<<
>>

1. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники

Когда вместе произносятся слова "философия" и "техника", в обыденном сознании это вызывает удивление. Философия и техника часто воспринимаются как противоположности, первая - как символ теоретического осмысления мира, нечто возвышенное, отдаленное от действительности, вторая — как символ практического освоения мира, нечто приземленное.

Однако в этом словосочетании заложен глубинный смысл современной европейской цивилизации и культуры, где теоретическое неразрывно связано с практическим, где философия также важна, как и техника, а техника сама, на высшей ступени ее развития, немыслима без ее глубокого философского осознания.

И все же, что такое философия техники? Что является ее предметом, если не сама техника? И что философия техники дает нового по сравнению с технической наукой и технологией или только лишь более отвлеченное ее описание?

Чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание.

Результатом технического действия является артефакт, то есть техника в виде технического устройства. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефакта. Результат технического сознания — выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре.

Если техника как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие — объект технической науки (техническое знание описывает технический объект-артефакт -и предписывает техническое действие по его созданию), то техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры, являются объектом философии техники.

Предметом же технологии является техническое действие, предметом технической науки - техническое знание, а предмет философии техники составляет развитие технического сознания.

Таким образом, философия техники имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет:

техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры (объект);

развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект (предмет).

Отсюда, естественно, вытекают и основные сферы философии техники:

1) культура и техника (историко-культурный и социокультурный аспекты);

2) методологические проблемы философии техники, методология технических наук и проектирования;

3) социальная оценка техники и ее последствий;

4) инженерная этика.

Главная задача философии техники - исследование технического отношения человека к миру, то есть технического миропонимания. При произнесении этих последних слов на ум сразу же приходит ассоциация с технократизмом. Однако философия техники не имеет с ним ничего общего, более того, она противостоит ему и с самого своего возникновения ориентирована на гуманизацию техники.

Эрнст Капп в своем труде, в заголовке которого впервые содержалось словосочетание "философия техники", еще в 1877 г. в основание своей философии техники положил принцип органопроекции и антропологический критерий: "Содержанием науки в исследовательском процессе, вообще, - писал он, - является ничто иное, как возвращающийся к себе человек".

Фред Бон в книге "О долге и добре", в которой есть специальная глава "Философия техники", поставил в самую тесную связь технику и этику. Цель техники он видел в стремлении к человеческому счастью. Однако и эта цель подчиняется у него наивысшей всеобщей цели — идее добра, составляющей предмет философской этики.

В философии техники последняя всегда рассматривалась как неотъемлемая часть культуры. Например, русский инженер и философ техники П.К. Энгельмейер неоднократно подчеркивал необходимость социокультурного подхода к технике.

Он отмечал, что для дикаря и в животном мире характерно пассивное биологическое приспособление к природной среде, а для культурного человека - активное технологическое приспособление. "Человек, благодаря своей технике, освободился от необходимости приспособлять свой организм к окружающим природным условиям", — говорил П. Энгельмейер в 1911 г. в упомянутом выступлении на IV Международном философском конгрессе в Болонье. Наоборот, человек эти окружающие условия прилаживает к своему организму, создавая вокруг себя искусственный микрокосмос.

В центре внимания философии техники находятся проблемы смысла, сущности и понятия техники.

Смысл техники состоит в том, что она является средством человеческой деятельности (но не призвана заменить ее), а ее сущность заключается в усилении "органов" и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Из этого формируется понятие техники:

в узком смысле - как технического устройства (артефакта), созданного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач;

в широком смысле — как всякого рода ухищрений, характеризующих действие (техника письма, плавания, счета, рассуждения и т.п.), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий это действие.

Представление о технике постоянно развивается, как и сама техника. В свою очередь техническое развитие является частью культурного прогресса. Представления о технике эволюционировали от мифологического осмысления в древних обществах до научного изучения техники в современном мире.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением человека разумного и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не значит, что в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не была эксплицирована как особая дисциплинарная организация и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение научных знаний в технической сфере. Хотя в технической деятельности передовые для того времени научные знания и применялись (например, у Архимеда), вместе с тем в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. Рецептурно-техническое знание долгое время противопоставлялось научному знанию, "научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным сферам человеческой деятельности. В более ранний период как научное, так и техническое знания были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Формирование научно-технического знания и деятельности можно отнести, по нашему мнению, лишь к этапу становления инженерной деятельности, ее выделения из деятельности технической.

<< | >>
Источник: Горохов В.Г., Розин В.М.. Введение в философию техники. 224

Еще по теме 1. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники:

  1. III. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ?
  2. Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки:
  3. ЧАСТЬ 1 ВОПРОС: А не может быть мышление о предмете предметом философии?
  4. Главный методологический смысл философии
  5. 3. Отношение философии техники к смежным областям
  6. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  8. 1.2. Основные направление трансформации банковской сферы
  9. Ценностные установки философии техники
  10. 2. Первые философы техники
  11. / /. Понятие, предмет, научные основы и система криминалистической техники