<<
>>

3. некоторые черты жизни древних людей Пища – основа жизни

Самоощущение своей кровной связи с животным миром не могло рождать у древнего человека никаких благородных чувств. Он, прежде всего, хотел кушать, а так как раститель- ная пища плохо утоляет голод и он не был вегетарианцем, то должен был убивать, охотясь на других животных.

Охо- та часто была занятием ненадежным, да и делать совершен- ные орудия человек научился довольно поздно, поэтому уби-

вать приходилось все, что ходит, ползает или летает. Это по- том появляются пищевые запреты, а вначале нужно было ду- мать только о том, как выжить. Считая себя и других таки- ми же животными, как и все остальные, люди не видели при- чин, по которым нужно было отказываться от употребления в пищу себе подобных. О каннибализме имеется много сви- детельств древних авторов. На употребление человеческой плоти не способен духовный человек, их может совершать только человек-животное, человек-хищник.

Продление рода

Другой важнейшей проблемой, стоящей перед людь- ми, с глубокой древности является отношение к продлению рода.

люди понимали, что продление жизни рода или де- торождение – настоятельная необходимость для сохранения преемственности и выживания поколений. Все, что связано с рождением и смертью, они окутывают мистической тай- ной. Возникают ритуалы сакрализации ритуалов зачатия, рождения и смерти. Древний человек рассматривал сексу- альность как способность к воспроизводству рода, то есть продлению жизни, а не способ получения удовольствия. Следы этого понимания сексуальности рассыпаны по все- му Ветхому Завету. Заботясь о благе древних евреев, Иего- ва обещает: «Благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в ско- те твоем». [33]

Это позднее, с появлением рабовладения, когда чело- век становится игрушкой в руках другого, секс принимает характер удовольствия и появляются сладострастные извра- щения.

Культ предков тесно связан с заботой о продолже- нии рода: если исчезнут наследники, кто будет чтить умер- ших отцов? Несмотря на то что у некоторых народов ста- риков съедали или просто убивали, культ предков в той или иной форме существовал у большенства народов.

Коллективизм

Другой важнейшей чертой жизни древних людей был первобытный коллективизм. Можно предположить, что он идет из мира животных, которые объединяются в стада или стаи, чтобы выжить. Так же было и с человеком. Грозная природа давала шанс на выживание только крепкому кол- лективу. Это понимали древние люди.

Коллективизму присущи несколько свойств. Во- первых, признание людьми только членов своего рода, все чужие – нелюди, с которыми можно делать, что угодно. Во-вторых, интересы рода важнее интересов отдельного человека. В одиночку человек выжить не мог. Он был об- речен на смерть в пасти хищных зверей или от других лю- дей. В-третьих, люди с древности имели иерархическую организацию, в которой отношения регулировались «пра- вом сильного», идущим из животного царства. Но у людей постепенно, кроме «права сильного», дающего все права вожаку, возникают традиции и табу – элементы духовной культуры.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 3. некоторые черты жизни древних людей Пища – основа жизни:

  1. 2. Спасение людей - смыслообразующая основа жизни спасателя, домини­рующий мотив профессии:
  2. 1. Стрессы и дистрессы в жизни людей:
  3. Условия жизни первобытных людей.
  4. Основные черты послевоенной жизни.
  5. Некоторые полезные эффекты терапии регрессии жизни между жизнями.
  6. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ)
  7. 2-2. Понятие жизни. Эволюция — основное содержание жизни.
  8. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  9. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  10. § 5.2. Конституционные основы духовной жизни общества
  11. Смерть - явление естественное в цепи жизни. Смерть одного есть начало жизни другого.
  12. § 3.3. Конституционные основы политических жизни общества и политических отношений в России