<<
>>

Бытие не определяет состояние и направленность развития психики и психических процессов.

Наоборот, психика в своем конструктивном совершенстве формирует направленность и степень активности взаимодействия сознания с внешним материальным миром. Когда актуализация глобального целеопределения достаточно высока, то вся жизненная активность субъекта, вся его деятельность подчинены достижению поставленной цели.

Жизнь для субъекта приобретает четко определенный смысл. Из всего объема информации он выбирает и подбирает себе только ту, которая соответ­ствует его глобальной целеопределенности и облегчает достижение поставленных частных целей. В результате подобной избирательной активности деятельность обретает наиболее конструктивные и позитивные формы. Человек не отвлекается на решение второстепенных задач. Его умственная и физическая работа сконцентрированы на решении вопросов, актуализированных глобальным или частным целеопределением.

в) И последний фактор, характеризующий саморазвитие психики, заключается в высокоразвитой активной сущности субъекта, в его темпераменте. Темперамент — это характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Я не склонен считать, что активная сущность субъекта — это природный дар. При детальном рассмотрении этого вопроса мы вновь сталкиваемся с плоскостью молекулярно-генетического уровня, а именно формирования наследственных программ. Флегматики, холерики, меланхолики, сангвиники — все они корнями уходят в биологическое начало организма, в развитие его молекулярно-генетического уровня. Именно полноценность формирования наследственных программ, их развития определяет один из четырех основных типов темперамента, степень активной сущности субъекта. В этом случае зависимость развития психики от биологических корней — прямая и бесспорная. Насколько полноценно сформируются наследственные программы, настолько высокой окажется активность субъекта в осуществлении бессознательной и сознательной деятельности.

Но лишь полноценного формирования наследственных программ мало, ведь именно социальная среда обеспечивает условия для гармоничного развития таких программ. Активный образ жизни, правильное питание и некоторые другие факторы (о которых мы говорили) в своем последовательном и непрерывном влиянии гарантируют высокий жизненный тонус, здоровый образ жизни и постоянно высокий уровень активности организма. Иначе говоря, в результате всех этих мероприятий происходит полноценное развитие биологической сущности организма. Развитие сознания, психической сущности также обеспечивается за счет систематических непрерывных тренировок.

Но направление этих тренировок иное. Оно затрагивает работу энергетического цикла сознания, развитие механизмов, обеспечивающих сознательную деятельность. Эти тренировки выражаются в том, что человек должен систематически заставлять себя думать, анализировать свое поведение, итоги прожитого дня, недели, месяца, года. Мозг надо тренировать, дисциплинировать, приучать к аналитической работе. Сама по себе сознательная деятельность не прогнозируется наследственными программами, не передается по наследству. Это продукт влияния общественных отношений, но в гораздо большей степени — результат само-воспитания и само-развития.

Высокий показатель активной сущности психики заложен не только в полноценном формировании и развитии наследственных программ, но и в ежедневных тренировках, целенаправленном труде, использующем исторический опыт прошлого и современную материальную и информационную базу. Систематически тренируя память, используя богатейший материал различных отраслей наук, сознательно активируя генерирующую сущность ретикулярной формации, через чтение и общение развивая словарный запас (от которого напрямую зависят кодирующие и декодирующие возможности мозга), человек тем самым сознательно и целенаправленно развивает нейронные объединения энергетического цикла сознания. Чем регулярнее и последовательнее проводятся тренировки нейронных объединений больших полушарий, тем выше склонность мозга к сознательной деятельности, тем продуктивней и конструктивней работа мышления и тем соответственно позитивнее и значимее по своей сущности конечные результаты проводимой сознательной деятельности.

Гармоничное развитие психики и биологических возможностей организма невозможно рассматривать, пренебрегая направленностью сложившихся общественных отношений. Фактор благоприятствия социальной среды полноценному развитию личности очень важен по своей сущности. Не во всякой социальной среде возможно полноценное формирование и развитие личности. Если в социальной среде преобладают ограничивающие свободное развитие человека условия существования (диктаторский режим, деструктивность, расовая, национальная, религиозная и т. п. дискриминация), низкий уровень материального обеспечения (уровень жизни таков, что человек голодает, у него актуализированы естественные потребности в еде и т. п.), то ни о каком полно­ценном развитии психики и биологического начала организма не может идти и речи. Формирование и развитие психики людей в таких условиях происходит не за счет внутренних наклонностей, направленности наследственных программ, а под деструктивным влиянием внешней социальной среды, искаженного повседневного образа жизни.

