<<
>>

13.4. Абсолютный дух

Абсолютный дух - это в-себе и для-себя сущее, единство понятия духа и его реальности, абсолютная истина. В абсолютном духе дух приходит к осознанию самого себя, т.е. к абсолютной истине.

Абсолютный дух, в отличие от субъективного и объективного, бесконечен.

В своем развитии как самопознании абсолютный дух проходит три ступени, которые Гегель различает так, как различаются ступени человеческого познания - созерцание, представление, понятие.

Первой ступенью осознания духа самим себя является искусство, в котором дух созерцает себя, в полной свободе, как прекрасное.

Вторая ступень составлена религией, в которой дух благоговейно представляет себя.

В философии, высшей ступени самопознания духа, дух выступает как мыслящий себя в понятии.

Философия духа включает поэтому философию искусства, или эстетику, философию религии и философию истории философии.

13.4.1. Искусство

Наиболее полно философия искусства была изложена Гегелем в "Лекциях по эстетике".

Искусство есть непосредственное знание духом самого себя.

Оно распадается на произведение, имеющее характер внешнего, наличного бытия, субъект, его производящий, и субъект, созерцающий произведение.

Искусство пользуется природными формами, высшей из которых является форма человека.

Прекрасное, по Гегелю, - это не сама чувственная реальность, а заложенная в ней логическая идея, или бог. Искусство формулирует идеал прекрасного, который есть действительность, оформленная в соответствии со своим понятием. Прекрасное - это чувственное проявление идеи, т.е. абсолютного, бога. Цель искусства - примирение человека с действительностью.

В зависимости от развития идеала Гегель различает ступени развития или формы искусства - символическое, классическое и романтическое.

Символическое искусство - искусство Древнего Востока.

В нем единичный предмет служит средством выражения бога, или абсолютного, выступает в качестве символа. Центральное место в искусстве этого периода занимает архитектура, которая воспроизводит дом бога.

Классическое искусство - искусство Древней Греции и Рима. В нем достигается единство формы и содержания. Содержанием искусства выступает идея, бог, а формой - человек и его красота. Поскольку человек - подобие бога, в классическом искусстве его содержание - бог - получает более явное выражение. Главное место в классическом искусстве занимает скульптура, воспроизводящая бога в формах человека. В классическом искусстве полное выражение получает человеческая индивидуальность ("прекрасная индивидуальность").

Классическое искусство создает наивысший идеал красоты. Большей красоты не было и не будет. Лучшие, наиболее гармоничные произведения искусства поэтому в прошлом, а не в настоящем или будущем.

В романтическом искусстве дух возвращается к себе. В искусстве этого периода получает выражение не внешняя, как в классическом, а внутренняя или духовная красота. Основная тема искусства теперь имеет религиозный характер. Первым и важнейшим предметом романтического искусства служит "искупительная история Христа".

Центральное место в романтическом искусстве занимает музыка и поэзия, в которых, в отличие от архитектуры и скульптуры, отсутствует пространственное и на первый план выходит духовное. Если темою символического искусства служит дом божий, классического - бог в его телесной человеческой форме, то темою романтического искусства выступает община, внутренний мир которой взволнован и охвачен идею бога.

Безусловно, сильной стороной Гегелевой эстетики является то, что искусство рассматривается как познание бесконечного мира, в его отношении к бесконечному миру. На ступени искусства бесконечный мир воспринимается, переживается как прекрасный. Это весьма глубокая идея, которая, как нам представляется, оказалась не под силу эстетике XX в.

Прекрасное может быть понято только как осознание бесконечного в его конечных формах человеком, который занимает весьма существенное место в бесконечном, не является чисто случайным эпизодом в бесконечном мире, "свечой на ветру".

Однако в трактовке искусства начинает весьма явственно выражаться крупный недостаток Гегелева понимания развития, поскольку высшие достижения искусства оказываются для него в прошлом. Печать конечности начинает проступать.

13.4.2. Религия

Развернутое изложение философии религии дано Гегелем в "Лекциях по философии религии".

Религия представляет собой более высокую ступень осознания духом самого себя. Дух для самого себя теперь предстает как бог, а религия - как религия откровения, "в которой источником откровения является бог" [58]. Бог - осознание духом самого себя в форме чувства, представления и рассудка. Философия, таким образом, стоит выше религии, хотя Гегель усиленно подчеркивает их единство и тождество. Религия существует для всех людей, философия - для мыслящего разума.

В противоположность Канту, убедительно опровергавшему доказательства бытия бога, Гегель считает эти доказательства действительными, включая так называемое онтологическое доказательство, которое представляет собой явную тавтологию. В конечном счете, "на дне" Гегелевой мотивировки действительности этих доказательств мы обнаруживаем тот же логический туман и предвзятость, которые связаны с исходной позицией гегельянской философии - понятием абсолютной логической идеи, вводимой без каких-либо явственных и логически чистых доказательств. В гегелевском анализе доказательств бытия бога мы встречаемся с ярким вариантом "грезящей философии".

Гегель подгоняет свою философию религии под христианскую догматику. Особое место в этом занимает его интерпретация Троицы на основе открытого им закона отрицания отрицания. С его точки зрения, бог-отец - идея в ее всеобщности, бог-сын - в форме явления, а святой дух - идея, проявляющаяся в деятельности религиозной общины.

Трактовка религии, данная с позиций логической концепции философа, так же оказывается своеобразной прикладной логикой. При этом логическая концепция не всегда удобна для выражения христианской догматики. Не случайно в философии религии Гегель вообще обходит весьма важный религиозный догмат о бессмертии души, о загробной жизни. Они, очевидно, оказываются логически "трудно выполнимыми".

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 13.4. Абсолютный дух:

  1. 13.4. Абсолютный дух
  2. ВОПРОС: Полагаете ли вы возможной вариативность абсолютной политической власти? Если да, то мы можем сказать, что абсолютная власть Запада и абсолютная власть исламского общества - разные?
  3. 13.2. Субъективный дух
  4. 13.2. Субъективный дух
  5. 3. «Дух» и «душа»
  6. Дух
  7. 2. Дух и душа
  8. 13.3. Объективный дух
  9. 13.3. Объективный дух
  10. Аспекты души: дух, ум и воля
  11. «Дух права»
  12. ЗЛОИ ДУХ