<<
>>

13.1. Понятие духа

Дух выступает у Гегеля как высшая, наиболее развитая и конкретная ступень логической идеи. Дух выходит из природы, возвращается к себе из своего инобытия, из природы. Эту возвращенность из инобытия, природы, отрицательность духа Гегель характеризует как идеальность духа (16, 19, 20).

Понятие идеального по-прежнему остается у Гегеля весьма туманным. В нем заложено довольно смутное представление об идее, мысли, отличной от грубой и косной материи. Однако никакого более точного и определенного разъяснения понятия идеальности в трудах Гегеля мы не находим. Великий философ явно не смог выработать такие формы мысли, абстракции, которые позволили бы глубоко понять сущность идеального.

Дух - это самопознающая идея. "... Дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя" [51].

Дух с самого начала выступает как дух, но еще не знает себя как дух. Дух внутренне противоречив. "Обыкновенная логика ошибается поэтому, думая, что дух есть нечто, всецело исключающее из себя противоречие" (26).

Освободившись из природы, дух переходит из царства необходимости в царство свободы. Свобода при этом не есть нечто просто сущее в духе, "... но нечто такое, что еще только должно быть порождено его деятельностью" (26). "Субстанция духа есть свобода" (25).

Вводя понятие свободы как субстанции духа, Гегель совершает ошибку, закономерно следующую из его общего замысла логизации всего существующего. Субстанция, как ее определил Гегель в учении о сущности, есть "вся мощь накопленного содержания". Но свобода, в том изначальном общем смысле, в каком Гегель употребляет этот термин - "независимость от другого", может служить скорее "предикатом" субстанции, а не самой субстанцией.

Понятие свободы скорее формально, чем содержательно, что, впрочем, Гегель и сам отмечает (25).

Гегель делает свободу субстанцией духа потому, что он фактически не нашел реальную и действительную основу, которая определяла бы развитие конкретного содержания мира - природы, истории, мысли.

В трактовке духа мы встречаемся, далее, с весьма важным моментом гегелевского понимания логической идеи и ее развития. Гегель предупреждает, что происхождение духа из природы нельзя понимать в том смысле, будто природа есть нечто первое, изначальное, а дух - второе, "положенное" природой. "... Скорее наоборот, природа полагается духом, а дух есть абсолютно первое. В-себе-и-для-себя-сущий дух не голый результат природы, но поистине свой собственный результат; он сам порождает себя из тех предпосылок, которые он себе создает: из логической идеи и внешней природы, в одинаковой мере являясь истиной и той, и другой... " (23).

Логическая идея и природа, таким образом, не являются предшествующими духу, поскольку дух является истиной и той, и другой. Дух, или понятие, как истина всего существующего, по Гегелю, в сущности, в конечном счете никогда не возникает, а существует бесконечно, в "длящемся настоящем". Развитие логической идеи есть действие, деятельность духа, или понятия, которое само по себе вечно. Развитие у Гегеля - двойственный процесс, включающий два противоположных логических направления, которые в конце концов создают логический круг, существующий в бесконечном "длящемся настоящем".

Чистое бытие - предельно абстрактное определение понятия. Переходы от чистого бытия к наличному бытию, качеству, количе­ству и т.д. суть процесс усложнения, развития к понятию. В то же время эти переходы - результат действия понятия из "глубин" бытия, своего рода встречное, определяющее развитие. На ступени духа эти два встречных процесса приобретают высшую форму самопознания духа. Однако понятие, лежащее в основе этого двойственного процесса, никогда не возникало и только формально развертывается в виде "двухъярусного" процесса развития.

В философии Гегеля, таким образом, обнаруживается абсолют, который никогда не возникал и "не становился", а в сущности оставался одним и тем же, т.е. внутренне неподвижным. По сути дела этот абсолют совпадает с христианским богом как "неподвижным перводвигателем". Введя мощную идею диалектики, всеобщего развития, Гегель в конце кон­цов вернулся к древней идее Платона-Аристотеля о "неподвижном перводвигателе". Заметно, однако, что эти два взгляда - Гегеля и его предшественников — имеют существенное различие: Гегель пытается совместить представление о в конечном счете неподвижном, готовом понятии с мыслью о его непрерывном внутреннем движении, внутренней "жизни". Эта попытка представляет собой, по нашему мнению некоторый шаг вперед, однако проблемы соотношения развития и абсолюта, или развития всеобщего, не решает. Разработанный Гегелем тип интеллекта, обладающий мощным диалектическим зарядом, не смог преодолеть парадокса "неподвижного перводвигателя".

В сущности, стоявшую перед человеческим интеллектом фундаментальнейшую проблему можно сформулировать следующим образом: мир должен быть понят как бесконечный и определенный (т.е. имеющий сущность). Но как совместить, соединить определенность и развитие, определенность и возникновение, определенность и бесконечность? Если определенность мира возникает, то... из ничего, что сущая бессмыслица. Если из другой определенности, то тогда какова определенность мира в целом, ибо возникающие определенности должны быть формами некой абсолютной определенности? Если мир бесконечен, то он не может быть определенным, т.е. не может иметь никакой сущности, ибо определенность всегда есть некоторая ограниченность или конечность.

Мы еще вернемся к этой проблеме и Гегелевой попытке ее решения.

Дух в своем развитии проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Первые две ступени представляют собой конечный дух, последняя - бесконечный. Конечность духа -продукт деятельности самого духа. По существу своему дух есть идея в форме идеальности, т.е. отрицания конечности (36).

Ступени развития духа - ступени осознания духом самого себя. "Дух существенно есть только то, что он знает о себе самом" (33). "... Дух уже с самого начала есть дух, но он еще не знает того, что он есть именно дух" (33).

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 13.1. Понятие духа:

  1. 13.1. Понятие духа
  2. Право, как атрибут Духа
  3. Явление духа Кэти Кинг
  4. Ошибка отождествления мира и духа (абсолютный идеализм)
  5. Эпоха духа
  6. РЕАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО ДУХА
  7. СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ДУХА
  8. ОБРАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ – ВМЕШАТЕЛЬСТВО ДУХА
  9. § 3. Смерть в контексте философии бессознательного: трагизм духа в момент кончины
  10. B «Философии духа» Гегель пишет о том, что революция невозможна без смены, реформы религии
  11. 1. Падение западной римской империи – результат потери в обществе веры и духа
  12. Государство в форме конституционной монархии объявляется Гегелем высшим воплощением Мирового духа
  13. Право создал Господь Бог, мы имеем дело со священным явлением, проявлением Святого Духа.
  14. Зрительный образ в богопознании, будучи единством активности и пассивности, строит Я трансцендентной энергией духа.
  15. 7. Что такое экологическое сознание «Экологическая катастрофа совершается в сфере духа», – утверж-
  16. Непрерывающееся сознание, или бессмертие, на всех планах бытия достигается длительным процессом напитывания своего зерна духа высшими энергиями.