<<
>>

3. этические проблемы, поставленные греческой философией

Проблема “человек”, которую начали рассматривать древние мудрецы, влекла за собой рассмотрение других, среди которых главной была проблема отношения челове- ка с другими людьми. Затронув проблему сущности челове- ка, они были вынуждены обратить внимание на сопутству- ющие проблемы: добра и зла; духовного и материального; любви и семьи; религии и морали, а также роли государ- ства и права.

Удивительно то, что за прошедшие тысяче- летия со времени их постановки эти вопросы не нашли од- нозначного ответа. Как тогда, так и сейчас люди отвечают на них в зависимости от своих мировоззренческих предпо- чтений. Однако особенность этих вопросов состоит в том, что от ответа на них полностью зависит этическая позиция человека.

«Проблема человека» включает в себя два главных аспекта:

1. Сущность человека, которую представители раз- личных философских учений определяли по-разному. Ор- фики считали, что человек имеет двойственную сущность: тело и душу, в которой тело – темница души. Для очищения души человек должен стремиться и к очищению тела.

Для этого он должен вести нравственный образ жизни и прежде всего подвергать себя аскезе. Сократ и его последователи стоики считали добродетели души главной ценностью че- ловека, поэтому заботу о духовном совершенствовании це- нили выше материальных благ. Атомисты полагали, что мир материален, а душа состоит из атомов, поэтому этические проблемы не заслуживают особого внимания. Киник Дио- ген считал человека животным.

2. Предназначение человека решалось в соответствии с представлением о его сущности. Диоген полагал, что

человек-животное должно жить в соответствии с природой, ставя на первое место свое биологическое выживание. Для Эпикура жить в стремлении к удовольствиям было есте- ственным предназначением человека.

Для Сократа и стоиков цель жизни – духовное совер- шенствование, а достижение его заключается в стремлении к добродетелям.

У Протагора и его последователей софи- стов главное в жизни – собственная выгода.

Исходя из позиции, которую занимал тот или иной фи- лософ по отношению к первым двум проблемам, следова- ло и его отношение к другим важнейшим вопросам, кото- рые волновали греков и на которые они давали противоре- чивые ответы. Среди этих проблем важнейшей было отно- шение к собственности. Мысль о том, что обладание соб- ственностью несет людям зло, появилась у греческих фило- софов одновременно с Буддой. Еще Пифагор первым из фи- лософов заявил, что «у друзей все общее». Платон пошел дальше и в своем труде «Государство» философски обосно- вывал, что собственность разделяет людей. Но в противопо- ложность им Протагор, Эпикур и другие считают собствен- ность благом и утверждают ее право на существование.

Проблема государства вызывала такие же противо- речивые мнения. Диоген считал, что государство стесняет свободу. По Эпикуру, государство мешает мудрецу. Сократ считал, что интересы государства выше интересов гражда- нина. Примерно такую же позицию занимал и Платон, ко- торый создал модель идеального государства, служившего людям, но и люди в таком государстве отказывались от мно- гих прав в его пользу.

Проблема любви и семьи решалась многими философа- ми, исходя из индивидуалистических позиций и утилитар- ных соображений. Эпикур считает непостоянство лекар- ством от любви, а семью – помехой для мудреца. Платон ду-

ховную любовь ставит выше телесной, но семью не счита- ет важной и необходимой, а воспроизводство людей, по его мысли, должно быть подчинено интересам государства и за- конам селекции. В то же время Аристотель считает, что се- мья – основа государства.

Проблема религии вызывала не менее противоречи- вые мнения. Развитие сознания у выдающихся греков упер- лось в несоответствие их высочайших духовных прозре- ний, в примитивность и натурализм языческих религиоз- ных представлений, в их материальность, чувственность и бездуховность. Греческие боги представали перед ними в своей аморальной наготе.

Противники религии получили под свои взгляды прочную идеологическую базу после по- явления атомизма – материалистической теории, утвержда- ющей, что мир состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц вещества, которые не зависят от воли богов, более того, боги, как и души людей, сами состоят из атомов, а по- тому, как утверждал последователь Эпикура лукреций Кар, религия вредна. Такую позицию занимали древние мате- риалисты: левкипп, Демокрит и Эпикур. Кроме отрицания значения религии, этих философов объединяет их отноше- ние к некоторым важнейшим этическим вопросам. Это се- мья и дети. Почему-то с момента своего возникновения ма- териализм отрицательно относится к созданию семьи и се- мейному воспитанию детей. Более чем через две тысячи лет материалисты Нового времени К. Маркс и Ф. Энгельс в Ма- нифесте Коммунистической партии потребуют уничтоже- ния религии, семьи и перехода к общественному воспита- нию детей.

Однако ряд философов, видя кризис языческих рели- гиозных представлений, развивает идею бога и в своем по- нимании его вплотную подходит к монотеизму. Так, Платон утверждает всеобщую благость бога, являющуюся основой

нравственности, а Аристотель считает Бога перводвижите- лем Вселенной, который движет ее силой своей любви. Эти философы создают мировоззренческую базу для принятия христианских религиозных представлений и догматов.

Проблема морали целиком покоилась на отношении философа к сущности и предназначению человека. Дио- ген и киники утверждали, что мораль ограничивает свобо- ду и является вредной выдумкой людей. Протагор и софи- сты считали, что нормы морали релятивны и их необходимо выполнять, когда находишься среди людей и тебя видят, но, если не видят, можешь поступать, как пожелаешь. Платон считал мораль основой для справедливости. Также считал и Аристотель, который этику ставил в основу обществен- ной жизни.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 3. этические проблемы, поставленные греческой философией:

  1. Лекция 4. Особенности классической греческой философии и основные проблемы эллинизма
  2. ЭТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  3. 1.Заблуждения этической философии
  4. Мера в ранней греческой культуре и философии
  5. глава 4. этиЧесКая мысль ДревнегреЧесКиХ филОсОфОв в ПОисКаХ иДеалОв гуманнОгО ЧелОвеКа
  6. Глава 3. Этические проблемы глобализации сквозь призму дискурсивной этики
  7. § 2. Морально-этические проблемы неисполнения обязанностей и злоупотребления правами участниками арбитражного судопроизводства
  8. § 2. Морально-этические проблемы неисполнения обязанностей и злоупотребления правами участниками арбитражного судопроизводства
  9. Проблема философии.
  10. Философия как проблема