<<
>>

Аксиома 5 (запомни слона)

Из наследия интеллектуальной системы человечества. Повышение эффективности восприятия информации связано со способностью чело­века преобразовывать совокупность отдельных признаков в комплекс, в целостный образ.

В процессе накопления опыта, обучения укрупняют­ся оперативные единицы, происходит изменение «алфавита» сигналов (полного набора сигналов, системы образов), используемых человеком (Н. Д. Завалов, 1976).

5-я аксиома. С целью увеличения объемов передачи, восприятия, хра­нения информации возможно укрупнение квантов информации, ее опера­тивных единиц, изменение кодов, набора и алгоритмов сигналов.

Иллюстрацией к аксиоме 5 в части «увеличения объемов передачи, восприятия, хранения информации при помощи укрупнения квантов ин­формации» может служить выбранный мною метод по выведению акси­ом информационной экологии из совокупности частных примеров, как попытка укрупнения оперативных единиц научной информации.

Основываясь на том, что скорость распространения возбуждения в поперечно-полосатых мышечных волокнах составляет от 1 до 4 м/с, а в нервных волокнах колеблется от 1 до 130 м/с, находясь в пропорциональ­ной зависимости от диаметра волокна или его миелинизации (П.

Г. Костюк, 1976), определялось:

134

Экология и физиология интеллектуальных систем

Закон 5.1. С целью оптимизации скорости проведения информации по проводникам целесообразно совершенствование их качественных и количественных характеристик.

Память представлена несколькими фазами. Одна из них, крайне непро­должительная — это непосредственная память, при которой информация сохраняется всего лишь несколько секунд. Некоторые объекты, к кото­рым человек отнесся с особым вниманием, могут быть перенесены в крат­ковременную память. В кратковременной памяти информация может сохраняться в течение нескольких минут.

Очевидно, можно удержать в кратковременной памяти 5—9 единиц информации. Некоторые объекты из кратковременной памяти переводятся в долговременную, где они могут сохраняться часами или даже на протяжении всей жизни. Выводилось:

Закон 5.2. С целью выбора ценной информации для хранения возмо­жен ее ступенчатый отбор специализированными структурами и таки­ми механизмами, как «запечатление информации», «кратковременное ее циркулирование» и «долговременное хранение».

В психофизиологии известно интересное явление памяти, называемое «законом специфичности кодирования», согласно которому любая инфор­мация, записанная в памяти, всегда связна с тем контекстом, в котором она была закодирована. Поэтому воспроизвести информацию легче, если вспомнить ее контекст (Г.С.Чупров, 1997).

Закон 5.3. Для воспроизведения конкретной информации имеет зна­чение, в каком контексте она поступила и была воспринята.

Из наследия интеллектуальной системы человечества.

Слон и Моська. Эффект запоминания малого, связанного с большим, проиллюстрирован в известной басне И. А. Крылова — «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона».

Дзэн в одной ноте. Символической иллюстрацией к эффекту укрупне­ния квантов информации или ее кодирования может служить следующая притча. Какуа побывал в Китае и первым из японцев принял истинное учение дзэн. Пока он был в Китае, он не путешествовал, постоянно нахо­дился в медитации, жил далеко в горах. Если же люди находили его и про­сили прочесть проповеди, говорил несколько слов и удалялся еще дальше в горы, где найти его было не так-то легко.

Император услышал о Какуа, когда тот вернулся в Японию, и попро­сил его прочесть дзэнскую проповедь. Какуа стоял перед императором

135

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

в молчании. Потом он извлек флейту из складок своей одежды и сыграл один короткий звук. Вежливо поклонившись, он удалился.

В архитектуре. Информационный принцип «египетской пирамиды» — единого объемного материального носителя информации, способствующе­го распространению информации на большие расстояния и длительному ее хранению в сознании множества людей.

Египетские фараоны и цари древних инков, возможно, исходя и из собственных амбиций, очевидно, думали: «чтобы взойти на вершину пира­миды известности и славы надо создать что-то материальное.

