<<
>>

2.1. Рождение теории

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции рождается новая форма самосознания человеческого духа – философия. В истории Древнего мира протофилософия представлена почти везде, тогда как философия – лишь в единичных культурах, практически только в тех, где зарождается и филология, а именно там, где наблюдается «обращение» мысли на саму себя, т.

е. рефлексия.

В Индии и Китае на протяжении всей многовековой истории новый способ духовного выражения оказался не в состоянии освободиться от мифо-религиозной формы, другими словами, не сложилась традиция «конструировать мысль из себя», не опираясь на догмы вероучений. Важной стороной ценностных и мировоззренческих ориентаций человека западного мира стало понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществлять свою власть над внешними процессами, объектами и поставить их под свой контроль.

В западноевропейской культуре рефлексивность присутствует даже на уровне обыденного сознания, которое ориентируется на идеалы доказательности и обоснованности суждений. Оно пронизано абстрактно-логическими конструкциями, организующими рассуждения. В сознании человека традиционалистских сообществ такого рода структуры часто вообще не присутствуют. Культуры Востока сформировались на иных базовых принципах. В этом смысле показательны исследования традиционалистских групп Средней Азии, проведенные А.Р. Лурием в начале 30-х годов прошлого столетия. Было обнаружено, что испытуемые не могли решать задачи, требующие формального рассуждения по схеме силлогизма. Те из них, кто получил школьное образование, включающее обучение математики и другим наукам, решали эти задачи достаточно легко[12].

<< | >>
Источник: Бранденбург В.Я.. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота. 2009

Еще по теме 2.1. Рождение теории:

  1. Философ не видит никакого таинства в рождении и смерти (39, с. 32); их чередование в этом мире есть только смешение и разделение элементов (В 52), а вовсе не рождение и смерть в традиционном понимании:
  2. Учебный материал состоит из пяти частей: общеметодологических вопросов теории государства и права, общего учения о государстве, теории права, теории правового поведения и теории правового государства ка
  3. 1. рождение либерального мировоззрения
  4. Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
  5. «Распад и новое рождение»
  6. РОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ
  7. 4. Рождение сознания
  8. 1. рождение любви
  9. Рождение ценности
  10. Рождение Римской империи.
  11. § 7. Рождение русской цивилизации