<<
>>

4. семья в учении Конфуция

Отношение к семье и семейным ценностям в Китае и Юго-Восточной Азии сложилось под влиянием двух фак- торов. Первым из них был культ предков, который суще- ствовал во всех странах этого региона, а вторым явилось учение Конфуция (551-479 гг.

до н.э.), которое одни назы- вают религией – оно соединяет в себе элементы, присущие последней, а другие – философией, потому что в ее основе лежит вера не в сверхъестественное, а в возможность нрав- ственного совершенствования людей.

Кризис, охвативший Китай, ко времени Конфуция по- дорвал основы феодальной ритуальной системы и привел к моральному разложению общество, а государство к рас- паду. Конфуций увидел спасение в восстановлении нрав- ственности и гармонии социальных и межличностных от- ношений. Конфуций ищет путь возрождения политической стабильности и социального порядка в стране и находит его в необходимости возродить старые институты, слу- жившие на протяжении столетий, которыми он считает: семью, местную общину, школу и государство.

Конфуций не принимал существовавшее положение вещей, при кото- ром богатство и власть имели решающее значение. Он счи- тал, что добродетель, как личностное качество каждого че- ловека и в первую очередь лидера, является необходимой для укрепления общества и государства.

Конфуций разработал учение о сяо – сыновней почти- тельности на основе древнего культа предков, превратив его из мистического почитания умерших в полное фило- софского смысла гуманистическое учение. Сяо, как считал Конфуций, – это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный, образованный, знающий принципы гуманности и стремя- щийся стать благородным мужем. Смысл сяо – служить ро-

дителям, хоронить их и приносить им жертвы после смер- ти. Согласно этим правилам, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислужи- вать и угождать им, быть готовым на все во имя их здо- ровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец злодей, вор или убийца, почтительный сын обя- зан смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на путь добродетели.

Принципы семейных отношений переносились конфу- цианцами на отношения внутри общины и всей страны. Они обращаются к императору как к сыну Неба, а к царю – как к отцу-правителю. «Почтительность к родителям и уважи- тельность к старшим братьям» – основа ритуала и морали – имеет и вторую сторону – ответственность старших за судь- бу младших. Такая взаимосвязь делает общество необычай- но живучим и монолитным. Позже эти отношения получили юридическое закрепление в законодательстве. В I веке до н.э. были изданы законы, по которым дети не могли свидетель- ствовать против родителей, а в средние века доносительство на отца, мать, деда, бабку каралось смертной казнью.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 4. семья в учении Конфуция:

  1. 6. семья в учении иисуса Христа
  2. 15. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика.
  3. Конфуций
  4. • Имена. Конфуций
  5. 3.2. Конфуций и его учение
  6. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •
  7. 2. Человек в учении иисуса Христа
  8. 5.4 Эпифеноменализм в учении Т.Гоббса
  9. 1. О науке, учениях и учении
  10. Схема 7.2: Понятие договора в учении Самуэля Пуфендорфа.
  11. 3. «новый человек» в учении апостола Павла
  12. Схема 7.3: Понятие договора в учении Христиана Томазия.