<<
>>

2.6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО

Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело.

Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни

состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа.

В. И. Вернадский (1863—1945)

Знаменательные слова принадлежат П.Тейяр де Шардену (1955): «В науке все еще идут споры между материалистами и спиритуалистами... Проспорив сто лет, каждая партия осталась на своих позициях... По мое­му убеждению, эти две точки зрения требуется объединить, и они скоро будут объединены в рамках своего рода феноменологии или расширенной физики... Нигде более резко не выступают трудности, с которыми мы все еще сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той же рациональной перспективе дух и материю. Но нигде также не проявляется столь ощу­тимо настоятельная необходимость перебросить мост между двумя бе­регами нашего существования — физическим и моральным, если только мы хотим, чтобы духовная и материальная сторона нашей деятельности оживили друг друга».

О соотношении же духовно-религиозного и рационально-интеллектуаль­ного замечательно высказывание А.

Эйнштейна: «Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более очевидным мне представляется, что путь к истинной религиозности пролегает не через страх жизни, страх смерти или слепую веру, а через стремление к рациональному знанию».

Ноогенез — новая парадигма эволюционной картины мира.

Ноогенетическая парадигма — пример, образец закономерностей развития интеллектуальных систем для приложения, экстраполяции в сферы различных наук или разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в медицине, социологии и других сферах человеческой деятельности.

Приведенные в начале книги доказательства аналогии и примеры сопоставимости социальных систем и биологических сообществ могут

99

А.Л.

Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

свидетельствовать о верности ранее выбранного подхода — из эволюци-онно-апробированных известных из природы и физиологии человека ин­формационных феноменов определить методом рационально-логического анализа закономерности информационных процессов, характерные для биосистем, для дальнейшей их экстраполяции и адаптации в виде соци­ально-гуманитарной парадигмы в медицине, социологии и других науках и сферах человеческой деятельности.

Борьба и взаимоформирование материализма и идеализма. В XX ве­ке развернулась полномасштабная война двух направлений в философии «идеализма» и «материализма». При этом «наука наук» разделила филосо­фов на два враждующих лагеря сторонников, с одной стороны диалектиче­ского материализма, с другой — субъективного и объективного идеализма. Основным «камнем преткновения» считался вопрос об отношении мыш­ления к бытию. Философы не могли договориться, что первично — мате­рия или сознание. Вопрос, «что-чего определяет» — сознание—материю или наоборот имел длительную, не в одно тысячелетие историю и рассма­тривался практически в каждой религии и вероучении.

Интересным штрихом к общей картине может служить факт заве­щания Альфреда Нобеля, в котором от физики, химии, физиологии вы­делялась отдельная премия, определяемая как «за новое в идеальном направлении». После долгих и продолжающихся споров Нобелевский комитет присуждает ее в области литературы (Приложение 2).

В словарном значении «идеальное» определяется как воображаемое, реально не существующее; идея, сознание, дух; продукт ощущений, пред­ставлений, понятий, отражающих действительность в сознании человека, выражающих его отношение к ней и являющихся основным принципом мировоззрения.

Учитывая это, к сфере идеального можно отнести также ряд появив­шихся в XX веке теорий «внеземного происхождения жизни» (С. Аррениус), «нейронной» (Р. Кахаля, Ч. Шеррингтон), «относительности» (А. Эйнштейн), «условно-рефлекторной» (И. П. Павлов), «земного происхождения жизни» (А.И.Опарин), «освоения космоса» (К.Э.Циолковский), «подсознательного» (З.Фрейд), «коллективного бессознательного» (К.Юнг), «этногенеза» (Л.Гу­милев), «диссипативных структур» (И.

Р. Пригожий) и ряда других.

Кроме того, к идеальному можно отнести целый ряд достижений XX века в области информации, как экономической категории, которая со-

100

Теория интеллекта

ставляет одну из главнейших характеристик «постиндустриальной» эпохи. Оценки «ценности», «стоимости», «цены», «экономики» — тоже можно отнести к информационным процессам, формирующим мнение индиви­дуальное или коллективное (Приложение 2).

