<<
>>

4. новая онтология

В современной европейской философии проблема бы- тия по-прежнему остается фундаментальной. Занимаясь по- исками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свое от- личие от науки, религии, искусства, обнаруживая уникаль- ный и своеобразный предмет своих исследований, не своди- мый ни к знанию, ни к вере.

Занимаясь бытием, философия выявляет своеобразный характер такого мышления, в кото- ром бытие может для нас открыться. Поиски бытия – это по- иски корней, прикоснувшись к которым человек может най- ти в себе силы для понимания смысла окружающего мира. Эти поиски составляют незримый фундамент того, что че- ловек называет наукой, искусством, религией, любовью, стремлением к счастью, совестью, долгом.

Николай Гартман (1882–1950) – основоположник кри- тической или новой онтологии. Неразрешимые проблемы или непознаваемые остатки проблем и составляют собствен- но предмет метафизики. Познание окружено метафизиче- ской зоной непознаваемости, это иррациональное не исчеза- ет с развитием наук, в которых всегда будут ставиться веч- ные проблемы метафизики.

Философские системы приходят

и уходят, но все они вращаются вокруг одних и тех же про- блем. Сознание проблем – это знание о незнании. С точки зрения неопозитивистов, метафизические проблемы – плод неправильного употребления языка. По Гартману, метафизи- ческие проблемы созданы не мыслью, а бытием.

Гартман выделял четыре слоя реального мира: мерт- вое, живое, психическое и духовное; и, соответственно, три разреза в строении реального мира: первый – между мате- риальным (физическим) и психическим. Раньше он неточ- но обозначался делением на природу и дух. Великая загад- ка в том, что разрез проходит через человеческое существо, не разрезая его самого. В этой проблеме проявляется предел человеческого познания.

Второй разрез (ниже первого) – между живой и нежи- вой природой.

Сущность жизни, саморегулирующийся об- мен веществ – также предел и загадка познания.

Третий разрез между духовным и психическим. Духов- ная жизнь – не совокупность психических актов, так же, как она и не совокупность чистых идей. Духовное бытие прояв- ляется в трех формах – личностного, объективного и объек- тивированного духа.

Между слоями четкие границы, а между ступенями – скользящие переходы, например, роды, виды, семейства, классы в органической природе. Это учение Гартмана о сло- ях широко проникло в психологию, антропологию, филосо- фию истории и до сих пор используется как важный мето- дологический прием.

Б) Идеальное бытие

Идеальное не зависит от мышления, оно не реально, но его нельзя отождествлять с ирреальным, ибо ирреаль- ное также является сферой мысли: фантазии, мечты и т.д. Это – не продукт абстрагирующего и обобщающего мышле- ния. Наоборот, мышление направлено на него, как на свой

предмет. Само же мышление – один из процессов реально- го мира. Это бытие без реальности, потому что оно без вре- мени. Числа, треугольники, ценности – нечто совсем дру- гое, чем вещи, события, личности, ситуации. Основные типы идеального «в себе» бытия: математические сущно- сти и ценности, им соответствуют науки: математика, эти- ка, эстетика.

Идеальное ошибочно представляется имманентным (пребывающим внутри) сознанию. Часто бывает нелегко от- делить друг от друга мышление и предмет мысли. Эта бли- зость к сознанию загадочна и не поддается расшифровке. Идеальное представляет собой парадоксальный синтез: оно ирреально и в то же время сущее.

Особенности способов бытия не поддаются челове- ческому сознанию, они глубоко иррациональны. Нет есте- ственного сознания, идеального бытия, есть только вторич- ное сознание на ступени высокоразвитого познания в нау- ке. Идеальное бытие в силу большой общности является не- полным и потому низшим бытием. Изменчивый реальный мир есть высший способ бытия.

заключение

1. В представлении современной психологии «психе», по выражению К.

Юнга, или психика человека совершен- но не соответствуют представлению о душе, которое сложи- лось среди философов в общественном сознании и в рели- гиозных учениях за последние две с половиной тысячи лет.

2. В современном обществе господствует взгляд на че- ловека как на биосоциальную сущность, а душа и духов- ность объявляются чем-то эфемерным и несуществующим. Если научных доказательств души не существует, то духов- ность в человеке распознается сразу. Человек, интересы ко- торого не выходят за пределы материальной сферы, чужд

высокому искусству, альтруизму и многому другому, что де- лает его гуманным. У него может быть чрезвычайно развит интеллект, он может быть воспитан и любезен, но внутри он черствый эгоист, которому не нужны любовь, семья, дети. Таких типов в современном обществе много. Не случайно общепризнанным является определение нашего общества как бездуховного. Такое признание делается самими адеп- тами бездуховности.

Отличительными чертами человека духовного являет- ся потребность познания, альтруизм и высокая нравствен- ность, а также стремление служить людям. Без восстановле- ния популяции духовных людей невозможно построить ве- ликую Россию и успешно бороться с коррупцией, преступ- ностью и решать другие грандиозные задачи.

3. Мы не пытаемся сделать вывод, что есть душа и дух, так как это невозможно. По степени сложности он прибли- жается к космогонической проблеме «Большого взрыва», который нельзя ни смоделировать, ни повторить, но по сво- им идейно-нравственным последствиям ответ на этот во- прос имеет важнейшее значение, так как он объясняет сущ- ность человека и лежит в основе его духовности, на которой созидается этика.

4. Религиозные философы, видя тупик, в который попа- ла западная материалистическая цивилизация, упорно тру- дятся над разработкой проблемы человека и этики. Конеч- но, им не удается переломить существующие тенденции, но труды многих из них влияют на мировоззрение довольно широкого круга представителей интеллигенции.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 4. новая онтология:

  1. 2. ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ОНТОЛОГИИ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
  2. 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОНТОЛОГИЕЙ?
  3. ОНТОЛОГИЯ
  4. Кант считал онтологию завершением культуры человеческого разума.
  5. Семинар 4. Онтология. Основные философские категории Цель занятия:
  6. ПРЕДИСЛОВИЕ К ОНТОЛОГИИ[34]
  7. 1. АБСОЛЮТНАЯ ОНТОЛОГИЯ
  8. Онтология - наука о Сущем - выход из тупика и основа Спасения.
  9. Онтология мира политического
  10. Тема 9. Онтология Нового времени