<<
>>

Экономическая мысль Древнего Востока 2. Экономическая мысль античного мира

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

Экономическая мысль на Востоке и Западе человеческой цивилизации имеет свои особенности.

Для Востока характерны следующие черты: деспотия (неограниченная власть) – вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земледельческой общины: земля принадлежит общине, община- государству; государство решает проблему водоснабжения и военной защиты; община формирует кровнородственные отношения и тотальную зависимость членов общины (например, в Китае выстраивалась следующая вертикаль власти: Небо-Император-подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»). Древневосточная мысль носила государственно-нормативный характер, имела априорное, бездоказательное содержание.

Для Запада характерны следующие черты: горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев - военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти. Античная мысль носила рациональный, демократический, светско-рациональный, доказательный характер.

Первые попытки систематизации экономических знаний в странах Древнего Востока предпринимал Конфуций, в Древней Греции - Аристотель, в Древнем Риме – Катон Старший.

Письменные источники, позволяющие судить об экономической мысли Древнего Востока, с известной долей условности можно разделить на две большие группы: непосредственно отражающие хозяйственную деятельность (переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности и различные юридические акты) и представляющие попытку осмыслить эту хозяйственную деятельность (государственно-нормативные документы «Артхашастра», «Гуан-цзы».

Наибольшей известностью обладает такой источник древневосточной экономической мысли как законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

Во многих индуистских текстах развивается концепция трех целей жизни человека – религиозного долга («Законы Ману»), материальной выгоды («Артхашастра») и чувственной страсти («Камасутра»). «Артхашастра» (1У-Ш вв. до н.э.) приписывается Каутилье, советнику царя. В работе формулируется идея о том, что царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об управлении; экономику. Экономика – это учение не о хозяйстве вообще, а наука о пополнении казны. К экономике Каутильо относит земледелие, скотоводство и торговлю. В работе высказываются мысли о том, что государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины, способствовать использованию в торговле проверенных весов, развивать кредит под поручительство или залог.

Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Конфуций создал учение о совершенном человеке – благородном муже. Последний почтителен к родителям и уважителен со старшими, он не будет выступать против вышестоящих. Подход, изложенный Конфуцием, сейчас называется просвещенным патернализмом (лат. – отец). Согласно Конфуцию, моральное совершенствование человека - основа построения госуправления. Известной фигурой Древнего Востока является Мо-цзы (ок. 470 — ок. 391 до н. э.), древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества на Западе были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э). Внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля- «Политика». Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить: «Чем определяются пропорции обмена товаров?». Замечательна идея Аристотеля – противопоставление экономики, т.е. деятельности, направленной на создание и приобретение благ для дома и государства (земледелие и ремесло, мелкая торговля, прямой товарообмен и товарообмен посредством денег Т-Д-Т’)

и хрематистики, т.е. деятельности, направленной на извлечение прибыли, на накопление богатства (ростовщичество и торгово-посреднические операции, т.е. товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала).

Антисфен (Ксенофонт) (ок.435 – ок.360 г. до н.э.) в своем трактате «Домострой» или «Ойкономия», восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Роберт Л. Хайлбронер в книге «Философы от мира сего» отмечает, что вопросы, озадачивавшие первых социальных философов, относились скорее к политической, чем к экономической стороне нашей жизни. Все то время, пока миром правили традиция и тирания, проблемы бедности и богатства вряд ли волновали умы мудрецов; в порядке исключения по этому поводу можно было лишь вздохнуть или в очередной раз возмутиться внутренней бессмысленностью человека.

Раз большинство людей, подобно трутням в пчелиной семье, рождалось, чтобы провести жизнь в бедности, никто и не интересовался тем, как они существуют, причуды королев были гораздо более увлекательным предметом для изучения.

«Уже непосредственно с момента самого рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие к властвованию», — сказал Аристотель, и в основе его замечания лежит не презрение, а безразличие, с которым ранние философы смотрели на будничную жизнь. Существование огромного рабочего класса воспринималось как должное, деньги же и рынки были не только слишком грязными, но и слишком плебейскими темами, чтобы претендовать на внимание джентльмена и ученого. Права королей, как дарованные свыше, так и иные, а также важнейшая проблема власти преходящей в противовес власти духовной — вот что занимало тогдашние умы, но никак не притязания нахальных купцов.

Если для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни, то для древнеримских мыслителей на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Марк По?рций Като?н (Ста?рший; 234—149 до н. э.): «хозяин должен продавать, а не покупать» разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города. Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот.

<< | >>
Источник: О.В. Корнейко, Е.В. Астахова. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. 2015

Еще по теме Экономическая мысль Древнего Востока 2. Экономическая мысль античного мира:

  1. Экономическая мысль Древнего Востока
  2. Экономическая мысль античного мира
  3. Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
  4. §5. Экономическая мысль о предмете современной экономической науки
  5. Глава 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока
  6. 2.1. Экономическая мысль дорыночной экономики
  7. Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
  8. Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
  9. 2.4. Экономическая мысль России
  10. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
  11. Глава 2 МИСТЕРИЯ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ: СТРАДАЮЩИЕ БОГИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА
  12. 2.2. Экономическая мысль периода свободной конкуренции
  13. Тема 3: Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
  14. античная общественная мысль
  15. Политическая и правовая мысль Древней Индии
  16. 1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ. 2. Методология курса 3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
  17. Политическая и правовая мысль Древнего Египта