5.4.2. Философия миссии человечества
Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
Блез Паскаль (1623—1662)
До XIX—XX вв. у человечества в рамках экологии и биосферы Земли миссия заключалась в развитии и совершенствовании собственной популяции.
Начиная с XXI—XXII вв. можно утверждать, что у человечества появляется новая миссия.Интеллектуальная миссия человечества — общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности (памяти), когерентности, двухполярной асимметрии, си-нергичности; роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое.
Возможное осознание новой миссии не должно означать доминантное подавляющее ее влияние на всевозможные сферы общества, так как цивилизации известен опыт ошибок совершенных в истории науки и человечества при узком догматичном восприятии или чрезвычайном увлечении развитием императивами «социальной статики-динамики» О.
Конта, «органической теории общества» Г. Спенсера, сведением действий индивидуумов к действиям общественных классов К. Маркса или влиянием географической среды на развитие общества — «геополитики» Р. Челлена.Между тем, осознание новой миссии человечества, возможно, снизило бы конфликтность и добавило бы императива прогностического интеллектуального прагматизма к таким современным гипотезам развития человечества и его будущего, как «психоистория» Ллойда Демоза (2000), «пассионарность и этногенез» Льва Гумилева (1979), «волновая теория конфликтов», по которой основной конфликт произойдет между Восто-
238
Феноменология человечества
ком и Западом или «между Западом и остальными» Самуэля Хантингтона, «упадка Америки» Пола Кеннеди, «конца истории» Френсиса Фукуямы, или «разделению мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации» и «Политики Третьей Волны» Элвин и ХейдиТоффлер (1996).
Сопоставлению идей, обоснованной критике и рациональным выводам, формированию консолидированного мнения научного сообщества, возможно, способствовало бы развитие «социологии ноогенеза» — раздела науки о закономерностях развития общества, в котором использовались бы теория и методы, примеры или образцы закона мерностей развития интеллектуальных систем для изучения какой-либо отдельной стороны общественной жизни или разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Еще по теме 5.4.2. Философия миссии человечества:
- Человечество все более увлекается идеей создания истории всемирной философии
- Роль миссии в стратегическом управлении
- 4. иисус Христос о своей миссии
- Тема 5. РОЛЬ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
- Раздел 1 ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ ГОСУДАРСТВА
- 1.1.3. Ноогенез человечества
- Древнее человечество
- Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
- § 3. Смерть как главное зло человечества
- Человечество обрело сознание
- 20.3 Преступления против безопасности человечества
- 5.3. К ПРОГНОЗАМ ЗДОРОВЬЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Смена человечества
- 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
- Категории философии (развитие содержания в истории философии)
- Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
- О неискоренимости войн из жизни человечества