2. влияние религии на развитие этических взглядов древних греков
Если спросить, откуда произошла современная Европа, то без труда можно выделить три составляющих: 1) грече- ская культура с ее представлениями о демократии, роли че- ловеческой личности, стремлении к знаниям и раскрытию тайн окружающего мира и космоса, философского обосно- вания проблем, стоящих перед людьми; 2) римский адми- нистративный гений, проявившийся в организации госу- дарственного устройства, законотворчестве, военном деле;
3) христианство, ставшее идеологической основой, объе- динившей греческую культуру и римское государственное управление, создавшей тот сплав римского практицизма, греческого демократизма и свободомыслия, который сегод- ня имеет Европа.
Для того чтобы понять, почему именно греческая
мысль дала европейской цивилизации совершенно ориги- нальные представления об этике и гуманизме, необходи- мо хотя бы кратко рассмотреть пути развития мифологии и религии – двух важнейших факторов, повлиявших на фор- мирование духовности и мировоззрения греков. Не многие из известных с древности народов имеют такую богатую мифами историю своих религий.
Среди учёных нет едино- го мнения о том, что первично: миф или религиозный об- ряд. Одни считают, что миф сложился для обоснования об- ряда, другие склонны думать, что миф является первичным, и на его основе складываются обряды. Не вступая в дис- куссию по данному вопросу, кратко выскажем свое мнение. Если исходить из того, что мифологическое сознание более древнее, чем религиозное, то и миф будет первичен по от- ношению к религиозному обряду, так как сама диалектиче- ская идея развития, идущего от простого к сложному, натал- кивает на этот вывод.Греческие мифы составили основу языческих религи- озных представлений и самой религии, внутри которой про- должали жить. Религия, в отличие от мифологии, гораз- до более сложный феномен, состоящий из нескольких со- ставляющих.
Это религиозные представления, основанные на мифах, сам религиозный культ, выражающийся в выпол- нении определенных ритуалов и служители культа – жрецы, отправляющие выполнение ритуалов. Особенностью рели- гии являются консерватизм и трудность, практическая не- возможность изменения религиозных верований или дог- матов, не подлежащих обсуждению и пересмотру. Религии включают в себя представления об устройстве мира, осно- ванные на вере в сверхъестественное, а также свод мораль- ных норм и типов поведения. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравствен- ность, цель и смысл жизни. Однако греческая религия, каки многие другие языческие религии, не смогла разорвать круг материальных и чувственных представлений, поэтому развитие духовно-нравственных составляющих в ней слабо выражено или даже наоборот – она делала безнравственное поведение богов нормой.
Некоторые из греческих мифов способствовали рожде- нию особых религиозных ритуалов, получивших название мистерий, в которых древнее сказание сливалось с жизнью современников, принимая оргаистическую форму. Самыми известными были Элевсинские мистерии, выливавшиеся в вакханалии, которые вошли в историю как примеры без- нравственного разгула.
Высочайшее развитие, которого достигнет греческая философия, будет происходить в условиях окружения рели- гии с самыми архаичными и примитивными формами веро- ваний как в области догматики, так и культа. Религия пойдет не по пути развития духовной составляющей веры, а по раз- витию ее чувственной стороны, в которой мистерии и оргии примут важнейшее значение. По этим причинам в эллини- стическую эпоху с III по I век до н.э. начнется идейный кри- зис религии.
Религия предполагает восхождение человечества к ми- ровоззренческому идеалу. От каменного истукана, который только символизировал непостижимые для первобытного че- ловека грозные и таинственные природные стихии и силы, к хищному предку (тотему), требовавшему кровавую пищу, а от него к звероподобному богу, который тоже питался пло- тью новорожденных младенцев или красивых и сильных лю- дей.
В греческой религии боги во всем похожи на людей. Эти боги прекрасны телом и служат идеалами красоты, но еще не способны быть идеалами нравственности.Греческая религия, по определению Гегеля, являлась
«религией красоты». В ней есть много такого, что позво-
лило грекам первыми из язычников приобщиться к духов- ной высоте христианства. Покровитель искусств Аполлон и его музы были очень притягательны и симпатичны для по- этов и художников любой страны любого времени и вош- ли в историю культуры, благополучно дожив до современ- ности. О них нередко вспоминают и в наши дни. Музы, по- кровителем которых был Аполлон, заслуживают отдельно- го упоминания. Это девять сестер, богинь-покровительниц поэзии, наук и искусств, носивших имя «олимпийские». На базе таких религиозных верований Греция стала роди- ной искусств и театра, философии, истории и многих дру- гих направлений духовного развития человечества.
Исследователь истории религий XIX в. Д.П. Шантепи де ля Соссей оставил несколько интересных замечаний об особенностях греческой религии: «Они (греки) … подня- ли человеческую жизнь над стеснительным принуждени- ем старинных религиозных предписаний и совершили это, не уничтожая в то же время самой религиозности. Часто жертвовалось слишком многим для блага отдельной лич- ности и во всяком случае проявлялось слишком мало забо- ты о прочном постоянстве общества и его культуры». [35]
«Хотя греки и стремились основать нравственность на рели- гии, но последняя не удовлетворяла нравственным потреб- ностям… Боги, не отвечавшие потребности в справедливом управлении миром, столь же мало могли служить и образца- ми нравственности». [35, с. 322-323]
Кризис религии потому и произошел, что она не смогла служить в качестве воспитательницы народа, а главные эти- ческие идеи, которыми мир обязан грекам, вышли главным образом из среды свободомыслящих философов. Греческая религия не смогла ответить на два главнейших этических вопроса: каким должен быть человек и как он должен отно- ситься к своим собратьям.
Еще по теме 2. влияние религии на развитие этических взглядов древних греков:
- 1. Природные и социально-экономические факторы, повлиявшие на развитие этических взглядов древних греков
- Влияние религии на личность
- Влияние религии на личность
- Религия древних германцев.
- § 12. Культура и религия Древнего мира
- Т. Б. Маколей ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД АНГЛИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1848 г.)
- 6) Влияние физической подготовленности на развитие эмоционального стресса
- 6.2. Влияние интеграции на развитие мирового рынка
- о функциональном основании явлений в теологии3.2. Развитие представлений , философии религии и религиоведении
- 14.1 Предшествующее влияние на развитие идей психоанализа
- Влияние глобализации на развитие мирового финансового рынка
- Основные направления влияния природной среды на развитие общества
- 5.5. Откуда вино у греков?