<<
>>

1. главные направления этической мысли I-ой половины XIX в.

Христианская этика к началу XIX в. была поверже- на потрясениями, вызванными Французской революци- ей 1789-1793 гг. Ее основополагающий принцип «любовь к ближнему» казалось бы, утонул в крови, пролитой терро- ром во Франции и общеевропейскими войнами, развязан- ными Наполеоном.

Наступивший век стал временем торже- ства материализма, который пытался дать ответ на вопрос, какими принципами должны руководствоваться люди в от- ношениях между собой? Среди множества ответов на него можно отметить главные – от провозглашения необходимо- сти борьбы за всеобщее счастье до уничтожения классов или наций, мешающих жить. Рассмотрим их подробнее.

– Утилитаризм

Философское направление утилитаризма сложилось под влиянием трудов английского философа Иеремии Бен- тама. Его последователи стали людьми, которые заложили начала либерализма и отчасти повлияли на возникновение социализма.

Иеремия Бентам (1748-1832) всю свою филосо- фию основал на двух принципах: «принципе ассоциации» и «принципе наибольшего счастья».

Бентам утверждал, что добро есть наслаждение или счастье – он использует эти

слова как синонимы, – а зло есть страдание. Из всех воз- можных состояний наилучшим является то, в котором на- слаждение максимально превышает страдание. Нетрудно заметить, что истоки его философствования ведут к Эпику- ру. Бентам не только утверждал, что добро вообще есть сча- стье, но и что каждый индивидуум всегда стремится к тому, что считает своим собственным счастьем. Дело законодате- ля устанавливать гармонию между общественными и лич- ными интересами.

Человека надо наказывать по законам уголовного пра- ва для того, чтобы предотвращать преступления, а не пото- му, что мы ненавидим преступника. Более важно, чтобы на- казание было неизбежным, чем чтобы оно было суровым. В его время в Англии за многие совсем небольшие проступ- ки подвергали смертной казни.

Это привело к тому, что при- сяжные часто отказывались признать преступника вино- вным, так как считали наказание чрезмерным. Бентам вы- ступал за отмену смертной казни за все преступления, кро- ме самых тяжких, и еще при его жизни уголовный кодекс был смягчен в этом отношении. Идеи Бентама развил Джон Стюарт Милль. Они оказались привлекательными для зна- чительной части интеллигенции и стали базовыми для ста- новления английского и европейского либерализма.

– Позитивизм

Идеи атеистов французского Просвещения получили во Франции свое научное оформление в виде философской си- стемы, названной позитивизмом. Родоначальником позити- визма считается французский философ Огюст Конт (1798-

1857), один из основоположников не только позитивизма, но и социологии. Его основные идеи изложены в работах «Курс положительной философии» (1830-1842) и «Дух позитивной философии». Для Конта в науке главным являются твердые, несомненные, устойчивые факты, и потому задачей науки яв-

ляется сбор и систематизация таких фактов, но не рассу- ждения об их причинах, так как ни религия, ни философия их не могут зачастую объяснить. Поэтому в науке слово «поче- му» следует заменить словом «как». Структуру философии раскрывает «энциклопедический закон», который устанавли- вает классификацию наук. В «Курсе позитивной философии» иерархия наук, в которой находит свое выражение «энцикло- педический закон», выглядит следующим образом: 1)матема- тика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) физиология (био- логия), 6) социальная физика (социология). С исторической точки зрения, по Конту, предложенная им иерархия отража- ет порядок последовательного возникновения наук. Таким образом, классификация выстроена по принципу движения наук от более древних к более новым. Позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как осо- бая наука, претендующая на самостоятельное исследова- ние реальности, не имеет смысла, а значит и права на суще- ствование.

Главным лозунгом позитивизма является утверж- дение, что каждая наука – сама себе философия. Этот вывод позитивистов создал опасный прецедент, длящийся до наших дней, когда каждый специалист, в узкой сфере научных зна- ний, слабо разбирающийся в других отраслях знания начина- ет расширительно толковать полученные им результаты ис- следований. Для некоторых из них слово «философ» стало синонимом неспециалиста. С легкой руки позитивистов, зо- ологи стали исследовать мораль и делать по результатам та- ких исследований выводы, представляемые как выдающиеся научные открытия.