К идеальному можно также отнести и ряд миротворческих идей и инициатив XX века, которые несли важную информационную роль при оптимизации процессов межэтнического информационного обмена, муль-тикультурного диалога и взаимопонимания, при предупреждении и разре­шении идеологического противостояния, войн и вооруженных конфликтов, ксенофобии, конфликтности, ненависти, экстремизма, терроризма, вражды во взаимоотношениях «своих—чужих», межнациональных, межконфесси­ональных, межцивилизационных конфронтациях (Приложение 2).

В какой-то степени наблюдалась попытка примирить материализм и идеализм сначала дуализмом (лат. dualis — двойственный) природы Р.Декарта, затем созданием психологии, в свою очередь разделившейся на нейропсихологию, психологию личности и социальную психологию. По упоминанию следует отметить, что гармонизации психологической науки, возможно, способствовало бы развитие психологии ноогенеза — раздела науки, изучающего общие законы развития и функционирования психиче­ского отражения объективной действительности развертывающимися в пространстве и во времени интеллектуальными системами.

Возможно, во многом, противостояние в философии материализма и идеализма определялось недостатком знаний в XIX—XX вв. о закономер­ностях развития, строения и функционирования материи носительницы интеллекта и интеллектуальных систем.

Гармония идеального-материального. Очевидно, следует признать, что сначала была эволюционная развертка жизни на Земле с появлением че­ловека. Человек обладал органами чувств, структура которых обеспечивала только определенные функции.

Сначала было восприятие информации из внешнего мира в рамках функциональных возможностей физиологии человека. Потом, с помощью антропогенной информации (совокупно­сти условных знаков и символов), человеческое сообщество сформировало такие сферы, как языки и письменности, идеологии, миротворчество и взаимоотношения, финансы и экономику. Таким образом, дилемма «со­знание первично — материя первична» — не корректна. Гармония может заключаться в том, что:

101

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

материя—носительница разума, имеет отличительные черты по структуре и функциям от других видов материи;

сознание является функцией-продуктом материи-носительницы интеллекта, отличается от функций, продуктов или производных других видов материи (и носит информационный характер).

Таким образом, гармония идеального—материального — это связь, соразмерность, взаимоотношение особого вида материи — носитель­ницы разума (со всеми составляющими ее интеллектуальными систе­мами и их структурно-иерархическими характеристиками) и свойств ее движения, интеллектуальной функции и производимых продуктов (сознание, быстродействие информационных операций, скорость рас­пространения информации, ее качество и количество, восприятие и хра­нение и пр.).

Современную актуальность исследований в ноогенетической сфере подтверждают основные проблемы и вопросы, параллельно рассматрива­емые в недавно сформировавшихся нейрофизиологии, нейропсихологии, нейроинформатике, системе знаний о так называемом «искусственном интеллекте», которые связаны с изучением способов передачи информа­ции и пространственно-временного кодирования в центральной нервной системе принципов, по которым осуществляются интегративные и анали-тико-синтетические функции и пр.

Перевод «интеллектуального» в плоскость точных наук, в том числе с помощью развития теории ноогенеза и интеллектуальных систем, разра­ботки математических моделей интеллектуальной энергии мог бы способ­ствовать гармонизации философской науки и системы знаний современ­ной цивилизации при нивелировании давнего искусственного противопо­ставления «идеального» и «материального».

Философия ноогенеза — это система знаний о наиболее общих за­конах развития интеллектуальных систем и мышления в природе ор­ганической и неорганической материи — носительницы разума, во всей иерархии ее размеров, многообразии форм проявления и движения.

102

<< | >>
Источник: Еремин А. Л.. Ноогенез и теория интеллекта. 2005

Еще по теме 2.6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО:

  1. Материалистическая философия в Англии и Франции В философии XVIII в. объектом критики стала, помимо средневековой схоластики, метафизика XVI-XVII вв. В частно­сти, критике подвергался умозрительный характе
  2. 1 Ф. Бэкон – родоначальник опытной науки и материалистической философии Нового времени. Индуктивный метод
  3. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФА. ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛИЗМА
  4. Замечено, что разрабатываемые в философии модели общественного устройства опережают ход реально-исторического развития и носят идеальный характер.
  5. 1. Диалектико-материалистическая НКМ.
  6. 11. Историко‑материалистическая теория
  7. Идеальная и эволюционная системы
  8. 2. Идеальное бытие
  9. Современные дискуссии о материальности и идеальности сознания
  10. Образ идеального правителя.
  11. Реальность идеального мира
  12. 2.3. Открытие идеального Платоном