<<
>>

§ 32. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте

К началу XXI века компьютерная техника внедрилась во все сферы человеческой жизни и вызвала революционные перемены. Компьютеры первоначально создавались как устройства для вычислений, но теперь они превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

Краткая история появления и развития компьютерной техники такова. Основные идеи, лежащие в основе работы компьютеров, были изложены в 1833 английским математиком Чарлзом Бэббиджем. Первую электромеханическую счётную машину сконструировал в 1888 году американский инженер Герман Холлерит.

Первый компьютер на электронных лампах ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer) был построен в США в 1946 году. Он весил 30 тонн и размещался на 170 кв. метрах. В 1947 году было предложено использовать вместо ламп полупроводниковые элементы — транзисторы. В 1959 были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты помещались внутри кремниевой пластинки. В 1970 году появился первый микропроцессор, который объединял несколько интегральных микросхем на одном кремниевом кристалле. С микропроцессором появились компьютеры, способные разместиться на письменном столе. Широкое распространение персональных компьютеров началось с появления в 1981 году модели компьютера IBM PC.

В 1969 году в ходе исследования, проводившегося Министерством обороны США, началось формирование Интернета. В 1973 году сеть стала международной, связав сети США, Англии и Норвегии. В 1990 году был представлен первый текстовый браузер, позволяющий просматривать связанные гиперссылками текстовые файлы онлайн. В 1995 году ответственность за Интернет перешла от National Science Foundation в частный сектор, и с этого времени Интернет существует в нынешнем виде.

Компьютеризация — это процесс широкого внедрения компьютерной техники в социальную жизнь. Он начался в индустриально развитых странах на рубеже 70–80-х гг. XX в. Этот процесс рассматривается как основа компьютерной революции и перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

Концепция постиндустриального общества была разработана американским социологом Д. Беллом (р. 1919). В ней различаются три этапа общественного развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельское хозяйство, а главными институтами являются церковь

78

и армия; в индустриальном обществе ведущая роль принадлежит промышленности, а главные институты — корпорации и фирмы; в постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит знаниям, а университет является местом его производства и сосредоточения, главным социальным институтом.

При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу экономика из товаропроизводящей становится обслуживающей, классовое деление общества уступает место профессиональному, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. В социальной стратификации главным критерием становится уровень образования и знания, а не собственность.

Компьютерная революция, по мнению Даниела Белла, Олвина Тоффлера (р. 1928) и многих других, затрагивает все области жизни индивида и общества в целом. Она закладывает основы экологически чистого, гармоничного, гуманного общества знания, называемого постиндустриальным или информационным. Новая техника постиндустриальной цивилизации позволяет выдвинуть на первый план ценности человеческого развития вместо ценностей производства и потребления.

Компьютеризация внедрила в существование человека так называемую виртуальную реальность. Виртуальная реальность — это информационная технология, осуществляющая имитацию действительности с помощью специальных компьютерных средств (компьютера, аудиовизуального шлема, перчаток, силового жилета и др.). Виртуальная реальность позволяет наблюдателю оказаться внутри кажущегося мира. Первыми заказчиками и потребителями систем виртуальной реальности были военные — им требуются тренажеры для обучения стрельбе, подготовки пилотов, водителей танков и т. п. Подобные тренажеры могут применяться для самых разных видов деятельности.

Считается, что идея виртуальной реальности как «киберпространства» (cyberspace) впервые выражена в фантастическом романе У. Гибсона «Нейромантик» (Neuromancer), где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей. (У. Гибсон написал также «Джонни Мнемоник», «Виртуальный свет» и др.)

Одной из первых историко-теоретических работ о виртуальной реальности стала книга американского журналиста Ф. Хэммита «Виртуальная реальность» (1993). По его мнению, образование и развлечения — наиболее перспективные направления для технологий виртуальной реальности.

Помимо благ компьютерная революция принесла с собой и новые опасности. Так, появилась компьютерная преступность — от озорства и мелкого хулиганства до хищений в особо крупных размерах. Возможно использование компьютеров для контроля над людьми, для социально-репрессивных целей. Компьютерная техника небезопасна для физического и психического здоровья людей.

79

<< | >>
Источник: Демидов, А. Б.. Философия и методология науки: курс лекций. 2009

Еще по теме § 32. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте:

  1. Техническая основа проекта виртуальной реальности. Компьютерная симуляция
  2. ТЕМА 1. Философия как социокультурный феномен Лекция 1. Философия как социокультурный феномен
  3. Виртуальное и виртуальная реальность по эту сторону реальности
  4. Общество как особая реальность: введение в социальную философию
  5. Общество как социокультурная система
  6. В информационном обществе человек создает «вторую реальность» на основе наукоемких технологий
  7. Таратута Е.Е.. . Философия виртуальной реальности. 2007, 2007
  8. 8. Реальность виртуального
  9. Онтологическая безответственность виртуальной реальности
  10. Виртуальная реальность и Интернет
  11. Древние голограммы и «виртуальная реальность»?
  12. 1. Картина социальной реальности и наука об обществе
  13. Глава 12 Игры с виртуальной реальностью
  14. Глава 3. Виртуальная реальность в «век информации»
  15. §2. Организованная преступность как социальный феномен
  16. § 2. Организованная преступность как социальный феномен
  17. 1.Понятие об информационном и компьютерном стрессе