<<
>>

2. наука о роли духовности и религии

На ранних стадиях первобытного общества разделить жизнь людей на материальную и религиозную составляю- щие невозможно. Жизнь едина, и люди жили своими ми-

фологическими представлениями, в которых были слиты очень тонкие наблюдения над свойствами растений, повад- ками животных, явлениями природы и попытки их мифо- логического объяснения.

Представления о сверхъестествен- ном свидетельствовали, что человек не довольствуется ро- лью забитого и придавленного существа, он пытается разо- рвать круг своей зависимости от природы с помощью могу- щественных сил, которые сильнее всех. Более того, он хо- чет заставить эти силы служить себе. Человеческое любо- пытство в сочетании с надеждой на выживание и победу над враждебными стихиями заставляет человека смотреть на небо и заселять его богами, одухотворять окружающую природу и воздействовать на нее при помощи магических и колдовских приемов. Наиболее продвинутые становят- ся шаманами и постигают способы достижения состояния измененного сознания, в котором они могут совершать по- ступки, недостижимые остальным людям.

Оставаясь неотделимой от материального производ- ства, религиозная сфера становится ареной развития со- знания и духовности людей. Человек становился челове- ком не в процессе охоты на животных. Волки, львы, тигры и многие другие хищники тоже очень организованно охо- тятся, но это не помогло им как-то приблизиться к челове- ку по уровню сознания. Ф. Энгельс решающую роль в фор- мировании человека отводил труду и изготовлению орудий. Бессмысленно отрицать значение развития орудий труда в борьбе человека за пропитание. Но духовное развитие че- ловечества двигали не мастеровые, а мыслители. Для того чтобы совершенствовать орудия, человек должен был нау- читься задавать вопросы: что необходимо сделать и каким образом этого добиться? Он должен был не просто думать, но делать это творчески.

Один из учителей Маркса в области философии л.

Фей-

ербах обратил внимание на особую сущность религии. Он писал: ««Религия коренится в существенном отличии чело- века от животного: у животных нет религии». «Человек отличается от животного только сознанием; он живот- ное, но такое, которое обладает сознанием. В существе, в котором пробудилось сознание, происходит качественное изменение всей его сущности»1. [113]

Далее Фейербах делает глубочайшие по своему зна- чению обобщение: «Бог человека таков, каковы его мысли и намерения… О человеке можно судить по богу и о боге – по человеку. Они тождественны. Божество человека за- ключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его боге. Бог есть откровение внутрен- ней сути человека, выражение его «Я»; религия есть тор- жественное раскрытие тайных сокровищ человека, при- знание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви»2. [113. 42]

«Атеизм считался и до сих пор еще считается отри- цанием всех моральных принципов, всех нравственных основ и связей: если нет бога, нет никакого различия между до- бром и злом, добродетелью и пороком…».

Сделав такие потрясающие по своей глубине заключе- ние, о роли религии, он заканчивает выводом, свидетель- ствующим об утопичности взглядов на мораль философов первой половины XIX века: «…Вера в Бога, как необходи- мое условие добродетели, есть вера в ничтожество добро- детели самой по себе». [113. 238-239] Философы зародив- шегося материализма считали, что нравственные принципы могут существовать сами по себе, естественным образом, как элементы природы. Материализм л. Фейербаха порож- дает утопический фантом веры в нравственность природы. Он одну веру заменяет другой, только ложной. Через три десятилетия после написания им «Сущности веры» Ч. Дар-

вин вывел закон естественного отбора, из которого следу- ет, что природе чужды нравственные свойства. Она не знает милосердия и сострадания, так как главным и ее принципа- ми являются целесообразность, приспособляемость и пре- восходство, но не равенство, поэтому добродетели не мо- гут в ней существовать в отрыве от духовности людей.

Поз- же Ф. Ницше сделает вывод о том, что сострадание вообще противоречит закону развития, и по этой причине христиан- ская мораль является вреднейшим явлением.

Современный ученый-религиовед л.С. Васильев пи- шет: «Разум, а не орудия охоты и даже примитивного труда в процессе производства тех же орудий, добыва- ния пищи и защиты от влияния природной среды (исполь- зование шкур животных в качестве одежды, строитель- ство элементарных укрытий) поставил точку в сложном и продолжительном процессе очеловечения обезъянолюдей. Но в чем проявился этот разум? Он проявился прежде все- го в возникновении элементов духовной культуры. Без это- го даже производящий орудия обезъяночеловек остался бы прежним… Идеи и духовная жизнь, духовная культура ста- ли чем-то первичным, тогда как материальные условия су- ществования стали определяться интеллектом и менталь- ностью людей»4. [114]

Далее л.С. Васильев пишет: «Религия – отнюдь не слу- чайно появившийся социально-психологический феномен. Более того, вера как форма осмысления мира и религиоз- ные обряды и культы, закреплявшие эти верования и соот- ветствующие им культурные традиции, – это первооснова ментальной культуры человечеств».

«Выступая в роли все объясняющего покровителя и уте- шителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозное сознание уже в самой ранней модификации было призвано предохранить людей от зло-

го воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, как задобрить злые силы»6. [114, с. 18-19]

Объясняя для себя действие внешних сил, человек вы- рабатывает в соответствии с ними и нормы собственного поведения. Г. Спенсер считал, что «сначала этика совер- шенно не отделялась от религии». [115]

Авторы учебного пособия «Философская антрополо- гия», вышедшего в 2008 году, доктора философских наук Губин Валерий Дмитриевич и Некрасова Елена Николаев- на пишут: «Много лет в исторической науке, антрополо- гии, философии господствовала точка зрения, согласно ко- торой труд сделал человека человеком.

Человек поднял- ся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и производство есть его глав- ное отличие от животных. Однако это положение сей- час представляется неверным: согласно данным антро- пологии, примитивные каменные орудия – топоры, дуби- ны – просуществовали почти миллион лет, не подвергаясь существенным изменениям, за это время не было замечено по археологическим раскопкам разных эпох, никакого усо- вершенствования техники обтесывания камня».

Они пишут, что бобры, пчелы и термиты по сравнению с человеком достигли гораздо большего прогресса, и по сравнению с ними он выглядел, по мнению американского философа льюиса Мэрфорда, «безнадежным неудачником».

«Далеко не всегда при раскопках древних стоянок человека археологи находили орудия труда, но почти всегда – пред- меты религиозного культа или какие-то образцы прими- тивного искусства…

Человек – существо искусственное, в этом смысле он не рождается природой, он сам себя рождает, творит. Человек должен был пройти через «человекообразующую

машину» – через миф, ритуал, чтобы стать человеком». [116] Из этого можно сделать вывод, что человека создал если не Бог, то религия, так как миф и ритуал – ее элементы.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 2. наука о роли духовности и религии:

  1. Религия и духовный прогресс
  2. 7. языческие религии на путях поиска духовности
  3. Тема. Психология религии как наука.
  4. 3. Христианская религия – основа духовной культуры и стабильности народов европы
  5. Настоящая религия представляет собой живой духовный союз человека с Богом
  6. Может ли наука помочь возродить духовность человека?
  7. Глава 4. Анализ роли отношений собственности и управления в формировании мотивации, психологического облика индивидов и масс и их духовной культуры (на примере современного российского пролетариата) .
  8. Глава 24. Почему я не защитник окружающей среды: экономическая наука против религии экологии
  9. Итак, Право представляет собой сложный духовный феномен, пункт органической встречи религии, нравственности и юриспруденции
  10. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  11. Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.
  12. Еще Аристотель заметил: «Не всякая наука есть доказывающая наука
  13. 3. Антиобщественные роли преступников