<<
>>

1. теософия

XIX век вошел в историю цивилизации как век ма- шин, пара и электричества, породивший индустриальное общество. Век Просвещения сменился веком науки, дав- шей философские и общественно-политические теории, по-новому рассматривающие человека и его место в об- ществе. Позитивистская философия, отказавшись от при- знания метафизики и религии, отбросила взгляд на чело- века как на триединство духа, души и тела, а марксист- ская теория стала рассматривать его как результат био- логической эволюции, у которого главным мотивом дея- тельности становится удовлетворение материальных по- требностей путем развития орудий труда и производитель- ных сил.

В марксистской теории человек утрачивает свою индивидуальность. На арену истории выступают классы, а революции являются ее «локомотивами». При таком под- ходе духовные качества человека утрачивают свое значе- ние. Он становится винтиком громадной социальной ма- шины, будь то класс, государство или партия.

Материалистический подход к проблеме человека устраивал далеко не всех. Ответом на теорию эволюции Ч. Дарвина было учение нашей соотечественницы Елены Пе- тровны Блаватской (1831-1891), ставшее широко известным в 1877 году, когда она издала свою книгу «Разоблаченная Изида», в которой выступила с критикой науки и религии,

заявив, что с помощью мистицизма можно получить досто- верные знания о человеке. Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. Некоторые считали ее одним из «выдающихся творений века», другие подвергли уничто- жающей критике.

В этом же году в Нью-Йорке она основала Теософиче- ское общество. В 1888 году Е.П. Блаватская написала свой главный труд «Тайная доктрина»», имеющий подзаголо- вок: «Синтез науки, религии и философии». Директор из- дательства «Звезды Гор» член Совета республиканской об- щественной организации «Белорусский фонд Рерихов» В.В. лобач об учении Блаватской пишет: «Учение, переданное Блаватской – синтез достижений философско-религиозной мысли человечества: подходя через анализ египетских, хал- дейских, индуистских, христианских, зороастрийских, гно- стических, буддистских и других священных первоисточни- ков, Блаватская указывает на единую сущность всех рели- гий и философий, стремится объединить их стройной ми- ровоззренческой системой, названной Тайной Доктриной».

Некоторые исследователи полагают, что учение Бла- ватской – теософия – ставило целью доказать, что Природа не есть „случайное сочетание атомов“, и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; показать, что скры- тая сторона Природы никогда ещё не была доступна нау- ке современной цивилизации. В учении отрицалось суще- ствование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в универсальный божественный принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Блават- ская называла себя не творцом системы, а лишь проводни- ком Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учите- лей, Махатм, от которых она якобы получила все теософ- ские истины.

В нашу задачу не входит утверждение или отрицание истинности философских воззрений Е.П. Блаватской. От- метим лишь некоторые особенности ее учения. Во-первых, ее учение носит ярко выраженный антиматериалистиче- ский характер. Она признает теорию эволюции, но трак- тует ее совершенно по-иному. Вот что она пишет в «Тай- ной доктрине»: «Ученый из Ганновера недавно опублико- вал труд, в котором он доказывает с большим остроумием, что Дарвин выказал полное заблуждение, произведя чело- века от обезьяны.

Наоборот, утверждает он, именно обе- зьяна произошла от человека… Его книга богато иллю- стрирована диаграммами, таблицами и т.д. Она утвержда- ет, что постепенное падение и вырождение человека, как моральное, так и физическое, легко может быть прослеже- но через все этнологические преображения, вплоть до на- ших дней. И подобно тому как одна часть уже выродилась в обезьян, цивилизованный человек наших дней, в силу действия неизбежного закона необходимости, будет нако- нец замещен подобным же поколением». Далее следует ее собственный вывод: «Ни Оккультизм, ни Теософия никог- да не поддерживали диких теорий современных дарвини- стов – менее всего происхождение обезьяны от человека». [88] Эволюция, по Блаватской, – это развитие духовности человечества, которое должно пройти семь ступеней или рас, чтобы в своей духовной сущности приблизиться к бо- жествам.

