<<
>>

11.2.Связь с актуальным миром

"Идеальный мир движений" является отражением актуального, чувственного мира, между ними существует однозначное соответствие: каждому движению, происходящему в актуальном мире, соответствует образ "Идеального мира".

Обратное неверно, "Идеальный мир движений" "полнее" своего актуального аналога, он содержит не только все существующие движения, но и движения, которые могли бы произойти, но не произошли по стечению обстоятельств. Вспомним, что фазовое пространство любой нелинейной системы содержит объекты, соответствующие как реальным, так виртуальным и потенциальным движениям. Реализация того или иного движения определяется выбором начальных условий, который, в свою очередь, зависит от предыстории развития системы и является вполне однозначным. Нереализовавшиеся движения являются потенциальными и "ждут своего часа", т.е. того момента когда начальные условия попадут в их бассейны притяжения. Аналогичным образом виртуальные движения, которым, как мы выяснили выше, в фазовом пространстве соответствуют метастабильные множества, могут реализовываться в результате определенных бифуркаций.
Помимо виртуальных движений, "Идеальный мир движений" содержит и другие объекты, например различные предельные движения и движения модельных, "идеальных" систем, таких, как система Лоренца или осциллятор Дуффинга, не соответствующие никаким реальным системам и описывающие динамику реальных систем лишь в некотором приближении. Они образуют четыре онтологически разнородных слоя "Идеального мира".

Итак, помимо образов реальных движений, существующих в чувственном мире, "Идеальный мир" содержит потенциальные, виртуальные и "чисто идеальные" объекты, в силу чего является гораздо более богатым в своих проявлениях.

Поэтому "Идеальный мир" и актуальный мир, безусловно, не тождественны. Однако "Идеальный мир движений" адекватно описывает физический мир, все его законы подтверждаются и наблюдаются в реальном мире, используются практически, проверяются экспериментально. Иногда "Идеальный мир" "дарит" актуальному миру некий феномен, до определенного времени существующий лишь как идеальный объект. Например, движение по сепаратрисе консервативного осциллятора, представляющееся предельным движением, не реализующимся в действительности, оказалось соответствующим особым уединенным волнам, впервые открытым в гидродинамике и называемым солитонами. Впоследствии оказалось, что понятие "солитон" широко применимо во многих науках, например например, квантовой механике, космологии, радиофизике, нейрофизиологии, и является чрезвычайно важным для описания множества систем. Зачастую знание законов "Идеального мира" инициирует поиск подобных законов и явлений в актуальном мире, как правило успешный. Напротив, актуальный мир постоянно пополняет "Идеальный мир" новыми объектами.

Поскольку предметом нашего интереса является Хаос, следует задаться вопросом о том, как соотносятся идеальные представления о Хаосе с его актуальными воплощениями. Идеальными образами детерминированных хаотических движений являются странные аттракторы. Выше мы говорили, что их существует множество, они отличаются структурой, топологией, статистическими характеристиками и соответствуют хаотическим движениям разных видов. Вопрос о том, соответствуют ли странные аттракторы хаотическим режимам физических систем, по сути дела, сводится к тому, применимо ли к хаосу динамическое описание. Ответ на этот вопрос, по-видимому, должен звучать так: да, соответствуют , но именно как идеальные образы. Что же отличает идеальные хаотические режимы от физических? Это шумы, флуктуации, которые обязательно присутствуют в любой физической системе, будь то сердце или электронный генератор.

Они обязательно искажают идеальное хаотическое движение, несколько меняют его статистические характеристики, но не искажают его сущности: статистика и вид хаотических колебаний продолжает определяться особенностью динамики сложной нелинейной системы, а не статистикой флуктуаций. Движение искажается, но мало отличается от идеального образа, остается узнаваемым. Именно поэтому странные аттракторы адекватно описывают реальность. Следует отметить, что "Идеальный мир движений", являясь плодом нелинейной динамики, в последние годы стал принимать в себя и несвойственные ему статистические образы. Принципиальных препятствий для этого нет, мы упоминали о том, что любой шум, будучи результатом коллективного движения большого ансамбля частиц допускает динамическое описание. Введение в "Идеальный мир движений" статистических понятий связано, в первую очередь, с тем, что детерминированные хаотические движения и их образы, странные аттракторы, требуют в силу своей непредсказуемости статистического вероятностного описания, а, во-вторых, с созданием приближенных к реальным системам моделей, в которых исследуется влияние шумов на хаотическую динамику, для чего в динамическую систему специально вводятся флуктуации.

