<<
>>

5. экзистенциальный психоанализ э. фромма

Эрих Фромм хоть и является материалистом и экзистен- циалистом, но лучше других понимает безвыходность ситу- ации, в которую загоняют себя экзистенциалисты. Вот как оценивает ситуацию в психической жизни современного че- ловека Эрих Фромм: «Человек – единственное живое суще- ство, которое наделено не только предметным мышлени- ем, но и разумом, т.

е. способностью направить свой рассу- док на объективное понимание, на осознание сущности ве- щей самих по себе, а не только как средства удовлетворе- ния каких-то потребностей и нужд. Наделённый сознанием и самосознанием, человек научается выделять себя из сре- ды, понимает свою изолированность от природы и других

людей. Это приводит к осознанию своего неведения, своей беспомощности в мире и, наконец, к пониманию конечности своего бытия, неизбежности смерти.

Так, самосознание, рассудок и разум разрушают ту

«гармонию» естественного существования, которая свой- ственна всем животным. Сознание делает человека каким- то аномальным явлением природы, гротеском, иронией все- ленной.

Он – часть природы, подчинённая её физическим за- конам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе. Он отделён от неё, хотя и являет- ся её частью. Он связан кровными узами и в то же время чув- ствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собствен- ной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он име- ет самосознание, он видит своё бессилие и конечность свое- го бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить…

Человек – единственное живое существо, которое чув- ствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая.

И это единственное живое существо, для которого собственное существова- ние является проблемой; он должен решать её сам, и ни- кто не может ему в этом помочь». [104]

Поразительные признания делает Фромм. Человече-

ский разум, оказывается, не великое благо, данное людям, а зло, ведущее к гибели. Но эти признания можно истолко- вывать и по-другому. Замкнутые в тесные рамки материали- стического мировоззрения, учёные-атеисты не в силах ре- шить феномен человека и его дальнейшего прогресса. Зато они очень убедительно доказывают, что человек без веры – мятущееся животное, наделённое рассудком, у которо- го нет будущего. Атеисты не задаются вопросом, почему верующие во Всевышнего люди обладают совершенно от-

личным от них мироощущением, почему они оптимистич- ны и жизнелюбивы? Конечно, есть суррогаты веры, насаж- дающие среди своих адептов взгляды, отрицающие жизнь, но о них разговор особый.

У Фромма не возникает мысли, что не разум разрушает душу человека, а гордыня от ложного чувства собственно- го всезнания, которое открывает дорогу не в светлое буду- щее, а только приоткрывает завесу перед тёмным, затхлым и гибельным тупиком. Погнавшись за кажущейся простотой

«научного объяснения мира» благодаря теории эволюции, не задумываясь о существовании необъятного и непости- жимого в настоящем времени знания, а может быть и разу- ма, человечество попало в плен довольно примитивных ма- териалистических суждений, приготовивших ответы на все вопросы бытия. Современная материалистическая филосо- фия, приравнивая человека к животному, зашла в тупик. От- рицая духовную сущность человека, она бессильна объяс- нить такие особенности человека как сознание, творческие способности и все проявления культуры.

Философы постмодернизма, обнаруживая у челове- ка «ужас космического одиночества» (Фромм) и торжество шизофрении в современном обществе потребления (Делез), подтверждают правоту К. Юнга, сказавшего, что «разрушая образ Бога в подсознании человека, мы разрушаем самого человека».

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 5. экзистенциальный психоанализ э. фромма:

  1. Глава I. Экзистенциальный психоанализ -Жан Поль Сартр
  2. Э. Фромм
  3. 14.4.3 Э.Фромм и гуманистическая теория личности
  4. 3. Эрих Фромм и воевода Дракула.
  5. Эрих Фромм.. Психоанализ и религия.2002, 2002
  6. Перспективы психоанализа
  7. Глава 5. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла
  8. 1 Является ли психоанализ философской концепцией?
  9. Психоанализ - угроза для религии?
  10. 14.3 Дальнейшая судьба психоанализа. Неофрейдизм
  11. Психоанализ и религия
  12. 10 ФИЛОСОФИЯ «ПСИХОАНАЛИЗА»