно­вой все­го яв­ля­ет­ся пра­во ра­бо­та­юще­го на то, что он сам про­из­вел» [89,Т.2,с.362]. В та­ком слу­чае воз­ни­ка­ет вла­де­ние, но не су­ще­ству­ет собс­твен­но­сти, на что об­ра­ща­ют вни­ма­ние мно­гие пра­во­ве­ды и др. исследователи [см.: 79,Т.12,с.728]. К. Мен­гер на­зы­ва­л та­кие цен­но­сти «на­род­ным иму­ще­ством» [84,с.92 и да­лее]. Средством (фактором) присвоения имущества является обычно труд - создание трудом вещи означает одновременно возникновение владения ею как ценностью или имуществом.

СОБСТВЕННОСТЬ показывает принадлежность вещи субъекту. Она - выс­шая фор­ма присвоения ма­те­ри­аль­ных благ, иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, юри­ди­че­ское про­яв­ле­ние наи­бо­лее раз­ви­тых форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний [см.79,Т.13,с.7]. Собс­твен­ность - при­свое­ние иму­ще­ства на осно­ве юри­ди­че­ских ак­тов, за­ко­нов го­су­дарс­тва. Об­щеп­ри­ня­та идея о том, что го­су­дарс­тво воз­ни­кло при­мер­но 5000 лет на­зад. И то­ль­ко тог­да иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ста­ли при­ни­мать фор­му собс­твен­но­сти. Эту идею от­ста­ивал в про­шлом ве­ке Лас­саль - «Собс­твен­ность впер­вые со­зда­ет­ся го­су­дарс­твом». Эн­гельс его кри­ти­ко­вал за это. Энгельс, в дан­ном слу­чае, ошибался, по мо­ему мне­нию. Од­но­вре­мен­но воз­ни­кла и пи­сь­мен­ность и та­кой при­знак собс­твен­но­сти, как писаное пра­во. Собственность яв­ля­ет­ся глав­ной фор­мой при­свое­ния ре­сур­сов в со­вре­мен­ных усло­ви­ях, не от­ри­цая сво­их ге­не­ти­че­ских пред­шес­твен­ни­ков. Доказательством права собственности лица на имущество является ее запись в государственном реестре прав на недвижимость.

Собс­твен­ность есть сис­те­ма вещ­ных прав людей или правомочий.

┌─ Собс­твен­ность

┌─┴─ Иму­ще­ство

┌─┴─── До­сто­яние

─┴───── Ни­чей­ное

На­зван­ные фор­мы материальных от­но­ше­ний со­су­ще­ству­ют. Собс­твен­ность сре­ди них яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ющим ти­пом от­но­ше­ний, что ука­за­но стрел­кой свер­ху - вниз (на схеме). В то же вре­мя сле­ду­ет иметь в ви­ду, что собс­твен­но­стью час­то на­зы­ва­ют все фор­мы при­свое­ния ре­сурсов [см. 199].

В ли­те­ра­ту­ре часто ото­ждес­твляют собс­твен­но­сть и иму­ще­ство. Владением называют фактическое господство лица над вещью. Исторически оно предшествует праву собственности и отличается от него настолько, что позволило римским юристам выработать вполне приемлемую, хотя и не привычную форму: «Между собственностью и владением не существует ничего общего» [155. с.98].

Потребление ® обладание ® владение ® собственность

Называют и такой процесс генезиса собственности:

обладание ® держание ® владение ® собственность.

<< | >>
Источник: Вой­тов А. Г.. Экономика. Общий курс. 0000

Еще по теме 2.4. СОБСТВЕННОСТЬ:

  1. § 1. Экономические и юридические отношения собственности 1. Собственность как экономико-правовая категория
  2. 7. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗАКОНЫ. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
  3. 3.2 Собственность в экономической системе, ее типы и формы. Реформирование собственности
  4. Глава III. Право собственности § 1. Понятие права собственности и развитие этого института в Риме
  5. § 2. Право собственности как юридическая категория 1. Понятие и содержание права собственности
  6. Жилищная собственность как разновидность общей долевой собственности
  7. УЧЕНИЕ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ § 1. Понятие и виды права собственности
  8. Собственность и хозяйствование. Теория «пучка прав собственности»
  9. ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Превращениемелкой частной собственности в капитали­стическую собственность и связанные с последней пра­вовые институты.
  10. Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ Глава 4. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
  11. Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
  12. 2. Формы собственности и право собственности
  13. Собственность и основные формы ее экономической реализации Сущность собственности, ее место в экономической системе
  14. Глава 7. Общие положения о праве собственности и вещном праве. Приобретение и прекращение права собственности.
  15. Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
  16. / Самоубийство же как таковое всегда есть человекобожие, ибо во всяком случае оно есть распоряжение собой по собствен­ной воле, есть замещение Бога собственным хотением.
  17. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем Понятие разгосударствления и приватизации собственности