По мнению французского философа, в обществе буду- щего политику станет определять мораль. В основе пози- тивистской морали – принцип альтруизма (термин введен

Контом). Альтруизм предполагает возвышение обществен- ных интересов над личными, выступает «принципом всеоб- щей любви». Позитивистская мораль усматривает цен- ность людей не в том, что они – неповторимые отдель- ные существа, а в том, что они – различные части еди- ного социального организма. Девиз позитивистской мора- ли – «жить для других». Очень гуманные взгляды Конта на мораль основываются еще на античных, подхваченных просвещением утопических утверждениях, что разум, зна- ние и мораль синонимы. Еще Сократ говорил, что безнрав- ственное поведение является результатом незнания челове- ком добродетелей. Только в ХХ столетии, пережив две ми- ровые войны, человечество, поставив себя на грань ядерно- го уничтожения, развело эти понятия. Христианство с мо- мента возникновения утверждало, что вера выше знания. Веру необходимо понимать не только как поклонение Богу, но и как выполнение его нравственного закона.

Знание, разум, не облагороженные верой – убеждени- ем в обязательности исполнения нравственных норм, – ста- новятся просто опасными для человечества, потому что мо- гут служить антигуманным целям. В качестве примеров мо- гут служить идеология фашизма с его геноцидом других на- родов, создание ядерного оружия, возникновение опасности экологической катастрофы и многие другие.

Однако такая трактовка соотношения веры, разума и знания не принима- ется позитивистами.

Материалист Конт понял ущербность своей философ- ской системы, из которой исключался человек и его вну- тренний, духовный мир. В последние годы своей жизни он выступил с обоснованием религии Человечества. Конт про- возгласил, что «Человечество есть истинное Великое Су- щество», «которое навсегда заменило понятие Бога». Жре- цами Человечества выступают философы-позитивисты,

а «наука приобретает истинно – священный характер, как систематическое основание всеобщего культа». Культ Че- ловечества, по Конту, требует введения новых обществен- ных празднеств и обрядов, прославления великих людей, введения нового, «позитивистского» календаря. Позитив- ная философия должна превратиться в «окончательную религию». Конт ярко демонстрирует шаткость материали- стической мировоззренческой позиции. Отрицая религию, выработанную в течение тысячелетий, он предлагает при- думать искусственную религию для того, чтобы воплотить в жизнь христианский принцип «всеобщей любви».

Идеи материалистов просвещения и позитивистов поль- зовались чрезвычайной популярностью и широко влияли, в первую очередь, на студенческую молодежь, которая не- сла их во все слои общества. Эти идеи способствовали тому, чтобы в Европе возникли философские воззрения, в которых на первое место приходит не любовь, а ненависть к людям.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 1. главные направления этической мысли I-ой половины XIX в.:

  1. Консерватизм и либерализм, как два основных направления правовой мысли России XIX века
  2. Судебные учреждения и право в западных губерниях Российской Империи во второй половине XVIII в. – первой половине XIX века
  3. . Политические и правовые учения в России во второй половине XIX — первой половине XX в.
  4. Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в.
  5. Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в.
  6. Соспловная политика царизма в западных губерниях Российской Империи во второй половине XVIII - первой половине XIX века
  7. 1.4. Основные направления экономической мысли
  8. Система местных органов власти в западных губерниях Российской Империи во второй половине XVIII в. – первой половине XIX века
  9. Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв Глава 1 Реформы на службе государств, правительств и народов
  10. Одной из главных проблем первой трети XX века, по мысли евразийцев, явилась утрата чувства государства.
  11. § 1. Основные направления западноевропейской политикоюридической мысли
  12. Вопрос 56. Классификация теорий и направлений мировой экономической мысли
  13. 78. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XIX В
  14. Главные направления перехода к рыночной экономике и промежуточные итоги реформ в России
  15. § 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  16. § 1. Основные направления английской политической и правовой мысли
  17. 2.6.2. Философские и философско-этические направления поздней Античности