<<
>>

3. Мораль и политика

Читатель уже обратил, наверное, внимание на то, что, рассматривая во второй главе те этические проблемы, которые как бы выходят за рамки морали, мы двигаемся от простого к сложному, от менее важного (для общества, Да и для отдельного человека) – к более важному.

Таким путем мы и подошли к проблеме «мораль и политика».

Политическая сфера – это сфера отношений между большими группами людей, классами, нациями, государствами и партиями. В политике находят свое концентрированное выражение коренные, прежде всего экономические, интересы миллионов людей. От характера политики в значительной мере зависят судьбы настоящих и будущих поколений. Причем никогда еще политика, особенно мировая политика, не имела такого большого значения, как в наше время. От того, какой стиль мышления, какие подходы возобладают в политической области, победит ли в ней разум или безумие, зависит не только счастье миллионов людей, но и само дальнейшее существование человечества.

Надо ли удивляться, что в современных условиях усиливается влияние политики на все сферы общественной жизни, в том числе и на мораль.

Соответственно и в этике возрастает удельный вес морально-политических проблем. Проблемы эти имеют свою историю, о которой следует сказать.

Историки и моралисты прошлого не раз обращали внимание на лицемерный характер политики правящих классов, на существование явного расхождения между моралью и политикой. История давала тому достаточно примеров. Невероятная жестокость, подлость, обман, вероломство, клятвопреступление, нарушение элементарных норм порядочности – все эти средства находили применение в политике. Более того, стало правилом: чем удачливее оказывался политик, чем больше народов он завоевывал, чем мощнее государство создавал, тем аморальнее он себя вел, тем больше не считался с моралью даже своего класса.

Благородство в политике было скорее исключением, чем правилом, и нередко приводило благородного политика к краху и гибели.

Все это дало основание Никколо Макиавелли, итальянскому мыслителю эпохи Возрождения, открыто признать существующее расхождение между политикой и моралью и объявить аморализм обязательным условием успешной деятельности политического руководителя. В своем знаменитом «Государе» Макиавелли писал: «...тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности».

Империалистическая буржуазия доводит до крайности расхождение между моралью и политикой, цинично провозглашая аморализм своей политикой (идеология и практика фашизма – яркий тому пример). Этому политическому аморализму пролетариат, выражающие его интересы коммунисты противопоставляют открытую и честную политику, единство политики и коммунистической морали. Такое единство имеет прочную объективную основу, ибо класс, которому принадлежит будущее, на который «работает» история, отвергает аморализм, не нуждается в обмане и лицемерии.

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения»*). Так писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии». В. И. Ленин, обосновывая принципы политики нашей партии, подчеркивал: «Прямая политика – самая лучшая политика. Принципиальная политика – самая практичная политика. Только она может действительно и прочно привлечь к с.-д.-тии симпатии и доверие массы»*).

Во взаимодействии политики и морали, политического и морального сознания политика была и остается решающей стороной. Именно она наполняет моральные нормы, понятия и личностные качества определенным идейно-политическим содержанием, придает им четкую социальную направленность.

Политика связывает мораль с борьбой классов, подчиняет ее этой борьбе. В свою очередь мораль, как говорят, интериоризирует (делает внутренним) политику, превращает ее в нечто глубоко личностное, закрепляет классовое политическое сознание в моральных взглядах, чувствах, убеждениях и чертах характера отдельных людей. Таким образом, политика и мораль в случае их союза взаимно дополняют и усиливают друг друга.

В современном мире наблюдается дальнейшая политизация морали, включение в сферу морального регулирования все новых явлений из области политики. Важной и прогрессивной тенденцией политической жизни нашего времени явился подъем массовых демократических движений, стремление народов взять под свой контроль деятельность реакционных буржуазных политиков, воспрепятствовать их темным делам путем явно выраженного морального осуждения. Расширяющаяся борьба народов за мир, против угрозы ракетно-ядерной войны – наглядная иллюстрация этой тенденции. Вообще-то весьма характерно, что такая политическая ценность, как мир на Земле, включается в круг основных моральных ценностей, ибо только сохранение мира может обеспечить первейшее право каждого человека – право на жизнь.