Во-вторых, теософия бросала вызов материализму, рассматривающему человека как результат биологическо- го развития животного мира и отводившему решающее влияние природных инстинктов в повседневной деятель- ности людей. Именно так рассматривали психику челове- ка появившиеся в начале ХХ столетия бихевиоризм и пси- хоанализ.

Расхождение Е.П. Блаватской

с монотеистическими религиями

По некоторым вопросам, носящим в традиционных мо- нотеистических религиях: иудаизме, христианстве и исла- ме – основополагающий характер, взгляды Е.П. Блаватской представляются совершенно противоположными. Более того, они подрывают устоявшиеся догматы этих религий.

В книге «Тайная доктрина» она сообщает: «Дья- вол ныне именуется церковью «Тьмою», тогда как в Би- блии и в Книге Иова он назван «Сыном Бога», яркой звез- дой раннего Утра, люцифером… Он был преображен цер- ковью в люцифера или Сатану, потому что он выше и стар- ше Иеговы…» [89] И далее: «Так «Сатана», когда его пере- стают рассматривать в суеверном, догматическом и лишен- ном истинной философии духе церквей, вырастает в вели- чественный образ того, кто создает из земного божествен- ного Человека…» [88. 258] И еще: «Человек, рассматрива- емый философски, в своей внешней форме есть просто жи- вотное, лишь не много совершеннее своего обезьяноподоб- ного предка…» [88. 298] Проследив за логикой рассужде- ний Блаватской, мы узнаем, что Сатана или люцифер, выше и старше библейского Бога Иеговы, который создает чело- века из обезьяноподобного существа, при условии, что по- следний будет следовать его учению.

В книге «Основы теософии» она вещает: «Никто из ок- культистов не верит в церковного Диавола, традиционно- го Сатану; каждый, изучающий оккультизм, и каждый те- ософ верит в черную магию и в темные природные силы… Поэтому с полным доверием можно повторить мысль, вы- сказанную кардиналом Вентурой в отношении Диавола (от- нося ее, однако, к черной магии): «Величайшая победа была достигнута Сатаной в тот день, когда ему удалось сде- лать так, чтобы в него перестали верить». Далее мож-

но сказать, что «черная магия царствует над Европой как всемогущий, хотя и незаметный, правитель»… Все тело так называемых «привилегированных» классов в Европе и в Америке пронизано черной магией или колдовством са- мого низкого свойства». [89. 366-367]

В своих книгах Блаватская пишет о том, что она соби- рается достигнуть преобразования общества путем возрож- дения и распространения древних восточных оккультных учений, открыто называемых ею «колдовством» и «маги- ей», преследующих главную цель – покончить с христиан- ством и, следуя ее логике установить, поклонение Сатане.

Рассуждения о преимуществах веры в Сатану над ве- рой в Христа для человека, придерживающегося христиан- ского мировоззрения, не просто бессмысленны, но кощун- ственны. По этой причине значительная часть интеллиген- ции, придерживающейся христианского миропонимания, выступала против Е.П. Блаватской.

Теософские идеи Е.П. Блаватской остаются свидетель- ством духовных исканий интеллигенции, не желающей ве- сти свое происхождение из животного мира. В ее умство- ваниях выражены интеллектуальные искания либералов, не желавших следовать материалистической и марксист- ской философии. Ей чужд материализм своей сухостью и рациональностью, но еще более чужды революционные идеи марксистов, которые революционным путем хотели изменить мир. Она эволюционистка, но на свой особый лад и верит не в эволюцию материи, а в эволюцию духа.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 1. теософия:

  1. Вклад теософии
  2. Выдающийся испанский ориенталист Асин Паласиос (1931, с. 25)
  3. 3. антропософия
  4. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ II
  5. СВЕДЕНБОРГА ФЕНОМЕН
  6. Глава I B салоне...
  7. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  8. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  9. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  10. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  11. Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
  12. Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016