ПОЦЕЛУЙ ПРИ КЛЯТВЕ
Целование сакральных объектов было широко распро странено в античности. Греки и римляне целовали статуи богов в руки, ноги, колени и даже губы, а если не могли достать до них, то посылали воздушный поцелуй.
Библей ский Иов говорит, имея в виду, очевидно, посылаемые рукой поцелуи: «Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего и целовали ли уста мои руку мою?» (Иов, XXXI , 26, 27). О существовании подобной практики на Руси свидетельствует древнерусская статья «От апостольских заповедей» (рукопись XIV — XV вв.), в которой59
говорится, в частности: «Аще кто целует месяц ... да будет проклят». 56
Посредством целования святыни человек приобщается к ней, причем на него переходит сила ее святости. Так, умирающему или осужденному на казнь подносили в последнюю минуту крест для целования, что должно было сообщить ему благодать. 5 ' С другой стороны, цело ванием креста, как и других святынь, у многих народов утверждалась клятва, присяга.
Крестное целование широко бытовало на Руси и в частном быту, и в дипломатической практике. По словам С. Герберштейна (1510 —1520-е годы), русские «при клятвах и ругательствах . . . редко употребляют имя Господне, а когда клянутся, то подтверждают свои слова и обещания целованием креста». 38 В русском религиозном сознании сближались вплоть до полного отождествления образы креста и распятого на нем Христа (ср. единые по происхождению формы «христиане» и «крестьяне»). В связи с этим представляется вполне достоверной интер претация крестного целования, которую приводит англичанин Дж. Флетчер ( 1588 г .): «Давая присягу при реше нии какого-нибудь спорного дела по законам, они кля нутся крестом и целуют подножие его, как бы считая его самим Богом, имя которого и должно быть употреб ляемо при этом судебном доказательстве».
59 В сочинениях иностранцев иногда утверждается, что русским невоз можно верить на слово, причем им ничего не стоит по клясться, побожиться — и все же обмануть. 60 Тем более важны сведения о том, что крестное целование «равняется у них клятве и почитается столь святым делом, что никто не дерзнет его нарушить или осквернить ложным показа нием». 61 Для клятвы мог быть использован простой натель ный крестик. 62Нарушение крестного целования строго осуждается в одном из списков грехов XIV — XV вв.: «А крест целовав изменив к кому, за то и до смерти плакатися»." 3 Однако более поздний памятник «Поучение отца духовного к детям духовным» ( XVII в.) приравнивает крестное целование к матерной брани: «. . .ни божитеся, ни кленитеся именем Божиим ни образом крестнаго целования берегитеся и матерны не лайте».' 04 Да и пословица говорит: «Лучше умирать, а креста не целовать». 63 Дело в том, что в обряде крестного целования явственно проступала его магическая природа и он в явной или скрытой форме осуждался
60
церковью. 66 К крестному целованию можно было привести насильно, и это не лишало обязательности выполнения клятвы. Характерно, что в XVI в. «договорные» грамоты в Москве клались не на аналой, а на блюдо — оно всегда было атрибутом различных народных обрядовых действий, гаданий, магических процедур. 6 '
При заключении перемирия с польским королем Сигиз- мундом Василий III , согласно описанию С. Герберштейна, проделал следующее: «Потом он, глядя на крест, трижды осеняет себя крестным знамением, столько же раз накло няя голову и опуская руку почти до земли; затем, подойдя ближе и шевеля губами, будто произнося молитву, он вытирает уста полотенцем, сплевывает на землю и, поце ловав наконец крест, прикасается к нему сперва лбом, а потом тем и другим глазом». 68 Как отмечает Л. А. Юзе- фович, «по сути дела, выполнялся магический обряд, смысл которого заключался в установлении через посред ство „высших сил" особой связи между обещанием и личностью дающего обещание».