Имеет место и обратная тенденция, то, что можно назвать морализацией или этизацией политики и политического сознания. Эта тенденция прогрессивна, когда она выражает стремление передовых политических сил опереться на моральное общественное мнение, на совесть народов. Но усиление моральных моментов в политике может иметь и совсем другие причины.

Давно уже замечено, что реакционные политики очень любят взывать к морали, прикрывать трескучими фразами о долге и любви к ближнему свой аморализм, обвиняя в нем как раз тех, кто против него выступает. Достаточно проанализировать деятельность многих представителей нынешней американской администрации, чтобы убедиться, что обычными методами буржуазной политики и идеологии стали пышная «моральная» фразеология, перекладывание «с больной головы на здоровую», объявление черного белым и наоборот.

В основе подобной «морализации» лежит стремление прикрыть, спрятать от народов и как-то «оправдать» антигуманный и антинародный характер своей политики. Еще в XVII веке французский моралист Ларошфуко заметил, что лицемерие есть дань, которую порок платит добродетели. Лицемерие реакционных политиков имеет ту же природу. Игнорируя мораль, они вынуждены с нею считаться, хотя бы на словах, и, чем больше нарушают моральные нормы на деле, тем больше кричат об их важности и необходимости.

Существует целый комплекс идейно-нравственных и морально-политических проблем, который входит в предмет марксистской этики и является объектом тщательного научного исследования. Идейность и сознательность, их сущность и пути формирования – именно такие проблемы. Именно через эти качества осуществляется прямое и непосредственное воздействие мировоззрения, идеологии, политических взглядов того или иного класса на нравственное сознание и поведение отдельной личности.

Не случайно в современном мире острая идеологическая борьба ведется главным образом вокруг идеалов, мировоззрения, политических взглядов людей. Наши политические противники прекрасно понимают их важность. Поэтому они стремятся всеми средствами, тайными и явными, подорвать веру советских людей, особенно молодецки, в коммунизм, доказать преимущество капитализма, распространить обывательские настроения, притупить интерес к большим социально-политическим проблемам. Между тем жизнь не раз доказывала на опыте целых поколений, что именно коммунистические идеалы, как высшие и самые благородные идеалы современности, являются основой формирования личности с высокими моральными качествами. Человек становится человеком, писал Н. Островский, «если он собран вокруг какой-либо настоящей идеи. Тогда человек живет не по частям: брюхом, печенью, полом, а целым. С этого собственно и начинается человек. Этим он и силен. Но есть одна великая идея, которая не только одного человека, а целые народы может сделать богатырями. Это великая идея коммунизма, борьба за народное счастье».

Выбор между коммунистической идейностью и обывательской безыдейностью, по существу, есть выбор между двумя образами жизни. Все устои нашего общества, наше воспитание и идеология выводят большинство советских людей на широкую дорогу идейной, социально полезной, содержательной жизни. Однако у нас немало еще встречается людей, избравших другой путь – путь обывательской, спокойной, равнодушной к общественным заботам жизни. Об их «идеале» М. Горький писал, что они хотят «очень мало работать, очень мало думать, очень много кушать». И хотя запросы современного обывателя стали гораздо шире, но суть осталась прежней – поменьше общественно полезного труда, поменьше общественных забот и побольше личных благ.

Безыдейность нередко принимает форму нигилизма, то есть отрицания общепринятых ценностей, моральных норм и форм общественной жизни, или скептицизма, проявляющегося в критически-недоверчивом отношении к ценностям и идеалам данного общества. Нигилизм и идейно-нравственный скептицизм могут по-разному оцениваться в зависимости от того, на отрицание каких общественных идеалов они направлены. История знает прогрессивные, даже революционные формы нигилизма, направленного против идеалов и норм отживающего класса, однако революционность такого нигилизма всегда относительна, узка, преходяща. Исторически прогрессивными можно считать лишь те формы нигилизма и скептицизма, которые не останавливаются на отрицании старых ценностей, а противопоставляют им ценности новые, которые не удовлетворяются разочарованием в старом, но идут дальше, к «очарованию» новым, к отстаиванию новых, высоких общественных идеалов.

Различные формы «левацкого» нигилизма, спекулируя на таких присущих молодежи чертах, как острое восприятие любого несоответствия между идеалом и действительностью, критичность, повышенная активность, порождают авантюризм, отрицание всей культуры прошлого, стремление к разрушению ради разрушения. История последних десятилетий на примере гошистов, хиппи, панков и др.

