<<
>>

2. Социализм, личность, мораль

«Если характер человека,– писал К. Маркс,– создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными»*). Социалистическая революция и становится первым шагом на пути к этому «очеловечиванию» обстоятельств.

Только в ней рабочий класс «может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества»*). По-новому ставит революция и задачи нравственного воспитания всех трудящихся, особенно молодежи, в духе коммунистической морали. Именно об этом говорил Владимир Ильич Ленин 2 октября 1920 года в своей знаменитой речи на III съезде РКСМ.

Чем объяснить, что уже с первых своих шагов социализм начинает заботиться о нравственном воспитании, уделяет ему первостепенное внимание? Прежде всего спецификой самого социалистического строя, который выходит из недр капитализма и получает от старого общества груз тяжелых, трудноразрешимых проблем. Среди них и проблема переделки сознания людей, воспитания их в духе высокой морали.

В. И. Ленин не раз подчеркивал, что трудность социалистического строительства как раз и состоит в том, что нам приходиться строить социализм из элементов, насквозь испорченных капитализмом. «Старые социалисты-утописты воображали, что социализм можно построить с другими людьми, что они сначала воспитают хорошеньких, чистеньких, прекрасно обученных людей и будут строить из них социализм. Мы всегда смеялись и говорили, что это кукольная игра, что это забава кисейных барышень от социализма, но не серьезная политика. Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, им испорчены, развращены, но зато им и закалены к борьбе»*).

Итак, Ленин решает вопрос прямо, сурово и просто, как и подобает настоящему революционеру: в готовом виде добродетельных людей у нас нет, следовательно, надо строить новое общество из тех людей, которые имеются, и в самом процессе социалистического строительства сформировать высоконравственные личности.

Ясно, что, чем дальше продвигается наша страна вперед, чем сложнее и масштабнее становятся задачи социалистического и коммунистического строительства, тем большее значение приобретает нравственное воспитание, обеспечивающее совершенствование общественных отношений и человеческой личности. «В условиях постепенного продвижения к коммунизму все полнее раскрывается творческий потенциал коммунистической морали – самой человечной, справедливой, благородной, основанной на верности целям революционной борьбы, идеалам коммунизма»*).

Семьдесят лет, срок целой человеческой жизни, отделяет нас сегодня от октябрьских дней 1917 года. И естественно поставить вопрос: как же повлияли социалистические преобразования на нравственный облик нашего общества, на моральный уровень отдельной личности? Бесспорно, что в условиях социалистического и коммунистического строительства произошли существенные изменения в моральном облике миллионов людей, в их нравственных качествах. Здесь надо обратить внимание но крайней мере на два момента.

Во-первых, высокие моральные качества, которые в прошлом были свойственны сравнительно небольшому кругу людей, лучшим представителям передовых классов, личностям, выдающимся в духовном и нравственном отношениях, постепенно становятся массовыми, присущими большинству членов общества. История нашей страны свидетельствует о том, что за короткий исторический период чертами нравственного облика советских людей стали коллективизм, чувства товарищества и солидарности, высокое сознание общественного долга, гуманизм, чувство собственного достоинства, гордость, скромность, простота, чувство справедливости и др.

Во-вторых, происходит постепенное изменение содержания большой группы моральных качеств, которые по форме носят общечеловеческий характер и являются обязательными элементами любой системы морали (например, сознание долга, чувство чести, совесть). При сохранении некоторых общих черт, общей роли и места в системе нравственного сознания эти качества по существу, по содержанию превращаются в нечто принципиально новое.

Так, серьезные изменения претерпевает отношение людей к собственности, к материальным благам. На смену чувству хозяйчика, частного собственника со свойственными ему алчностью и скупостью приходит чувство хозяина социалистической собственности, социалистическая предприимчивость и бережливость. Эти две группы чувств глубоко различаются по своему содержанию и нравственному значению. Первое разобщает людей, противопоставляет их друг другу, второе – объединяет, сплачивает на общей экономической основе. На важность воспитания у трудящихся подлинно хозяйского отношения к социалистическому производству и одновременно на сложность этого процесса особое внимание обращалось на XXVII съезде КПСС. «Было бы наивно представлять,– говорилось на съезде,– будто чувство хозяина можно воспитать словами. Отношение к собственности формируется прежде всего теми реальными условиями, в которые поставлен человек, возможностями его влияния на организацию производства, распределение и использование результатов труда»*).