69У восточных славян широко практиковалось ритуаль ное целование замка — своего рода «антисвятыни» (его эротическая символика хорошо известна: ср. русск. «замок» — vulva ;' 0 «замки ослабели» — о белях у де вушки 71 и т. п.). Во Владимирской губернии «при трудных родах жены . . . целуют петли и замки у церковных и избных дверей, чтобы не они, а мужья мучились родами». 72 В Харьковской губернии желающая заниматься колдовст вом должна была отречься от Христа и в доказательство этого в пасхальное воскресенье, перед тем как в церкви запоют «Христос воскресе», поцеловать замок, которым запирают двери.' 3 Целовали церковный замок и молодые на свадьбе, «чтобы более скрепить свой брачный союз». 74
Характерную черту религиозной обрядности представ ляло целование икон. Церковное поучение «Заповедь испо- ведающимся сыном и дщерем» {рукопись XVI в.) гласит: «Иже иконы Господня и Богородичнны и всех святых со страхом и любовию не целует, да будет проклят».'* При этом между церковной обрядностью и бытом не было непереходимой границы. Как гласит посло вица: «Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль».' 6 Так это и происходило в народных обрядах: «Каждый из „молодых" подходит к иконе, кладет три земных поклона, целует иконы и своих родителей, а в заключение троекратно целуются молодые». 77 От поцелуя
61
святыни — к взаимному целованию людей, по нисходя щей от мира божественного к человеческому. Так проис ходит то «освящение реальности», которое в конечном счете и является одной из важнейших целей ритуала как определенного вида человеческой деятельности.
1 Мюллер-Лиэр Ф. Фазы любви. М., 1913. С. 92.
2 Вундт В. Миф и религия. Спб., б. г. С. 93—94.
3 Богораз В. Г. Чукчи. Л., 1934. Т. 1. С. 21.
4 Блох И. История проституции. Спб., 1913. Т. 1. С 137—138.
5 Ломброзо Ц. Происхождение поцелуя. Спб., 1895. С. 12, 14.
6 Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери // ЭО. 1899. № 1/2. С. 125—126.
7 Bopheeuh Т. Р.
Деца у верован. има и обича^ма нашега народа. Београд, 1941. С. 16—18.8 Мариньи Тебу де. Путешествия в Черкесию//АБКИ. С. 313.
9 Краулей Э. Мистическая роза: Исследование о первобытном браке. Спб., 1905. С. 149.
10 АГО, р. 15, оп. 1, ед. хр. 21, л . 19 об.
" Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 201, 258—259.
12 Романов Е. Р. Белорусский сборник. Вильна, 1912. Вып. 8. С. 292.
13 Вундт В. Миф. . . С. 92.
14 Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины : (Тексты и заметки). М., 1912. С. 44.
15 Повесть о новгородском белом клобуке // ПЛДР. Середина XVI века. М., 1985. С. 228.
16 Домострой // Там же. С. 72.
'' Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из Рос сии. М., 1987. С. 234.
!8 Лабутанская В. А. Невербальное поведение. Ростов, 1986. С. 18.
19 Топоров В. Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской культуре— SVET —//Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 220.
20 Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический сбор ник. Спб., 1854. Вып. 2. С. 143.
21 Зеленин Д. К- Описание рукописей Ученого архива Император ского Русского географического общества. Пг., 1915. Вып. 2. С 585
22 ЪорЬ.евиН Т. Р. Деца. . . С. 216.
23 Казимир Е. П. Из свадебных, родинных и похоронных обычаев Подольской губернии//ЭО. 1907. № 1/2. С. 209.
24 ЦГАЛИ, ф. 47, ед. хр. 36, л . 195.
25 ГЛМ, ОРФ, ф. Н. И. Лебедевой, к. п. 3095/7, л. 123.
26 Нюроп К. Культурно-исторический очерк о поцелуях. Спб., 1898. С. 108.
27 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Мос ковию в Персию и обратно. Спб., 1906. С. 205.
28 Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайло вича. Спб., 1906. 4-е изд. С. 147—148.
29 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Мака- рия в Россию в половине XVII века. М., 1898. Вып. 4. С. 164.
62
30 Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1983. С. 211.
31 Герберштейн С.
Записки о Московии. М., 1988. С. 212.32 Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. М., 1906. С. 147.
33 Лещинер И. Девочки в робах // Юность. 1989. № 4. С 51.
34 Павел Алеппский. Путешествие. . . Вып. 3. С. 17.
Зэ Rulikowski E. Zapiski etnograficzne z Ukrainy // ZWAK. 1879. Т. 3. Uz. 3. S. 126.
