11.3. Идея
"Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности" (399). Идея - это раскрывшееся понятие, выраженное в объективности. Истина трактуется Гегелем не как соответствие моих взглядов объективности, а, наоборот, как соответствие объективности понятию.
Идея - высшее определение абсолютного. Абсолютное - всеобщая и единая идея, которая обособляет себя в систему определенных идей, подчиненных единой идее как истине. Идея первоначально выступает как единая всеобщая субстанция, а в своем развитом виде - как субъект, дух.Вещи в мире обладают прочностью лишь через понятие, "т.е. вещи, говоря языком религиозного представления, суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли" (401).
Идея - это не что-то далекое и потустороннее. Она - "всецело присутствующее здесь, и она находится также в каждом сознании, хотя бы в искаженном и ослабленном виде" (401). Философия исстари занималась тем, что стремилась к познанию идеи.
Гегель предупреждает: доказательство того, что идея есть истина, "не следует искать только в этом разделе; все предыдущее развитие мышления содержит в себе это доказательство" (402). Ступени бытия, сущности, понятия "суть моменты идеи" (402). Идея может быть определена как разум, далее - как субъект-объект, как единство идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела, как возможность, которая в самой себе несет свою действительность и т.д. Идея несет в себе противоречие объективности и субъективности, конечного и бесконечного и т.д., но она же содержит его непрерывное разрешение, так как объективное и субъективное, конечное и бесконечное и т.д. по отдельности не истинны. Идея есть поэтому бесконечное суждение, каждый из элементов которого переходит в свое другое. Идея, истина есть процесс.
- Это одно из замечательнейших положений философии Гегеля, один из важнейших принципов вводимого им типа интеллекта. В противоположность прежнему, метафизическому, взгляду, согласно которому абсолютная истина может быть некогда открыта сразу, в виде божественного откровения или деятельности великой личности, Гегель вводит глубокое понимание абсолютной истины как бесконечного процесса.Мысль об истине или идее как процессе развивается далее у Гегеля в весьма существенное положение о том, каким образом следует понимать идею как единство объективного и субъективного, конечного и бесконечного и т.д. Гегель отмечает, что само по себе слово "единство" означает спокойное тождество, покой. На самом же деле идея как единство не есть абсолютное тождество составляющих ее противоположностей, а есть процесс, непрерывное движение. Мы уже неоднократно отмечали, что основной тезис прежней идеалистической и религиозной философии, религии вообще - о боге как неподвижном пер во двигателе - представляет собой неразрешимый парадокс, точнее, бессмыслицу и поэтому означает полное и решительное крушение идеализма и религии. Гегель поистине гениально пытался спасти идеализм и религию от теоретического крушения, вводя понятие о всеобщем, или идее, как бесконечном процессе. Абсолютное, всеобщее, по Гегелю, не неподвижное тождество, а бесконечный процесс переходов субъективного и объективного, конечного и бесконечного и т.д., единство как уже осуществившееся и в то же время как непрерывно осуществляющееся. Попытка ввести движение в абсолютное, или, на религиозном языке, в бога, поистине гениальна, однако мы должны проследить дальше, что из этого получится.
Идея как процесс проходит в своем развитии три ступени: жизнь, познание, абсолютную идею.
Еще по теме 11.3. Идея:
- Русская идея Права - это, прежде всего, идея Любви.
- 11.3. Идея
- Абсолютная идея
- 11.3.3. Абсолютная идея
- 11.3.3. Абсолютная идея
- Идея жизни
- Идея кодификации.
- 5. ИДЕЯ И ЯВЛЕНИЕ
- Идея освободительной революции
- Идея познания
- Национальная идея и поиск самоидентификации
- ЛИНЕЙНОСТЬ ВРЕМЕНИ И ИДЕЯ ИСТОРИИ
- Идея
- Идея гражданской свободы
- Идея государства
- Идея преемственности
- «Великая идея» современных греков