Возьмем такое понятие, как гордость. В прошлом с этим понятием соединялись нередко не только положительные качества (сохранение своего достоинства, сознание своего значения, силы), но и отрицательные (высокомерие, надменность, спесь). В условиях социализма гордость все более обнаруживает себя и как высокое сознание собственного достоинства (личная гордость), и как одно из проявлений солидарности, чувство причастности к делам своей страны, коллектива (советская, коллективная гордость). Этому процессу соответствует и оценка гордости общественным мнением, что нашло отражение, в частности, в проведенном автором небольшом анкетном исследовании. Из 164 человек (студенты, молодые рабочие и колхозники), ответивших на вопрос анкеты: «Ваше мнение о гордости. Хорошее это качество или нет?», 52 человека (32%) назвали гордость, безусловно, хорошим, необходимым качеством; 102 человека (62%) ответили: «И да и нет, смотря какая гордость, гордость хороша, но в меру»; 26 из них написали так: положительным качеством является гордость за Родину, страну, коллектив, его лучших людей, за успехи товарищей, нужно быть гордым перед врагом, перед природой, но нельзя гордиться собой (или нужно гордиться очень умеренно).

И лишь 10 человек (6%) категорически ответили: «Нет. Гордость – качество плохое».

Рассматриваемая тенденция является наиболее весомым опровержением той концепции вечной, неизменной и порочной природы человека, о которой шла речь выше. Опираясь на опыт социалистических стран, можно смело ответить ее сторонникам: да, человеку присущи определенные устойчивые, трудноизменяемые свойства. Но, будучи структурно неизменными, они меняются по своей социальной направленности, по своему содержанию, в чем заключается основание нашего оптимизма и уверенности в огромных возможностях нравственного совершенствования людей.

В условиях социализма в исторически весьма короткий период сформировался новый тип личности, произошли важные позитивные изменения в содержании ее моральных качеств. Однако нельзя закрывать глаза на те трудности, с которыми столкнулось социалистическое общество в моральной сфере и которые могут тормозить преобразование духовного мира человека, оживлять нравственные пороки. Эти трудности имеют самую различную природу. Тут есть и «пережитки прошлого», связанные с тем, что социализм первоначально развивается не на своей собственной основе, но есть и собственные «нажитки», которые проистекают из недостатков нашей практической деятельности, из запаздывания в решении тех или иных назревших проблем.

Так, в немалой степени они связаны с ослаблением подчас контроля за мерой труда и мерой потребления, с нарушениями принципа социалистической справедливости, социалистического распределения по количеству и качеству труда. «...Вследствие ослабления контроля и ряда других причин,– отмечалось на XXVII съезде КПСС,– обозначились группы людей с отчетливо выраженными собственническими устремлениями, с пренебрежительным отношением к общественным интересам. Трудящиеся справедливо ставят вопрос об искоренении таких явлений»*).

Дело осложняется еще и тем, что новый общественный строй пришел в мир, не имея готовых рецептов сочетания личных и общественных интересов.

Формы этого сочетания постепенно вырабатываются в процессе гигантского социального экспериментирования, являющегося обязательной стороной социалистического строительства. Правильно согласованные личные и общественные интересы становятся прочной основой развития личности в духе социалистической идеологии и морали. Если же это согласование оказывается по каким-то причинам неудачным, если возникает расхождение между личным и общественным, в образовавшуюся брешь «проваливаются» многие воспитательные усилия общества. Но в любом случае, каковы бы ни были причины и условия существования нравственных пороков, они нетерпимы в нашем обществе. «Партия,– отмечается в новой редакции Программы КПСС,– придает первостепенное значение последовательному и настойчивому искоренению нарушений трудовой дисциплины, хищений и взяточничества, спекуляции и тунеядства, пьянства и хулиганства, частнособственнической психологии и стяжательства, подхалимства и угодничества»*).

Исследователи нравственного прогресса справедливо обращают внимание на его противоречивость и неравномерность, на определенное несоответствие между социально-экономическим прогрессом и прогрессом нравственным. Социализм устраняет антагонистические противоречия в развитии морали, но он не устраняет всей сложности и противоречивости нравственного прогресса.

