«АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА»
В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком,
его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» – раз-
вития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспе-
чения здорового образа жизни, нормального психического развития.
Глобальные проблемы в системе «индивид – общество» отражают раз-
ные стороны ситуации, когда гигантские темпы научно-технического про-
гресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек про-
сто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум. Известный
философ М. Мамардашвили, характеризуя современную ситуацию, употре-
блял выражение «антропологическая катастрофа». Он имел в виду, что за
всеми нашими бедами, локальными и глобальными, стоит кризис человека,
его духа. Торжество современной цивилизации выступает как торжество
бездуховности. Цивилизация со всеми ее материальными взлетами вдруг
обнаруживает себя как лишенная надежных духовных основ. Она не уве-
рена в своем будущем, с опаской оценивает настоящее и путается в
осмыслении прошлого.
Таким образом, одной из главных причин кризиса, постигшего человече-
скую духовность, является утрата путеводных идей. Таких идей, которые
могли бы связать воедино человеческую реальность, помочь оценить уроки
прошлого, определить смыслы происходящего и очертить контуры будуще-
го. В прошлом такие идеи были. Например, идея социализма – общества
социальной справедливости. Или идея научно-технологическая, воспевшая
экономическую эффективность. Но эти идеи не выдержали испытания вре-
менем. А новые, яркие, объединяющие идеи, возможно только начинают
зарождаться и ясно обнаружатся лишь в новом столетии.
Для понимания современных процессов можно провести такое разли-
чение: под цивилизацией понимать всю совокупную деятельность челове-
ка, направленную на удовлетворение его материальных и духовных (в са-
мом широком
смысле этого слова) потребностей и ее результаты, включая
научно-техническое развитие, а под культурой ту часть цивилизации,
которая
направлена на удовлетворение только
и исключительно духовных потребно-
50
стей человека.
Историческикультура формировалась и развивалась в русле
религиозного
(или околорелигиозного) миропонимания, ориентированного
на веру в объективное бытие высшей духовной реальности (богов, духов,
Первоединого, Бога, Абсолюта и т.п. — некоего Великого Другого, по вы-
ражению В.В. Бычкова (1)), оказывающей воздействие на возникновение,
развитие, существование жизни, в том числе и человеческой. Соответственно
культура ориентирована на создание, развитие,
поддержание любой твор-
ческой деятельности, духовно просветляющей и преображающей жизнь
человека и человечества.
Процесс расшатывания культуры начался уже где-
то с XVI в. и активно прогрессировал в Новое время не без влияния научно-
технического прогресса. В XX в. он превратился во взрывоподобный слом
культуры, начался
период пост-культуры. Главной
и характерной чертой этого
периода является
внутренний отказ большей части человечества западного
ареала от признания объективно существующей высшей духовной реальности
— Великого Другого.
Пост-культура — современное состояние той лавинообразно расширяющейся
сферы цивилизации, которая создается поколением
людей, со-
знательно отказавшихся от признания бытия какого-либо иного духовного
начала, кроме только и исключительно, человеческого. Пост-культура — это
творение «одномерного человека», как четко охарактеризовал человека инду-
стриальной цивилизации немецко-американский философ Герберт Маркузе. В
социальном плане — это «культура нулевого цикла» (понятие Маркузе), ограни-
чивающаяся прагматически оптимальным
минимумом знаний, навыков, спосо-
бов коммуникации, помогающим укрепиться человеку в своей узкой социально-
профессиональной
нише внутри индустриального мира. Ни о каком «полете
духа» к какому-то мифическому Универсуму в случае «одномерного человека»
не может быть и речи. Поэтому в пост-культуре отпадает потребность во многих
традиционных посредниках
(прежде всего эстетических) между земным человеком
и чем-то сверхземным, нематериальным. Она вся здесь и сейчас — на
земле, в гуще техногенной цивилизации и ничего
кроме этой «земли» не знает
и знать не желает.
Таковы правилацивилизационной игры, сформировавшей-
ся на протяжении XX в. и фактически заменившей культуру.
Такое изменение мировоззренческой установки обернулось к середине XX в.
радикальными изменениями человеческого бытия, сознания,
мыслительных па-
радигм, образа жизни и творческих принципов.
