<<
>>

8. возникновение нравственности

Если взять человечество как единую семью различных народов, а религию как общую форму его духовного состо- яния, то можно отметить, что на протяжении всей истории шло их взаимосвязанное развитие.

Человечество развива- лось, и с течением времени у людей менялось представле- ние о богах.

Боги были нужны не только для того, чтобы прино- сить им жертвы. Изобретя письменность, создавая основы наук и искусства, человек в отношениях со своими собра- тьями не хотел копировать повадки животных, как это он

делал в глубокой древности. Его духовное развитие дает по- нимание, что нужны новые формы отношений, основанные на принципах добра и справедливости, нарушать которые грех. Обращаясь к богам, люди наделяют их своими пред- ставлениями об идеальном и переносят эти идеальные об- разцы поведения на отношение к своим ближним.

Понятие греха впервые пришло к людям в египетской религии. В текстах пирамид, а затем в Книге мертвых начи- нает складываться нравственный кодекс будущего челове- чества.

К греховным поступкам Книга мертвых относит: во- ровство, грабеж, насилие, убийство, ложь, причинение зла, проклятия, гневливость, поспешные суждения о других лю- дях, неподчинение властям, гордыню и высокомерие, а так- же прелюбодеяние.

Кроме отрицания негативного поведения, в отдельных памятниках эпохи Среднего царства, дошедших до нас, со- держится и описание правил положительного нравственно- го поведения по отношению к людям: «Я не допущу, что- бы они голодали. Я не допущу, чтобы они плакали. Я ни- кого не убью. Я никогда не прикажу убивать… Я никогда не украду жертвенный хлеб у умерших. Я никогда не рас- торгну брак». В учении фараона Мерикаре есть и запове- ди заботы о ближних: «Успокой плачущих, не мучай вдов, не притесняй людей, принадлежащих твоему отцу, остере- гайся несправедливо наказывать…»

Религии являются одной из наиболее консервативных форм общественного сознания.

Они могут развиваться, но найти примеры конструктивных изменений в рамках одной религии очень трудно. Хотя такие древние религии как иу- даизм за тысячелетия подверглись изменениям, но его осно- вополагающие догматы остались неизменными. Идею из- бранности евреи пронесли через тысячелетия. Многие язы- ческие религии просто умерли, будучи не в состоянии при-

способиться к новым мировоззренческим веяниям. Инте- ресным оказался во многих странах Африки, Азии и Юж- ной Америки симбиоз древних языческих культов с христи- анством. Если мы вспомним о древних языческих религиях Египта, Греции, Рима, то их смерть была вызвана не толь- ко христианским культом, но и христианской этикой, кото- рая предложила совершенно новые отношения между людь- ми. Главной отличительной особенностью этих отношений был их гуманизм.

Из язычества древних египтян гуманистические взгля- ды проникли в монотеистическую религию Моисея, чтобы, подвергнувшись более чем тысячелетнему осмыслению, прийти в учение Иисуса Христа и стать гуманистической идеологией европейской цивилизации.

<< | >>
Источник: В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ. 2013

Еще по теме 8. возникновение нравственности:

  1. Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ
  2. 10.4. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ). НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НОРМЫ
  3. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  4. Вопрос 2. Основные закономерности возникновения государства. Особенности процесса возникновения права
  5. § 1. Понятие и общая характеристика предпосылок и оснований возникновения и движения корпоративных правоотношений 1. Нормативные предпосылки возникновения и движения корпоративных правоотношений
  6. Нравственность или безнравственность
  7. Нравственность или безнравственность
  8. Нравственность
  9. Нравственность или безнравственность
  10. Нравственные постулаты христианства
  11. 3.3 Злой нравственный человек
  12. Б. Нравственный ценз
  13. Нравственные отношения между людьми
  14. Решение проблемы нравственных принципов
  15. Современные нравственные нормы гуманизированы.
  16. Развитие социальных представлений о нравственных нормах
  17. Исследование нравственных начал арбитражного судопроизводства
  18. Структура нравственных норм
  19. 3.4 Представления об агрессии и нравственность
  20. 5. Ш. летурно о происхождении нравственности