Напомним, что социалистические преобразования не могут сразу обеспечить гладкий и непрерывный нравственный рост людей без всяких противоречий и издержек. В условиях острейшей классовой борьбы и открытой войны с силами старого мира такого безоблачного развития не было и быть не могло. Было накопление озлобления и ненависти, грубости и нетерпимости, были вспышки звериной жестокости со стороны разгромленных, отступающих сил помещиков и капиталистов. Была и усталость, растерянность, крики отчаяния со стороны неустойчивых мелкобуржуазных элементов. В условиях революции и социалистического строительства очень быстро осуществляется не только социально-экономическая, но и нравственная поляризация – на одном полюсе развиваются и достигают нравственного величия добродетели, а на другом – кристаллизуются пороки, выступая в своих самых низменных, отталкивающих формах.

При социализме уменьшается, но все же остается весьма значительным «перепад» между высоким нравственным сознанием лучших представителей общества и слаборазвитыми моральными свойствами, а то и явными пороками некоторых обывательских, консервативных элементов. В разные периоды развития социалистического общества неодинаковы и темпы формирования черт коммунистической морали. Они выше в период бурных социальных потрясений, связанных с революцией и освободительными войнами, и медленнее во время «спокойного» развития. Кроме того, не исключается возможность временных отступлений, некоторых «попятных» движений в сфере нравственности, ослабления позиций отдельных добродетелей и оживления некоторых пороков.

С учетом сказанного можно сопоставить нравственные характеристики различных поколений советских людей, хотя это нужно делать осторожно, учитывая различные условия их жизни. Бесспорно, наибольшие трудности выпали на долю старших поколений. Это они совершали революцию и защищали ее от врагов, строили социализм, преобразуя вековой жизненный уклад, это они выстояли и победили в тяжелейших испытаниях Великой Отечественной, они возрождали из пепла разрушенные города, села, заводы.

В 1972 году «Комсомольская правда» опросила ряд людей 1922 года рождения, тех, кому в сорок первом было девятнадцать, тех мальчишек, которые, говоря словами известной песни, «первыми ринулись в бой и страну заслонили собой». На вопрос редакции: «Что самое главное в характере моего поколения?» – один из бывших солдат написал: «На этот вопрос я отвечу, не задумываясь: чувство долга. Это чувство пришло не сразу, не в первый день, когда гитлеровские танки, свалив пограничные столбы, перекатились через нас и, сокрушая все на своем пути, ринулись к Западной Двине... Оно проникло в сердце и навеки поселилось в нем, когда само великое народное горе заглянуло нам в глаза скорбным взглядом матери, вышедшей с ребенком на руках к провонявшей тротиловой гарью и отработанной соляркой дороге, чтобы напоить нас, отступавших, скисшим на жаре молоком из деревенской глиняной кринки. Вместе с этим чувством пришло понимание, что никто, кроме тебя самого, не сможет остановить врага, что в драке волос не жалеют, что жалеть надо не свою едва начавшуюся жизнь, а Родину».

Надо ли удивляться, что старшие поколения стали поколениями героев, что они выдвинули из своей среды сотни тысяч людей огромной духовной силы и нравственной чистоты. Однако и у нынешних поколений советских людей были и есть свои замечательные дела. Осваивая необъятные просторы Сибири и Крайнего Севера, покоряя космос, охраняя рубежи нашей Родины, они тоже проявляют высокую идейность, чувство долга, умеют брать на себя всю меру ответственности. Вот несколько примеров из событий недавнего времени.

В начале 80-х годов наши недруги за океаном попытались помешать строительству экспортного газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, а заодно (в который раз!) испытать на прочность наш общественный строй, нашу экономику, морально-политические качества советских людей. Попытались, но только затея эта (опять-таки в который раз!) провалилась. На объявленное американским президентом эмбарго сотни трудовых коллективов ответили обязательством в кратчайший срок освоить и поставить на строительство всю необходимую технику и оборудование, из разных уголков страны поступило пятнадцать тысяч заявлений от специалистов с просьбой направить их на трассу газопровода. С подлинным энтузиазмом, с пониманием большого экономического и политического значения этой магистрали трудились строители. В результате практически за один год – почти в три раза быстрее нормативных сроков – был построен и сдан в эксплуатацию гигантский газопровод протяженностью в четыре с половиной тысячи километров. Так умеют трудиться, выполнять свой долг новые поколения советских людей. Умеют они следовать долгу, проявлять ответственное отношение к делу и к другим людям даже тогда, когда приходится делать это ценою собственной жизни.