История цивилизации богата примерами, когда даже в современный период при стечении ряда обстоятельств под давлением негативной внешней материальной среды человек не эволюционировал как сознательная личность, а регрессировал, опускался вниз. В качестве примера можно привести ситуацию недалекого прошлого Южно-Африканской Республики, когда подавляющее меньшинство белых людей расово подавляло, угнетало и эксплуатировало большинство чернокожего населения. Наблюдалась типичная картина рабовладельческого общества с небольшими дополнениями современности. На заре третьего тысячелетия просматривались события архаичного прошлого, которые указывали на наглядную деградацию (вырождение) изолированного общества. Из-за деструктивной и аномальной социальной среды, а соответственно — и повседневного образа жизни, люди не могут претендовать на высокую степень сознательной деятельности, так как совершенствование сознательной деятельности не только детерминируется наличием соответствующих экзистенциональных факторов, но и предполагает достаточно высокий уровень производственно-экономических отношений, материально-технической базы общества.

Гармоничное развитие психики и биологических возможностей организма реализуемо только тогда, когда на повестке дня не стоят вопросы таких насущных потребностей организма, как потребности в еде, одежде, тепле, крыше над головой. Сегодня человек может полноценно работать над совершенствованием психики только тогда, когда у него есть дом, современное средство передвижения, разработанное по последнему слову техники электрооборудование, необходимая для творческой работы компьютерная техника, т. е. когда у него есть соответствующая материально-техническая база. И вот когда этот комплекс материально-технического обеспечения дополняет полноценно сформированный в ходе влияния социальной среды и саморазвития внутренний мир субъекта, только в этом случае развитию внутренних программ ничего не мешает. Все преграды устранены. Последнее слово остается за самим субъектом.

Любой, даже незначительный раздражитель, вызванный несоответствием материально-технической базы субъекта с уже существующей и всеми признанной в повседневном образе жизни материально-технической базой провоцирует чувство дискомфорта и отвлекает от планомерного достижения глобальной цели. В этой связи особо отметим, что для Человека Эмоционального материально-техническое обеспечение играет очень важную роль. На уровне Человека Эмоционального принято даже самовыражать свое внутреннее “Я” через достижение различных степеней материально-технического обеспечения, посвящать свою жизнь достижению меркантильных целей. Человек Эмоциональный в большинстве своем посвящает отведенную ему жизненную активность не разрешению масштабных творческих целей, а достижению ни к чему не обязывающих и практически не выражающих внутреннюю сущность субъекта степеней материально-технического обеспечения. И подобное положение обусловлено уровнем развития Человека Эмоционального.

Резюмируя рассмотрение первого аспекта накопительной функции человеческой жизни, заключающегося в гармоничном развитии психики и биологических возможностей организма, скажем следующее.

Первое: гармоничное развитие биологического и психического начала организма до периода зрелости зависит от целенаправленного и полноценного влияния социальной среды, осуществляемого через процессы воспитания и обучения. Второе: начиная с подросткового периода и в дальнейшем все больший акцент делается на самостоятельную работу субъекта по разви­тию свойств его биологического и психического начала. Третье: гармоничное развитие психики — это главным образом полноценное развитие нейронных объединений уровня сознания — внутреннего абстрактного образа, ретикулярной формации, памя­ти, волевого механизма и речевых центров. Четвертое: гармоничное развитие биологического начала организма обеспечивается систематическими физическими тренировками, правильным питанием и здоровым образом жизни, исключающим вредные для организма привычки (курение, наркотики, алкоголь и т. п.). Пятое: для того, чтобы вести речь о гармоничном развитии психики и организма в целом, нужно создать соответствующие социальные условия, высокоразвитую материально-техническую базу, гарантирующую перманентное развитие субъекта.

