<<
>>

2.3.6. Эволюционное учение: появление нового взаимодействующего вида и совместнодействующей глобальной популяции

Я чувствую себя настолько солидарным со всеми живущими, что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное.

Альберт Эйнштейн (1879—1955)

Феномен нового вида и автономной глобально-совместнодействую-щей популяции.

Основываясь на опубликованной в 1798 году Т.Мальту­сом (Т. Malthus) в «Опыте о законе народонаселения» теории, Ч. Дарвин пришел к утверждению, что внутривидовая борьба является решающим фактором биологического прогресса. В 1859 году Ч.Дарвин (С.Darwin) в «Происхождении видов» обосновал «эволюционное учение» об исто­рическом развитии живой природы, по которому, движущими силами эволюции является борьба за существование с гибелью или устранени­ем от размножения менее приспособленных организмов. В дальнейшем элементарной единицей эволюции была принята популяция. В 1903 году В. Иогансен (W. L. Johannsen) впервые употребил термин «популяция» — сообщество особей одного вида, способных к свободному скрещива­нию и обладающих общим генофондом; также общепринято, что попу­ляция — это объединение однородных групп клеток, имеющих общее происхождение от одной клетки или группы клеток в культуре тканей.
В 1969 году Г.Хакеном (Н. Haken) было предложено междисциплинарное научное направление «синергетики». Мальтузианство и дарвинизм не со­держали объяснений фактам взаимоподдерживающего проживания, взаи­модействия и совместной активности множества клеток (головной мозг) и множества организмов (человеческой популяции). В синергетике не были рассмотрены приложения к глобальной популяции человечества. Эти про­белы могут быть заполнены при развитии учения о ноогенезе — процессе развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных си­стем (интеллектуальной эволюции) (А. Л. Еремин, 2004).

Человеческая популяция, как «автономная интеллектуальная система» (А.

Л. Еремин, 2003; 2004) уникальна. Нет таких популяций многоклеточ­ных организмов на Земле, кроме человечества, которые бы имели тысяче­летнее накопление наследственности в виде информации на материальных носителях в окружающей среде и информации циркулирующей внутри

89

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

интеллектуальной системы популяции. Новый феномен, не встречающий­ся ни у одного из видов биологических популяций: разумная совместная деятельность людей, объединенных в глобальную популяцию. В качестве иллюстрирующих примеров можно привести факты совместнодействия человечества во второй половине XX века, приведшие к решениям и дей­ствиям планетарного масштаба: победа над оспой вакцинацией, органи­зация спутникового телевидения, всемирных энергетической, финансо­во-экономической, телефонной, компьютерной сетей, выход в космос и образование международных структур по освоению космоса с «глазами» и «ушами» для совместного познания окружающего космического про­странства в виде мощных оптических и радиотелескопов, и земного — с помощью датчиков в лито-, гидро-, атмосфере; основание, и деятельность ООН и 50-ти ее специализированных учреждениях; современный пример в 2005 году — на мощный удар по популяции землетрясением и цунами в акватории Индийского океана (300 тыс. погибших и 5 млн, оставшихся без крова) глобальная популяция ответила активной рефлексией и ре­акцией мирового сообщества в виде всевозможной помощи населению пострадавших стран. Подобные примеры могут иллюстрировать мгновен­ный скачок от мотивации человека к «инстинкту человечества» и «мысли ноосферы», принятию решений и реализации их популяцией, состоящей из взаимодействующих и совместнодействующих людей.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: в течение длительного времени вид Человека разумного размножился и через накопление ин­формации и взаимодействие формирует феномен автономной глобальной интеллектуальной человеческой популяции и информационную среду оби­тания, которые через половой отбор рекурсивно влияют на формирование вектора эволюции и появление нового вида — Homo sinergiosus.

90

Теория интеллекта

2.4.

Наследственность интеллектуальных систем: «новый» носитель + «новый» метод = ноогенетика

... перед естествознанием продолжал стоять вопрос об эволюци­онном значении и эволюционной передаче приобретенных при­знаков ... в глубинах нашего существа мы все чувствуем груз или запас смутных сил, добрых или злых, своего рода определенный и неизменный «квант», полученный раз и навсегда от прошлого.