Итак, "Идеальный мир движений" и актуальный мир не тождественны, т.к. "Идеальный мир движений" богаче, помимо реализуемых движений он содержит потенциальные, виртуальные и "чисто идеальные" движения, а актуализация искажает идеальные образы движений. Однако эти миры тесно связаны, актуальный мир постоянно инициирует обогащение идеального мира новыми образами, а идеальный мир открывает актуальному миру новые феномены.

"Идеальный мир движений" и актуальный мир движений различаются онтологически и гносеологически. "Идеальный мир" множественен, многолистен, многолик. Актуальный мир единственен, однолистен, однолик (несмотря на всю сложность этого лица!). Говоря о многолистности "Идеального мира", по-видимому, уместно употребить следущую наглядную аналогию.

Благодаря сосуществованию в "Идеальном мире" реального и потенциальных движений, он представляется огромным "слоеным тортом" с некоторым числом коржей. Каждый корж соответствует какому-то одному из сосуществующих в "Идеальном мире" типов движения, реальному или потенциальному, а кремом, склеивающим куски, являются виртуальные движения, т.к. именно они обеспечивают взаимодействие разных видов движения. Той или иной исследуемой системе соответствует маленький кусочек этого торта, причем число коржей, как это и полагается в слоеном торте меняется от куска к куску (т.к. число движений у различных систем разное). Узнать, что из себя представляет динамика системы, можно лишь съев соответствующий кусок, причем почувствовать его истинный вкус можно лишь откусив от всего куска, не разделяя его на коржи, тогда вкус будет истинным, а знание о динамике системы - полным. В рамках этой аналогии актуальный, чувственный мир выглядит всего лишь как блин, поскольку актуализирующиеся, реализующиеся в нем движения всегда единственны.

Сосуществование онтологически различных типов движения в системе "Идеального мира" и определяет законы развития отдельных систем, классов систем и всего "Идеального мира движений". Поэтому начиная с умопостигаемого уровня "Идеального мира" "ячейка", которая "отведена" любой нелинейной системе разбивается на некоторое число "подъячеек", в которых помещены образы реального и каждого из потенциальных движений, и только наблюдение за каждой из них определяет полное знание о динамике системы. В научном смысле эти "подячейки" соответствуют подмножествам фазового пространства изучаемой системы, в которых находятся различные аттракторы, возникающие благодаря мультистабильности нелинейных систем. Наблюдая за всеми этими "подячейками", мы одновременно узнаем законы развития реальных и потенциальных движений, можем понять их связь и влияние друг на друга, обнаружить скрытые механизмы движения.