Это «что-то» должно быть видным, наверное, огромной высоты, устойчивым на земле, во времени и пространстве». Возможно подобные мысли о достижении славы, через распространение информации от человека к человеку, пора­жение воображения людей большим и грандиозным, высоким и «вечным» посещали не одних фараонов. Возможно, об этом думали заказчики и ар­хитекторы «Биг Бена» в Лондоне, Эйфелевой башни в Париже, кафедраль­ного собора в Кельне, Спасской башни и храма Христа Спасителя в Мо­скве, шпиля Адмиралтейства и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго.

В мнемотехнике (греч. mneme — память) с целью улучшения запо­минания предлагается умозрительно создать яркую или большую по раз­мерам ассоциацию с запоминанием предметов: «запомни арбуз, чтобы не забыть его семечку».

Запомни французский юмор. Аля запоминания информации имеет значение острый, неожиданный, нелогичный поворот, изменение набора узнаваемых сигналов при повествовании, или удивительное, парадоксаль­ное, гротескное изображение при показе. Это вызывает некоторое на­пряжение при слежении за поступающей информацией, эмоциональный всплеск, способствующий запоминанию. Что и характерно для многооб­разных оттенков комического смеха (юмор, сатира, ирония, сарказм, шут­ка, анекдот, насмешка, каламбур).

Для Франции XVII—XVIII вв. каламбур был высшей формой остроу­мия. Существует притча: однажды Людовик XV захотел испытать остроу­мие одного из своих придворных и сказал ему, что он, король, хочет быть сам сюжетом остроты. В ответ кавалер удачно скаламбурил: «Le roi n'est pas sujete». Во французском языке слово «sujete» одновременно означает «сюжет» и «подданный». Отсюда игра слов в ответе: «король — не сюжет»;

136

Экология и физиология интеллектуальных систем

«король — не подданный». Это характерный пример французского галант­ного придворного остроумия.

В конце XVIII в., когда разразилась Великая французская революция, вместе с королевским двором был сметен и легкий, беззаботный аристо­кратический юмор.

Господство в области комизма безраздельно захватил гротеск. Его острое жало зло и едко кололо аристократию. Все святыни монархического государства были повержены, освистаны и осмеяны с вы­соты идеалов всеобщей свободы, равенства и братства.

В середине XIX в., когда стало ясно, что эти идеалы не осуществились, безверие породило во Франции особый род остроумия, получивший на­звание благг. Эта беспощадная насмешка над тем, чему люди привыкли поклоняться, — дитя общественных разочарований. Утраченные иллюзии стали обыкновенной историей, а в сфере юмора это выразилось в рож­дении безрадостного и даже подернутого цинизмом смеха, для которого нет ничего заповедного, неприкосновенного. Вот характерный пример благга: «Эта женщина как республика, она была прекрасна во времена империи».

В XX в. возникла новая форма юмора — гегг. Это комизм, окрашенный неопасным ужасом, отражающий отчуждение людей в индустриальной ци­вилизации. Вот типичный американский рекламный рассказ, построенный по принципу гегга. Два враждующих машиниста ведут навстречу друг другу поезда, полные пассажиров. На полотно выбегает ребенок с мячом. Поезда сталкиваются, но... катастрофы не происходит, они разлетаются в разные стороны благодаря мячу. «Покупайте мячи фирмы такой-то!». На этом же принципе построены знаменитые кадры путешествия Чарли Чаплина меж­ду шестернями огромной машины в кинофильме «Новые времена».

<< | >>
Источник: Еремин А. Л.. Ноогенез и теория интеллекта. 2005

Еще по теме Аксиома 5 (запомни слона):

  1. Запомни свое внутреннее состояние
  2. Необходимо запомнить, что обязательно следует:
  3. 3.3.6. Не лишним будет запомнить также следующее:
  4. Правовые аксиомы, презумпции, фикции и преюдиции
  5. Аксиома 9 (защити!)
  6. Аксиома 7 (главное — цель)
  7. § 5. Правовые презумпции и аксиомы
  8. 3.2. АКСИОМЫ И ЗАКОНЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ
  9. Аксиома 3 (важность информационной системы)
  10. Аксиома 6 (информация свиты формирует короля)
  11. Глава девятнадцатая. Третья аксиома правосознания
  12. Глава девятнадцатая. Третья аксиома правосознания
  13. Глава семнадцатая. Вторая аксиома правосознания
  14. Глава семнадцатая. Вторая аксиома правосознания
  15. Глава пятнадцатая. Первая аксиома правосознания