П. Тейяр деШарден (1881—1955)

Наследственность — свойство обеспечивать в ряде поколений преем­ственность одинаковых признаков структурно-функциональной организа­ции биосистем. Из истории развития теории наследственности известны идеи: приобретенные в течение жизни качества наследуются (J. Lamarck, 1809); приобретенные «упражнением» в течение жизни качества не на­следуются (дарвинизм). В 1866 Г.Мендель обосновал учение о «наслед­ственности» (G.Mendel, 1866) — присущего всем организмам свойства обеспечивать в ряде поколений преемственность одинаковых признаков и способностей развития — морфологической, физиологической и био­химической организации живых существ, характера их индивидуально­го развития. В 1910 году Т.Морган обосновал концепцию материальной природы единиц наследственности, основанной на представлениях об их локализации в генах (T.Morgan, 1925). В 1944 году О.Эйвери с соавтора­ми установил, что носителем наследственности является ДНК (О. Т. Avery, С.М.MacLeod, M.McCarty, 1944). В 1982 году Прусинер показал возмож­ность передачи потомству наследственности не только через нуклеиновые кислоты, но и через белки (S.Prusiner, 1982). Ламаркизм, дарвинизм, мен­делизм и морганизм не содержали объяснений накоплению популяцией и наследственной передаче из поколения в поколение наследия матери­ального и интеллектуального, влияющего как на индивидуальное развитие потомства человека, так и на эволюцию всей популяции.

О сравнимости носителей наследуемой генетической и интеллекту­альной информации могут свидетельствовать сопоставления и расчеты по аналогичным качественно-количественным параметрам.

По данным исследований университета Беркли, человечеством в 2002 году было про­изведено 18'1018 байт информации, при этом в четырех информационных

91

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

средах (печать, видео- и кинопленка, магнитные и оптические носители) сохранено 5-1018 байт (5 экзабайт Exabyte (ЕВ) информации (В. Губай-ловский, 2005). Для сравнения — информационная ценность каждого из оснований в молекуле ДНК равна примерно 1,9 байта, число нуклеоти-дов в геноме человека — 2-109' запас информации в ДНК одного челове­ка равен примерно 4-109 (Б. М. Медников, 1982). На 6 млрд человечества общий объем хранимой в генах популяции информации 24-1018 байт (24 экзабайт). Таким образом, объем генетической информации в порядковом отношении сопоставим с количеством сохраняемого информационно-ин­теллектуального наследия. По оценке исследователей Беркли объем новой информации возрастает ежегодно на 30%. Динамика же роста населения Земли в XX веке — удвоение каждые 30 лет ~ на 3,3% в год. Из чего следу­ет, что лет через десять объем интеллектуального наследия, сохраняемого человечеством, превысит количество генной информации всей популяции и выйдет на первый план по «весу».

<< | >>
Источник: Еремин А. Л.. Ноогенез и теория интеллекта. 2005

Еще по теме 2.3.6. Эволюционное учение: появление нового взаимодействующего вида и совместнодействующей глобальной популяции:

  1. 5.1. ФЕНОМЕНЫ НООГЕНЕЗА И РЕФЛЕКСИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ 5.1.1. Ноогенез глобальной популяции
  2. 5.1.2. Рефлексия интеллектуальной системы глобальной популяции
  3. 2.3.5. От формирования подвида к происхождению нового вида человека
  4. 3. Появление нового буржуазного права
  5. Ленинизм как учение «нового» типа
  6. 5.1.3. Система интеллектуальных феноменов человеческой популяции
  7. Начало и финал мира в эволюционной парадигме Эволюционные проблемы современной научной картины Мира
  8. РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  9. Тема 8. Региональные аспекты классической и современной теории международных отношений Н.В. Котляр[166] 1. Политический реализм и неореализм. Реализм трансграничных взаимодействий 2. Либерализм и неолиберализм. Коллективная безопасность: глобальный и региональный аспект 3.Социалистическая теория международных отношений. Мир-системные процессы в АТР
  10. 2.4.1. Метод наследования: не индивидуально, а всей совокупностью популяции
  11. УЧЕНИЯ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ
  12. Болдачев Александр Владимирович.. Суждения в русле эволюционной парадигмы .2007, 2007
  13. Становление эволюционных взглядов
  14. Эволюционная парадигма
  15. # Появление и эволюция Вселенной
  16. Сравнимость данного вида
  17. КРИТЕРИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА