<<
>>

8.2.3. Структура логики

Наука логики распадается на три части:

I. Учение о бытии.

II. Учение о сущности.

III. Учение о понятии.

Эти части представляют собой учение о мысли: I. В ее непосредственности - о понятии в себе; II.

В ее рефлексии и опосредствованны - о для-себя-бытии и видимости понятия; III. В ее возвращении в самое себя и ее развитом у-себя-бытии - о понятии в себе и для себя. Смысл учения заключается в том, что мир есть развивающееся логически понятие: первоначально оно выступает в своем наиболее простом виде, в его непосредственности - в бытии, которое есть "понятие в себе", т.е. неразвернутое понятие; сущность, как более высокая ступень развития и выявления понятия, характеризуется опосредованностью и внутренним отражением (рефлексией); в собственно понятии оно выступает в своем полностью развернутом виде, т.е. в себе, или у-себя, и для-себя.

Все, что развивается, должно развиваться из чего-нибудь и для чего-нибудь. Поэтому проблема развития предполагает три вопроса: что, из чего и для чего.

Три ступени или определения науки логики представляют собой ответы на эти вопросы. Бытие - что развивается, сущность - из чего развивается, понятие - для чего развивается. Развитие, согласно Гегелю, имеет, таким образом, свою цель. "Сила", которая движет миром, т.е. мыслью, - это стремление к истине, кото­рой является понятие мира.

В членении логики на три части Гегель использовал уже традиционное, открытое еще античной философией, деление мира на явление и сущность. Бытие по сути дела выступает у него как аналог явления. Однако Гегель далее вводит своего рода сверхсущность - понятие, которое лежит глубже, чем сущность, в недрах бытия, которое оно определяет. Понятие, в соответствии с принятой Гегелем исходной концепцией идеи, выступает как истина бытия и сущности. Последние, таким образом, оказываются у него неистинными: бытие неистинно потому, что оно непосредственно, а сущность - поскольку опосредствована. Понятие как истина выступает в качестве высшего синтеза, в котором "в снятом виде" содержатся бытие и сущность. Смысл логической идеи, мировой мысли - движение к истине. Различение бытия, сущности и понятия Гегель вводит как предваряющее последующее изложение логики, т.е. без обоснования, доказательств, которые, как он утверждает, будут получены самим ходом рассмотрения мысли.

Членение логики целиком построено на предварительно введенном понимании диалектического развития как саморазвития мысли из самой себя через свое собственное определение (непосред­ственное), отрицание (опосредствованное) и отрицание отрицания (синтез).

Логика Гегеля делится также на объективную логику (учение о бытии и сущности) и субъективную логику (учение о понятии).

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 8.2.3. Структура логики:

  1. 8.2.3. Структура логики
  2. Томас Кун. Логика и методология науки. Структура научных революций.1969, 1969
  3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
  4. 1. ЛОГИКА
  5. 8. РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКА
  6. 6. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИКИ
  7. 7. МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА
  8. 8.2. Концепция логики
  9. 8.2. Концепция логики
  10. Субъективная логика диалектического противоречия
  11. Нестандартные логики.