В актуальном мире мы можем наблюдать единственное реализующеея движение, что не дает представление о скрытых возможностях динамики, мы видим не скрытые механизмы, а их проявления.. Наблюдая за развитием динамики любой нелинейной системы в "Идеальном мире" мы делаем процесс познания параллельным, в актуальном мире он единственный. Основная сложность процесса познания при этом определяется тем, что эти параллельные "подпроцессы" должны "слиться", давая единое знание. Познание "Идеального мира" должно включать в себя знание всех динамических возможностей нелинейного объекта, это предполагает наблюдение за всеми движениями, существующими в системе. Последнее возможно только в случае теоретического исследования или "сознательного" компьютерного моделирования. Физический эксперимент, даже специально подготовленный, не дает такой возможности, физическое не проникает в идеальное. Примером неполноты процесса познания в актуальном мире может служить динамика симметричной системы, в фазовом пространстве которой после бифуркации разрушения симметрии, обязательно предшествующей хаотизации, присутствуют два асимметричных движения, "левое" и "правое". В физическом мире в зависимости от начальных условий реализуется только одно из них, именно за ним наблюдают при исследованиии системы, по нему судят о происходящих в ней процессах. Экспериментатору и в голову может не придти, что второе движение тоже существует, оно "скрыто" от физического эксперимента. Экспериментатору кажется, что наблюдая за первым движением, он получает полную информацию о динамике этой системы.. Однако заглянув в фазовое пространство, мы увидим, что асимметричных движений два, они оба участвуют в динамике системы, подготавливая дальнейшую хаотизацию, что без второго движения и хаотизации бы не было. Существование второго движения постигается только умозрительно, но именно оно определяет сложность динамики. Только экспериментатор, вооруженный теоретическим знанием, т.е.
"вхожий в Идеальный мир", может в эксперименте постараться увидеть истинную картину динамики, но это возможно далеко не всегда. Стоит ли говорить, что все нелинейные процессы, наблюдаемые нами в действительности, имеют такие же "вторые планы", что мы практически никогда не видим "параллельные возможности" и скрытые механизмы любых движений. Таким образом, процесс познания динамики нелинейных систем в актуальном мире является неполным, а значит, не приводит к достижению научной истины, а в "Идеальном мире" имеет параллельные составляющие, и если их удастся "пересечь", то истина достигается. Именно на этом этапе огромную роль начинает играть интеллектуальная интуиция.

"Идеальный мир" демонстрирует богатство возможностей, множественность путей развития любых систем, актуальный, физический мир осуществляет выбор из множества возможности единственной реальности. Этот выбор определяется взаимодействием огромного числа систем в физическом мире, и не описывается процессами, происходящими в "Идеальном мире". Это связано с неполнотой динамического описания нелинейных систем и отсутствием единой теории, описывающей реальную динамику. Исторически сложившийся отрыв динамического описания от статистического, сложность каждого описания до сих пор не позволяют создать универсальную теорию, которая описывала бы системы динамически и учитывала существующие в ней и в ее окружении флуктуации. Поэтому "Идеальный мир движений", несмотря на свое многообразие, неполон и несовершенен. Так же как учет измерений позволяет перейти от "Умопостигаемого мира" квантовой механики к чувственной реальности [43], так и учет флуктуаций и всевозможных взаимодействий помогает перейти от "Идеального мира движений" к актуальным, воплощенным движениям, существующим в физическом мире. Физические осцилляторы отличаются от идеальных прежде всего тем, что имеют "историю" и "окружение", которые отсутствуют в "Идеальном мире". Именно многообразие взаимодействий и связей физического мира и определяют механизмы актуализации движений и процессов. Это многообразие взаимодействий не описывается в полной мере ни одной физической теорией и ограничивает процесс познания. "Идеальный мир движений", созданный качественной динамикой, оказывается неполным и, в некотором смысле, ущербным, иначе мы могли бы предсказывать динамику любых систем, чего нет в действительности.

<< | >>
Источник: В.В. Афанасьева. К ФИЛОСОФСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ХАОСА. 0000

Еще по теме 11.2.Связь с актуальным миром:

  1. Глава 12. Связь, связь состояний, причинная связь
  2. Опыт работы с ценными бумагами в ОАО “Связь”Коми (после октября 2004 года – филиал «Связь Коми» ОАО «Северо-Западный Телеком»).
  3. ВОЛЯ K ВЛАСТИ НАД МИРОМ
  4. Мифы управляют миром... и бизнесом?
  5. РЕЛИКТОВОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ: СИСТЕМА KAK ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ C МИРОМ
  6. Глава 8 Жизненная ситуация в качестве универсальной единицы анализа взаимодействия человека с миром
  7. А .ЛЫСОГОР.. Личность в экстремальных условиях. Контакты заключенных с внешним миром.0000, 0000
  8. Православие в отличие от католицизма не желает властвовать над миром, поскольку сознает, что рай на земле более не возможен.
  9. Как теология, так и психология, говорят о человеке относительно его взаимоотношений с Богом, с самим собой, с другими и с миром
  10. Наша дифференциация была проведена до сих пор в пределах тематического поля, очерченного повседневным жизненным миром человека.
  11. Актуальная бесконечность