<<
>>

8.2.4. Проблема начала

Изложению учения о бытии в "Большой логике" Гегель предпосылает проблему начала ("С чего следует начинать науку?"). Этот фрагмент гегелевской философии представляет большой интерес и обладает немалой эвристической ценностью для понимания природы интеллекта.

Постановка проблемы начала характерна только для достаточно развитой науки, предмет, структура и метод построения которой становятся для нее специальным предметом исследования. Такая саморефлексия даже в конце XX в. присуща далеко не всем отраслям науки. Самой постановкой и осмыслением проблемы начала философия Гегеля, стремящаяся к научности, во многом опередила конкретные науки. Ее эвристический потенциал в заметной степени остается еще не реализованным современной наукой. Заложенный в философии великого мыслителя интеллектуальный потенциал не утратил своего значения и в настоящее время, накануне XXI столетия.

Проблема начала возникает в науке тогда, когда последняя готова представить себя в виде хорошо разработанной и осмысленной целостной системы.

Проблема начала - весьма существенный элемент теории. Проблема начала затрагивает как основное содержание и фундаментальные идеи науки, познания в целом, так и язык науки.

Проблема начала формулируется Гегелем как проблема начала науки. Однако, поскольку наука логики рассматривается им как изложение объективной логики развития мысли, логики развития объективного мышления, начало понимается Гегелем как объективное логическое начало мирового мышления, абсолютной логической идеи. Так как одним из определений объективной логической идеи, или абсолюта, является понятие бога, начало должно выступать как начало бога. Однако философ от такого прямого вывода уклоняется, рассматривая начало только как начало познания бога.

Итак, Гегель вводит представление о начале мирового разума, логическом начале мирового мышления, абсолютной идеи.

В этом представлении заложены, скажем точнее - начинаются, сильные и слабые стороны философии Гегеля.

В проблеме начала заключена дилемма: начало системы может быть либо непосредственным, т.е. собственно началом, либо опосредствованным, т.е. фактически не быть началом. Если начало непосредственно, т.е. ему не предшествовал выбор и обоснование, то оно случайно и из него не может возникнуть что-либо существенное, хорошо построенная целостная система (из случайного может возникнуть только случайное). Следовательно, случайное начало не может быть началом системы. Но тогда начало должно быть обоснованным и, следовательно, оказывается уже не началом. Более того, путь обоснования, отбора начала, как было показано еще скептиками, уводит в бесконечность. Дилемма начала была признана поэтому скептиками неразрешимой. Ничто не может быть начато: ни в объективном мире, ни в человеческом мышлении.

Невозможность начала чего-либо - одно из выражений метафизики как представления об абсолютно неподвижном мире. Первый шаг, который делает Гегель в решении проблемы начала, заключается в утверждении, что все в мире является единством непосредственного и опосредованного: "... нет ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы в такой же мере непосредственность, в какой и опосредствование, так что эти два определения оказываются нераздельными и неразделимыми, а указанная противоположность между ними - чем-то ничтожным" [43]. Следующий шаг, который Гегель явственно не формулирует и не обосновывает, заключается в безусловном признании того, что начало должно быть. Идея развития выступает у Гегеля скрытым безусловным основанием его хода мысли. Система логики, т.е. объективная логика и ее теоретическое изложение должны иметь начало, так как они не могут быть чем-то раз навсегда данным и заданным. Это начало - логическое начало. Оно должно быть предельно простым, абстрактным и всеобщим.

Таким началом логики оказывается чистое знание, которое есть чистое бытие, бытие "без всякого дальнейшего определения".

Понятие чистого бытия имеет в философии Гегеля опосредствованный характер, поскольку оно выведено ранее в его "Феноменологии духа" как итог движения от непосредственного сознания к высшему знанию, к понятию науки как чистому знанию. Однако в логике чистое знание как чистое бытие выступает в качестве абсолютного начала, которому в логике ничто не предшествует.

Чистое бытие у Гегеля - это мысль и как знание, и как воление и хотение. Чистое бытие - начало логики, но начало не исчезает в последующем развертывании мысли. Каждый дальнейший шаг мыс­ли - это его, бытия, "дальнейшее определение". "Таким образом, начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям" [44].

Почему нельзя начать логику " прямо с сути ", например, с понятия бога, - спрашивает Гегель. Но тогда" суть" оказывается этим пустым бытием, "ибо что такое суть, это должно выясниться именно только в ходе самой науки и не может предполагаться известным до нее" [45].

Гегелева концепция начала содержит ряд блестящих диалектических моментов и представляет собой в целом вариант весьма интересного интеллектуального построения, основанного на диалектической идее развития. Однако многое из того, что утверждается философом относительно начала науки, приобретает совершенно иной смысл, если учесть, что Гегель считает начало науки логики тождественным объективному началу, началу объективного мирового мышления. Вводя понятие о таком начале, философ вступает в противоречие с понятием бесконечности, признание которой полагает, как нами уже неоднократно подмечено, коренным условием построения действительно научной философии. Признанием начала Гегель заложил мину под свою философию, ввел некий дремлющий до поры до времени критический момент своей философии.

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 8.2.4. Проблема начала:

  1. «Проблема Чечни с самого начала была проблемой национально-государственной воли
  2. 8.2.4. Проблема начала
  3. Новационный подход к проблеме Начала Мира
  4. § 6. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития
  5. § 2. ОТНОШЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВОРЯНСТВА К ПРОБЛЕМЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ.
  6. § 3. ОТНОШЕНИЕ КОНСЕРВАТИВНООРИЕНТИРОВАННОГО ДВОРЯНСТВА К ПРОБЛЕМЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ.
  7. ГЛАВА IV. ОБЩЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ.
  8. ГЛАВА I. ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ.
  9. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  10. ХХ век: проблема человека как проблема эпохи
  11. 3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)
  12. Основные начала гражданского права -
  13. 6.4.2. Приемы эффективного начала беседы