показала не только социальную вредность и бесперспективность подобного нигилистического подхода к жизни, но и трагичность его для самих молодых людей, оказавшихся во власти ложных идейных установок. Несомненна порочность подобного нигилизма и в нравственном отношении, ибо он быстро вырождается в цинизм и аморализм.

Политика и мораль идут бок о бок и в области отношений людей к своему Отечеству, к своей и чужим нациям. Эти отношения могут принимать форму патриотизма и интернационализма, национализма и шовинизма.

Говоря о патриотизме как о комплексном морально-политическом качестве, мы понимаем под ним любовь к своей родине, уважение к ее традициям, чувство гордости за нее и активное содействие ее благу. В зависимости от своего классового содержания последние могут приобретать реакционно-шовинистическую или революционно-интернационалистическую направленность. Это проявляется в том, за что любят данный человек или группа людей свою родину, чем гордятся в ее прошлом и настоящем, какие ее традиции приемлют, в чем видят ее благо и т. д.

Отношение к родине как к моральной ценности выдержало историческую проверку. Если без родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от нее, если за ее свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Конечно, предатели и изменники всегда находились, как находились и люди, для которых соображения личного благополучия перевешивали ценность отечества. «Где хорошо, там и родина» – этот латинский афоризм стал жизненным правилом немалого числа людей, особенно там, где оно опирается на развращающую силу денег, на распространяемое капитализмом пренебрежительное отношение к ценностям национальной культуры.

И все же моральную ценность отечества у многих народов не удалось разрушить ни иноземным завоевателям, ни обладателям толстого кошелька. «Где родина, там хорошо» – вот то правило, которым практически руководствуются миллионы людей на Земле, которое соответствует глубоким патриотическим традициям народов нашей страны. «Не на моем языке,– писал Л. Леонов,– родилась поговорка: Ubi bene, ibi patria – где хорошо, там и отечество,– мудрость симментальской коровы, которой безразлично, кто присосется к ее вымени, было бы теплым стойло да сладким пойло».

Прогрессивные формы патриотизма включают в себя любовь и уважение не только к тому специфическому, особенному, что присуще лишь данному народу, но и ко всеобщему, свойственному всем людям. И давно замечено, что через любовь к отечеству человек приучается любить человечество и заботиться о его благе, то есть в патриотизме национальное сочетается с элементами интернационального. Советский патриотизм по самому своему существу теснейшим образом связан с пролетарским, социалистическим интернационализмом, который не отменяет патриотизм, а лишь наполняет его новым социальным содержанием, подчиняет долг перед отечеством классовому, интернациональному долгу перед мировым революционным рабочим движением.

Что же касается национализма, расизма, шовинизма, то они представляют собой не только реакционные буржуазные и мелкобуржуазные политические явления, но и нравственные пороки. Ведь национализм – это групповой эгоизм, который проявляется в национальной корысти, национальном чванстве, национальной зависти и пр. Национализм извращает чувство патриотизма, уродует духовный мир личности, плодит вражду, ненависть, недоброжелательность, препятствует осуществлению классовых целей пролетариата. Вот почему марксизм решительно выступал и выступает против национализма, какие бы «утонченные» формы он ни принимал. В. И. Ленин отмечал, что «марксизм непримирим с национализмом, будь он самый «справедливый», «чистенький», тонкий и цивилизованный. Марксизм выдвигает на место всякого национализма – интернационализм, слияние всех наций в высшем единстве...»*)

В молодежной среде аполитичность и безыдейность, нигилизм и скептицизм могут проявляться в, казалось бы, невинных склонностях и увлечениях – одеть на себя обязательно заграничную, «фирмовую» вещь с яркой наклейкой или надписью, обзавестись импортным магнитофоном, смотреть только зарубежные фильмы, танцевать под зарубежные ритмы и пр. Никто, конечно, не собирается отрицать достоинства американских джинсов или японских магнитофонов. Речь о другом. О том, что увлечение престижными и дорогими заграничными тряпками, зарубежной музыкой, танцами, кинопродукцией в сочетании с неуважением к своему, советскому, к национальным традициям, к нашей государственной и общественной символике – все это создает соответствующий духовный настрой, который в условиях современной острейшей идеологической борьбы порой прорастает чуждыми нашему обществу идеями, антиобщественным поведением. Так обнаруживается та внутренняя связь, которая существует между вещами и идеями, эстетическими вкусами и нравственными поступками.