...Ясным декабрьским днем шофер Михаил Митрофанов вел свой грузовик по шоссе на окраине подмосковного города Люберцы, как вдруг увидел, что по круто спускающейся вниз дороге движется переполненный пассажирами рейсовый автобус, медленно, но неуклонно приближаясь к краю девятиметрового обрыва. Причина выяснилась позже: водитель, обнаружив, что отправился в рейс без кондуктора, оставил машину на дороге и пошел обратно на автостанцию, а автобус через некоторое время тронулся под гору. Но все это стало известно потом, Митрофанов ничего этого не знал, да и не было у него времени на раздумья. Быстро обогнал он автобус и поставил свою машину поперек дороги. Выскочив из кабины, схватил оказавшийся поблизости большой камень и подкатил его под ближайшее к обрыву колесо автобуса. Невероятно трудно было удерживать этот камень, но Михаил выдержал, заставил колесо повернуть на дорогу. Заставил... ценою собственной жизни, так как сам попал под автобус. 58 человек были спасены благодаря его мужеству и самоотверженности.

...В Ростове-на-Дону орудовала вооруженная банда опасных преступников. Они совершили несколько дерзких ограблений, убили инкассатора. И вот новое ограбление. Отобрав силой оружия у кассира одного из проектных институтов рюкзак с зарплатой, три бандита не спеша идут через двор, чтобы выйти на людную улицу и там затеряться в толпе. В этот момент навстречу грабителям шагнул невооруженный человек. Это был Владимир Мартовицкий, 27 лет, грузчик продовольственного магазина. «Стой!» – крикнул он им. «Стрелять буду!» – предупредил один из бандитов. Володя не отступил. Он продолжал идти вперед даже после первого выстрела, когда пуля попала ему в бедро. Тогда последовала смертельная автоматная очередь. Но бандиты недолго были на свободе. По выстрелам, сделанным в Мартовицкого, их обнаружил милиционер Алексей Русов и сам открыл огонь. Потом была погоня, был суд, было справедливое возмездие. И была скорбь по погибшему и преклонение перед его мужеством.

Что-то роднит, объединяет эти два таких разных случая. Не только их трагизм, гибель хороших людей, не только конечное торжество добра и справедливости, спасение человеческих жизней и материальных ценностей. Их роднит еще моральный долг, который люди приняли на себя и выполнили, пожертвовав своими жизнями. Они сделали то, что может считаться служебным долгом лишь для узкого круга специально обученных, соответствующим образом подготовленных людей – работников милиции, спасателей. Для всех остальных это моральный, человеческий, добровольно принятый долг. И моральный уровень общества, его нравственный потенциал во многом определяется тем, насколько это общество в лице отдельных своих представителей способно к выполнению такого долга.

Но как добро существует рядом со злом, добродетель – с пороком, так и героизму противостоит антигероизм. Необходимость выполнения общественного долга в труднейших условиях делает одних героями, а других подлецами и предателями. Нередко там, где есть герои, существуют и антигерои, не всегда явные преступники, но всегда безответственные, бездушные люди, не выполняющие своих прямых служебных обязанностей, преступную халатность которых герои вынуждены исправлять своей самоотверженностью.

Так, например, в том, что предшествовало героическому поступку Михаила Митрофанова, были и «действовали» свои антигерои. Была кондуктор, опоздавшая на работу, были слесарь и механик, выпустившие на линию машину с ненадежными тормозами. Каждый из них как будто бы ничего страшного не совершил – всего лишь «небольшую» недобросовестность, «небольшое» пренебрежение своими служебными обязанностями. Но, к сожалению, сложившись вместе, все эти недобросовестности поставили под угрозу жизнь десятков людей и не оставили никакого другого выхода для их спасения, кроме героического самопожертвования.

Вернемся теперь к сопоставлению нравственных уровней различных поколений советских людей. Сравнима ли моральность современной молодежи с моральностью их отцов и дедов? Сравнима, безусловно. Однако мораль, как мы пытались показать, не есть нечто самостоятельно существующее, оторванное от других общественных явлений. Мораль порождена обществом, вплетена в него, служит ему. Поэтому оценивать моральный уровень можно только вместе со всеми другими «уровнями», в единстве с другими социальными характеристиками.

