<<
>>

5. этика первых христиан

Первые христиане, которые собираются в общины после смерти Христа, буквально восприняли его проповеди и ста- ли претворять его учение в жизнь. Евангелия донесли до нас настроение высокого энтузиазма и духовности, царившие в этих христианских общинах, которые были очень демокра- тичны.

Их члены называли друг друга «братьями» и «сестра- ми». Христиане собирались вместе для молитвы и трапезы, имевшей священное значение. Они проповедовали святую бедность, осуждали стяжательство и собственность. Вот как об этом написано в Евангелии: «У множества же уверовав- ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име- ния своего не называл своим, но всё у них было общее. Апо- столы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, ко- торые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». [52]

Один из замечательных церковных писателей III века Тертуллиан (160-245 гг.) в своём сочинении «Апологетик», написанном около 200 года в защиту христиан, писал: «Со- единённые в одно целое узами одной и той же веры, одной надежды, одной нравственности мы составляем одно тело.

Мы собираемся для молитвы Богу; мы составляем ему приятный заговор; мы молимся за императоров, за их министров, за все власти, за настоящее мира сего, за ти- шину, за отложение конца света… Старейшие председа- тельствуют: они достигли того не деньгами, но ручатель- ством в испытанных достоинствах. Деньги не имеют вли- яния на такие дела; и если у нас находится нечто вроде казны, то нам не придётся краснеть за неё: она собрана не продажей религии. Каждый вносит ежемесячно умерен-

ную сумму, если он того желает, и если хочет, и если мо- жет; никого не принуждают: это самое добровольное при- ношение; это взносы благочестия, которые не расточают- ся на пиры и распутство: на них питают бедных и хоронят ими облегчают участь сирот без состояния, слуг, перелом- ленных старостью, несчастных, претерпевших корабле- крушение.

Если находятся христиане, осужденные на ра- боту в рудниках, содержащиеся в темницах или сосланные на острова, единственно за исповедание Бога, то они со- держатся за счёт религии, которую они признали.

Тем не менее есть люди, которые вменяют нам в пре- ступление такое человеколюбие. «Посмотрите, – говорят они, – как эти люди любят друг друга»; да, а вы все друг друга ненавидите. «Посмотрите, как они готовы умереть один за другого»; да, а вы готовы один другого зарезать»… Имея одно сердце и одну душу, можем ли мы быть про-

тив общего имущества? У нас всё общее, кроме жён; мы разделены именно только в этом отношении, а вы имен- но только в этом отношении не разделены. Вы производи- те, так сказать, обоюдный размен супружеского права…». [54] Такое отношение к братьям по вере делало христиан- скую церковь привлекательной для язычников, многие их которых вступали в неё, привлечённые перспективами по- мощи в случае нужды, болезни или старости, на которую они не могли рассчитывать среди язычников.

Образ жизни как рядовых членов церкви, так и её ие- рархов можно охарактеризовать одним словом – аскетизм. Гиббон рассказывает, что, испытывая свою веру и волю, аф- риканские девственницы ложились в одну постель с братья- ми по вере, чтобы утром встать с неё такими же непорочны- ми, как и вечером.

В отношениях с властями и окружающими первые хри- стиане в буквальном смысле истолковывали заповеди Ии- суса и закон Моисея, поэтому им было трудно выступать

в суде, так как Иисус запретил клясться, вести торговлю, так как Моисей запретил давать деньги в рост, то есть занимать- ся ростовщичеством. Запрет на убийство и пролитие чужой крови ставил христиан в условия незащищённости от напа- дений злоумышленников. На фоне морального разложения и деградации римского общества первых веков н.э. мораль- ный дух и нравственные отношения между христианами производили на язычников неизгладимое впечатление, вы- зывая у них самые противоречивые чувства – от любопыт- ства и желания примкнуть к христианам до звериной нена- висти, толкавшей их на самые жестокие преследования по- следователей новой религии.

В кругу членов первых христианских общин вызрева- ли не только новый человек, но и новое общество, которое своим образом жизни вызывало у окружающих совершенно противоречивые чувства; одни хотели жить подобным об- разом, а другие испытывали к христианам звериную злобу.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 5. этика первых христиан:

  1. Рвение первых христиан
  2. Глава 5 (xv) Распространение христианской религии. — Чувства, нравы, число и положение первых христиан
  3. Деловая этика, или этика предпринимательства
  4. Этика бизнеса 7.2.1. Этика и мораль: основные понятия
  5. 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА
  6. Нравы ранних христиан
  7. Первый эдикт против христиан
  8. §2. Естественно-правовая теория Христиана Вольфа
  9. Поклонение христиан святым и мученикам
  10. Гонения на христиан
  11. К. Тертуллиан НРАВЫ ДРЕВНЕЙШИХ ХРИСТИАН (около 200 г.)
  12. Схема 7.3: Понятие договора в учении Христиана Томазия.
  13. Предпосылки появления первых держав.