Более того — косвенно способ-
51
ствовало приближению человечества
к грани самоуничтожения. Если над нами
нет никакой высшей законодательной, руководящей, сдерживающей, карающей,
наконец, силы, если все в наших руках, то нам все дозволено (провозгласил еще
Ницше): куда хочу, туда и ворочу, — внутренняя
установка пост-культуры. Рас-
ставание с ориентацией на высшую духовность обернулось прагматизацией,
утилитаризацией, уплощением сознания.
Соответственно изменилось отношение к сфере вещей. В обстановке
массового производства и в отсутствие реалий более высокого порядка
вещи вырвались на первый план и «загромоздили пути воображения» со-
временного человечества. Жадные люди были всегда, но «вещизм», «по-
требительство», превознесение материальных благ и связанного с ними
комфорта — это черта нашего времени. Современный озабоченный собой
индивид хочет много и хорошо потреблять. Само по себе это было бы
неплохо, если бы не сделалось самоцелью, единственным неисчерпаемым
желанием современного «среднего человека». Но тот, кто «зациклен» на
потреблении, не в состоянии отдавать, дарить, делиться ни внешним, ни
внутренним достоянием.
Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных,
но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью
не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как
виду. Вот они:
1. Перенаселенность земли, вынуждающая каждого из нас защищать-
ся от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них подчас
«нечеловеческими» способами. Следствием скученности индивидов на
малом пространстве также является агрессивность.
2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только раз-
рушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убиваю-
щее в самом человеке всякое благоговение перед красотой природы.
3. В се ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми ко
всем подлинным ценностям и не оставляющее им времени для подлинно
человеческой деятельности – мышления.
4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнежен-
ности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетер-
пимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым,
исчезает способность человека переживать радость, которая дается
52
лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны
страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, пре-
вращаясь в «незаметную зыбь невыносимой скуки».
5. Генетическая деградация. Проблема уничтожения в настоящем виде
человеческой телесности тоже относится к числу глобальных.
6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается крайняя точка, за
которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания
со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому мо-
лодежь обращается со старшими, как с чуждой этнической группой. Причина
этого – в недостаточном контакте между детьми и взрослыми.
7. В озрастающая унификация человечества. Увеличивается число людей,
принадлежащих к одной и той же культурной группе, усовершенствуются
технические средства воздействия на общественное мнение, что приводит к
невиданной унификации взглядов. Внушающее воздействие доктрины возрас-
тает вместе с увеличение числа последователей. Например, люди, сознатель-
но уклоняющиеся от воздействия телевидения, чаще всего рассматриваются
как патологические субъекты. Уничтожение индивидуальности приветствуется
теми, кто хотел бы манипулировать большими массами людей.
8. В осьмым, по выражению К. Лоренца, смертным грехом человече-
ства он считает неослабевающую ядерную угрозу (3; С. 40-42, 51-52).
К этому добавим еще некоторые процессы современного мира.
Еще по теме «АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА»:
- «Антропологическая» школа в криминологии
- 4 Антропологический материализм Л. Ф. Л. Фейербаха
- Биологическое (антропологическое) направление криминологии
- Биологическое (антропологическое) направление криминологии
- 8.5 Антропологический материализм Л. Фейербаха
- 5. Современные антропологические теории
- Некоторые особенности антропологического материализма Лаврова
- В ожидании катастрофы
- 2.2. Психолого-антропологические исследования особенностей стрессовых реакций
- АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП. БЫТ И НРАВЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ КАТАСТРОФАХ.
- Гл. 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИИ МАТЕРИАЛИЗМ - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗМА П. Л. ЛАВРОВА
- Правомерность точки зрения Богатова на характер антропологического материализма Лаврова не вызывает сомнения.
- КАТАСТРОФА
- ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ КАТАСТРОФАХ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ.
- ПСИХИАТРИЯ КАТАСТРОФ
- А.Г.Калинин, М.Ф.Лукманов, И.А.Поливаный, П.И.Сидоров. // Руководство по медицине катастроф. 1999, 1999
- 2.2.8. Аварии и катастрофы. Способы защиты, правила поведения и действия