36 АГО, p. 30, on. 1, ед. хр. 23, л . 24.
37 Зеленин Д. К- Описание. . . Вып. 3. С. 1086—1087.
38 Кульчицкий С. О суевериях, обычаях, повериях и приметах жителей села Ставучан Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. Отд. неофиц. 1873. № 17. С. 627—628.
39 Юзефович Л. А. Русский посольский обычай XVI века // ВИ. 1977. № 8. С. 120—121.
40 Олеарий А. Описание. . . С. 37.
41 Уманский А. М. Поцелуй // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. Спб., 1898. Т. 48. С. 766.
42 Шмурло Е. К истории сношений московских государей с рим скими папами : Целование папской туфли // Сборник статей, посвящен ных В. О. Ключевскому. М., 1909. Ч. 1. С. 57—62.
43 Россия начала XVII века : Записки капитана Маржерета. М., 1982. С. 158.
44 Бухое Д. фон. Начало и возвышение Московии // ЧОИДР. 1876. Кн. 3. Отд. 4. С. 39.
45 Балов А. В. Очерки Пошехонья//ЭО. 1901. № 4. С. 131.
46 Петрей П. де Ерлезунда. История о великом княжестве Москов ском. М., 1867. С. 441.
47 Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Спб., 1900. Т. 1., вып. 2. С. 778.
48 Петрей П. де Ерлезунда. История. . . С. 430.
49 Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Сочинения. М., 1953. Т. 5. С. 825.
50 Нюроп К- Культурно-исторический очерк. . . С. 74.
51 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 122.
52 Нюроп К- Культурно-исторический очерк. . . С. 75.
53 Олеарий А. Описание. . . С. 139.
54 Павел Алеппский. Путешествие. . . Вып. 4. С. 163.
55 Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию. Спб., 1906. С. 51.
56 Смирнов С.
Материалы. . . С. 139.57 Нюроп К. Культурно-исторический очерк. . . С. 85—86.
58 Герберштейн С. Записки. . . С. 103.
59 Флетчер Дж. О государстве русском. Спб., 1905. 2-е изд. С. 115.
60 Там же . С . 128.
61 Там же. С. 59.
62 Петрей П. де Ерлезунда. История. . . С. 402.
63 Смирнов С. Материалы. . . С. 142.
64 Там же. С. 239.
65 Даль В. Пословицы русского народа. М., 1984. Т. 2. С. 132.
66 Юзефович Л. А. «Как в посольских обычаях ведется. . .». М., 1988. С. 175.
67 Там же. С. 175—176.
68 Герберштейн С. Записки. . . С. 226.
>" Юзефович Л. А. Русский посольский обычай. . . С. 123.
Blinkewicz В. Russisches sexuelles und scatologisches Glossar // Anthropophyteia. 1911. Bd 8. S. 24.
Демич В. Ф. Очерки русской народной медицины. I. Акушерство II. Гинекология у народа. Спб., 1889. С. 32. ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 29, л . 16. АГО, р. 44, оп. 1, ед. хр. 19, л . 7 об. Зеленин Д. К- Описание. . . Вып. 1. С. 392. '" Смирнов С. Материалы. . . С. 130. Ц Даль В. Пословицы. . . Т. 2. С. 220. ^ АГО, р. 9, оп. 1, ед. хр. 81, л . 57 об.
Флоренский П. Из богословского наследия // Богословские тпуды 1977. Сб. 17. С. 147—156.
Еще по теме ПОЦЕЛУЙ ПРИ КЛЯТВЕ:
- ПОЦЕЛУЙ МИРА
- Гиппократова клятва
- Нарушенная клятва
- Глава II. Поцелуй
- Постановление против какого бы то ни было временного прекращения или перерыва в работе Национального собрания («Клятва в зале для игры в мяч»), 20 июня 1789 г.
- Межведомственное взаимодействие при оказании психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи пострадавшим при ЧС
- Психотерапевтическая помощь при опознании погибших при взрыве в Московском метро
- Задание 5. Какие данные должны содержать расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, которые принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям:
- Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации
- Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена Комментарий к статье 12.5