Четкая классовая позиция в моральной сфере, которую отстаивает марксизм, вовсе не означает отрицания общечеловеческого в морали, присущего как ее структуре, так и содержанию. Это, во-первых, ряд элементов общественного и индивидуального морального сознания, общих функций морали и способов морального регулирования. Например, многие нравственные качества личности являются по форме всеобщими, общечеловеческими элементами нравственного сознания (сознание долга, чувство чести, совесть и др.). Подобные элементы прежде всего и позволяют говорить о морали как о едином явлении, проходящем через всю историю человечества, несмотря на явные изменения в ее содержании.

Во-вторых, общечеловеческое проявляется и в содержании морали постольку, поскольку она служит не только узким интересам отдельных классов и других социальных общностей, но и благу предельно возможного для данных исторических условий большинства людей. Естественно, что больше всего общечеловеческих моментов бывает в морали передового класса, интересы которого выражают потребности общественного прогресса.

Важной стороной взаимодействия классового и общечеловеческого является согласование классовых, национально-государственных и региональных интересов с интересами глобальными, общечеловеческими. Возникает необходимость, чтобы наряду с разумной международной политикой и международным правом мораль участвовала в регулировании взаимоотношений между народами и государствами. Следует отметить, что именно марксизм впервые выдвинул задачу внедрения в них нравственных начал. В созданном К. Марксом «Учредительном Манифеста Международного Товарищества Рабочих» эта задача была сформулирована так: «...добиваться того, чтобы простыв законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами и в отношениях между народами»*).

В современном противоречивом, но взаимозависимом, во многом целостном мире огромное практически-политическое значение приобретает утверждение цивилизованных отношений на международной арене, отношений, основанных на взаимном уважении и доверии, на определенных нормах морали и права. От решения этого вопроса зависит сохранение цивилизации, само существование человечества, о чем со всей определенностью было сказано на XXVII съезде партии: «Мир находится в процессе стремительных перемен, и никому не под силу сохранить в нем вечный статус-кво. Он состоит из многих десятков государств, каждое из которых имеет свои вполне законные интересы. Перед нами, всеми без исключения, стоит задача фундаментального порядка: не закрывая глаза на социальные, политические и идеологические противоречия, овладеть наукой и искусством вести себя на международной арене сдержанно и осмотрительно, жить цивилизованно, то есть в условиях корректного международного общения и сотрудничества»*).

Сегодня на наших глазах и в нас самих рождается мораль прогрессивного человечества, которая, оставаясь классовой, все более наполняется общечеловеческим содержанием. Мораль, тысячелетиями делившая людей на «своих» и «чужих», будет постепенно превращаться в мораль, для которой все люди – «наши» и которая исключает из своей сферы, осуждает только «извергов рода человеческого».

Понимание того, что люди живут на сравнительно небольшой планете, что перед ними встает все больше глобальных проблем, которые могут быть решены лишь усилиями всего человечества, осознание того, что чужого горя не бывает, что все люди, независимо от их национальности и цвета кожи, должны бороться за мир на Земле,– все это постепенно, но неуклонно утверждает великую коллективистскую и гуманистическую идею международной солидарности людей труда, укрепляет потенциал мира, разума и доброй воли.

<< | >>
Источник: Блюмкин В. А.. Этика и жизнь. 1987

Еще по теме 3. Мораль и политика:

  1. Политика между профессионализмом и моралью
  2. 3. Взаимосвязь дискреционной политики и политики встроенных стабилизаторов. Финансовая политика в России
  3. § 3. Право и мораль
  4. § 2. Право и мораль
  5. 13.7 Право и мораль
  6. § 3. Право і мораль
  7. § 3. Право і мораль
  8. § 3. Право и мораль
  9. г) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
  10. Мораль и законодательство.
  11. 1. Для чего нужна мораль?
  12. Мораль як позитивний безпримусовий порядок
  13. Мораль
  14. МОРАЛЬ
  15. МОРАЛЬ
  16. Мораль
  17. Мораль як регулювання внутрішньої поведінки