При таком подходе следует признать, что каждое новое поколение в чем-то выше своих предшественников, что оно вносит свой особый вклад в общественный прогресс. На XXVII съезде КПСС было отмечено, что молодых людей 80-х годов отличают широкий кругозор, образованность, энергия. «Молодежь у нас трудолюбивая, готовая к подвигу и самопожертвованию, преданная социализму. Но таков уж долг старших поколений – делать все, чтобы смена была еще умнее, способнее, образованнее, чтобы она достойно несла в будущее эстафету идеалов справедливости и свободы, завещанных Великим Октябрем»*).

С позиций этих высоких требований мы вправе предъявить современной молодежи и определенные претензии. Есть такая примета нашего времени – малоподвижность, вызывающая серьезные нарушения функций организма – гиподинамию. Это своего рода дань, которую человечество платит за достижения современной цивилизации, облегчение труда, устранение многих бытовых трудностей и т. д. Так вот, иногда у некоторых молодых людей в условиях нынешней, более легкой и обеспеченной жизни, созданной усилиями старших поколений, развивается нечто вроде «гипоморальности», снижение моральной активности и ответственности – болезнь чрезвычайно опасная, которая находит свое проявление в иждивенческих и потребительских настроениях, дурном вкусе, узости духовных интересов, в тунеядстве и пьянстве, хулиганстве, в других правонарушениях и антиобщественных поступках. На борьбу с этой болезнью должны быть направлены социальная профилактика и терапия, а в особо тяжелых случаях – и хирургия.

Вообще же следует снова подчеркнуть, что социализм создает условия для успешного решения широкого круга жизненных (в том числе и нравственных) проблем, которые возникают перед каждым поколением, вступающим в жизнь. Товарищеское общение и дружба, первая любовь, первые ответственные решения и самостоятельные дела – все это заботит, волнует, огорчает и радует современных юношей и девушек, так же, как и их предшественников, но решать проблемы им приходится в условиях великих социальных преобразований, научно-технической революции и поистине всемирной борьбы сил общественного прогресса, мира и добра с силами реакции, войны и социального зла. От того, какое место займет молодежь в этой борьбе, зависят в конечном счете и судьба мира в целом, и личные судьбы каждого молодого человека в отдельности.

И наконец, о сроках осуществления целей и задач нравственного воспитания, воплощения принципов коммунистической морали в нормах повседневного поведения всех граждан социалистического общества.

В настоящее время, конечно, нельзя назвать какой-то строго определенной даты решения этой сложнейшей проблемы. История свидетельствует о том, что нравственный прогресс осуществляется гораздо более медленными темпами, чем, например, прогресс научно-технический. Однако имеющийся опыт дает все основания для оптимистического вывода о дальнейшей неуклонной перестройке сознания миллионов людей в духе коммунистической морали.

Разумеется, при планировании и прогнозировании нравственного развития особенно недопустимы волюнтаризм и субъективистское прожектерство, ориентирующиеся на перескакивание через непройденные этапы. Впереди длинный путь нравственного совершенствования людей, а успехи в достижении поставленных целей зависят от целого ряда объективных и субъективных факторов. Можно согласиться с академиком С. Г. Струмилиным, который, рассматривая формирование всесторонне и гармонически развитой личности как действительное завершение процесса очеловечивания обезьяны, писал, что для этого «человек должен подняться над мещанином еще намного выше, чем мещанин поднялся над обезьяной».

<< | >>
Источник: Блюмкин В. А.. Этика и жизнь. 1987

Еще по теме 2. Социализм, личность, мораль:

  1. Гл. 2. ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛИЗМА. СОЦИАЛИЗМ КАК ТЕОРИЯ В ТРУДАХ П. Л. ЛАВРОВА
  2. 13.7 Право и мораль
  3. Мораль и законодательство.
  4. § 3. Право и мораль
  5. § 2. Право и мораль
  6. § 3. Право і мораль
  7. § 3. Право і мораль
  8. § 3. Право и мораль
  9. г) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
  10. 3. Мораль и политика
  11. 1. Для чего нужна мораль?