<<
>>

11.4. Имманентное и трансцендентное в представлениях о Хаосе

Выше мы говорили, что "Умопостигаемый мир" и "Трансцендентный или Метапостигаемый мир" являются частями "Идеального мира движений". "Умопостигаемый мир" содержит идеи сложных движений, а "Трансцендентный мир" - идеи хаотических движений, которые хотя и могут актуализироваться, но не постигаются в полной мере нашим сознанием.

При этом Хаос представляется понятием, лежащим за пределами нашего чувственного опыта, трансцендентным. Вопрос о том, является ли эта трансцендентность "истинной", не имеет однозначного ответа.. С одной стороны, хаотические движения, идеи которых заполняют "Трансцендентный мир", наблюдаются в физическом мире и даже поддаются определенному исследованию. Хаос оказывается внутренне присущим огромному числу систем, хаотическое является неотъемлемым свойством всех нелинейных движений. С другой стороны, никакое исследование не дает нам на сегодняшний день полного представления о Хаосе и его природе. Хаос представляется трансцендентным, ибо в процессе его познания мы переступаем границы чувственного опыта.
Результаты современной науки показывают, что с настоящим Хаосом мы "справиться " не можем. Несмотря на все усилия Хаос был и остается "вещью в себе", никакое эмпирическое исследование на сегодняшний день не выяснило его природу, никакое осмысление не дает адекватного представления о нем. Чтобы понять, насколько немыслим Хаос достаточно проделать следующее мысленное упражнение. Не вдаваясь в сложности математического описания Хаоса, попытаемся представить его таким, каким он представлялся древним:" Хаос- это начало всех начал, "зияющая" бездна, существующая ранее мироздания." По-видимому, чтобы представить это как раз и нужен тот самый опыт "интеллектуального трансцендирования", "интеллектуальной медитации", который составляет основу процесса познания в "Метапостигаемом мире".
С не меньшим трудом, чем его сущность, постигается и всеобщность Хаоса. Он поистине всеобъемлющ. Даже в тех системах, в которых меняется не только сам характер движения, но даже нарушаются представления о самом движении, Хаос сохраняется. Так происходит, например, в микромире: движение на квантовом уровне не сохраняет своих основных атрибутов, но тоже может быть хаотическим, "детерминированные" хаотические движения обнаружены и в квантовых системах.

То, что попытки выяснить природу хаоса являются безуспешными, говорит в пользу того, что мы не можем помыслить Хаос, истинная хаотичность лежит за пределами нашего сознания, является тем самым "непостижимым" [56]. Ситуация с Хаосом обстоит так же, как с бесконечностью: бесконечность во всех ее проявлениях является предметом многочисленных исследований, существует много результатов, позволяющих "подойти" к бесконечности, и все-таки настоящая бесконечность лежит за пределами нашего сознания, представляя ее мы всего-навсего мыслим что-то очень большое или очень малое, но никогда не бесконечное. Бесконечность непредставима, но все-таки она существует, это не вызывает сомнения, хотя у нас нет опыта чувственного общения с ней. Хаос немыслим, ибо он не постижим до конца, но он имманентен движению нелинейных систем. Тогда возникает закономерный вопрос: трансцендентен или имманентен Хаос? Хаос, творец и разрушитель парадоксов, и в этом случае остается верен себе. Он всегда двойственен: разрушителен и созидающ (вспомним о разрушении и рождении упорядоченных структур в хаосе), беспорядочен и упорядочен одновременно (вспомним парадокс упорядоченного хаоса), предсказуем как явление в любой нелинейной системе и не доступен точным прогнозам, когда дело касается динамики конкретной системы. Хаос имманентен и трансцендентен одновременно: он воспринимается органами чувств, регистрируется приборами, внутренне присущ всем нелинейным системам и процессам, но не постигается сознанием, так же как и бесконечность или другая трансцендентность.

Именно трансцендентная составляющая Хаоса заставляет нас при мысли о нем применять "интуитивный опыт", своеобразную "медитацию", позволяющую хоть сколько-нибудь приблизиться к сущности Хаотического. Оставаясь за границами нашего сознания и познания, истинный Хаос непостижим и непредсказуем. Имманентность Хаоса как качества присущего огромному множеству нелинейных систем позволяет его исследовать как феномен, эмпирически и теоретически, позволяет выявить отдельные его свойства и законы. Однако Хаос остается непознанным, это "вещь в себе", мы не можем в настоящее время и вряд ли научимся в будущем точно предсказывать хаотическую динамику. Кроме того, без ответа остается самые главные вопросы: откуда берется Хаос в мире, описываемом точными физическими законами, в чем смысл Хаоса и каково его предназначение? По-видимому, в рамках математики и физики ответ на этот вопрос не возможен.

<< | >>
Источник: В.В. Афанасьева. К ФИЛОСОФСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ХАОСА. 0000

Еще по теме 11.4. Имманентное и трансцендентное в представлениях о Хаосе:

  1. § 3. О трансцендентности и всеобщности моральных ценностей
  2. Философия как знание о трансцендентном
  3. Трансцендентный источник рационального знания
  4. Зрительный образ в богопознании, будучи единством активности и пассивности, строит Я трансцендентной энергией духа.
  5. : от интуитивных представлений до математического описания
  6. Представление
  7. 2.2. Математическое представление сигналов
  8. РЕЛИГИЯ И КОСМОЛОГИЧЕСКUЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  9. Статья 26. Представление доказательств
  10. Статья 73. Представление доказательств
  11. 72. СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА
  12. 2.3. Геометрическое представление сигналов