2. Вторым аспектом накопительной составляющей развития сущности человека является совершенствование внешней деятельности людей. Это поднаправление накопительной составляющей сущности человека практически полностью зависит от полноценности формирования и развития биологического и психического начала.

В своей совокупности конечные результаты активности психики, материализованные через деятельность, представляют собой достояние человечества. Каждый отдельно взятый промежуток времени (секунда, минута, час и т. д.) характеризуется конечным вкладом многомиллиардного человеческого сообщества в эту копилку достояния цивилизации. В результате происходит накопление продуктов человеческой деятельности, ценность которых заключается не только в форме и содержании, но и в их энергетической ем­кости.

Дело в том, что любой конечный продукт человеческой деятельности имеет энергетическое значение.

Для системы разумного вещества законы термодинамики так же актуальны и всесильны, как и для любого предшествующего состояния материи. Жизненная активность человека, его внутренний энергетический потенциал не растворяются в пространстве, а воплощаются через деятельность в конечном результате труда. Творческий потенциал психики материализуется в определенную форму, ценность которой заключается в двух величинах: содержательной основе и энергетическом потенциале. Чем больше внутренней энергии человек вложил в свой труд, тем ценнее и значимее этот труд на весах истории.

В свою очередь, материализованный энергетический потенциал отдельно взятого человека суммируется с аналогичными проявлениями творческого потенциала других людей и образует суммарный энергетический потенциал накопления цивилизации, который по своей сущности является движущей силой эволюции системы разумного вещества. Если с этой точки зрения посмотреть на историю человеческого общества, то можно заключить следующее: чем выше энергетический потенциал конечного продукта деятельности отдельно взятого человека, тем весомее значение суммарного потенциала накопления, тем, соответственно, выше темпы эволюции системы разумного вещества. Чем больше представителей человеческого общества будут реализовывать внутренние свойства своей психики в достижении той или иной цели, тем весомее окажутся достижения в этой области.

В этой связи нам необходимо рассмотреть роль и значение сознательной деятельности, направленной на достижение глобальных и частных целей, так как именно от этого значительно зависит второе поднаправление накопительной составляющей развития сущности человека, связанное с организацией непосредственно самой деятельности субъектом.

Роль и значение сознательной деятельности наглядно просматривается в истории развития цивилизации. Чем выше уровень созна­­тельной деятельности, тем выше степень совершенства человека и­ общества в целом. Собственно, непосредственно о сознательной деятельности мы можем говорить только с наступления стадии Человека Эмоционального, когда на основе высокоразвитых нейронных объединений подсознания произошло формирование, а впоследствии и развитие нейронного комплекса сознания.

Сознательная деятельность — это прежде всего целенаправленная работа высших структур мозга с информационной средой. Здесь речь идет не о рефлекторном, а о корреляционном взаимодействии психики с материальным миром. Если рефлекторное взаимодействие привязывает работу психики к состоянию внешней материальной среды, так как зависит от наличия внешнего стимула, то при сознательной деятельности такая зависимость исчезает. В работе психики преобладают внутренние стимулы-раздражители, которые осуществляют работу преимущественно с внутренней информационной базой, с информацией в нейронных объединениях памяти. Таким образом, при сознательной деятельности психика взаимодействует с материальной средой по собственному сценарию, пребывая в состоянии практически полной независимости от последней.

При рассмотрении полноценности сознательной деятельности к ней предъявляют следующие требования:

а) систематичность;

б) устойчивость информационной базы;

в) склонность к восполнению информационной базы и ее прогрессивной реорганизации;

г) логическая последовательность умозаключений;

д) целенаправленность: четкая ориентация на достижение глобальной и частных целей.

Вкратце рассмотрим их.

а) Использование возможностей сознания от случая к случаю — это признак хаотичной деятельности субъекта, его внутренней неорганизованности и непоследовательности. Систематичность сознательной деятельности дисциплинирует мозг, направляет и стимулирует работу психики.

б) Устойчивость информационной базы очень сильно влияет на полноценность сознательной деятельности. Внутренняя информационная база занимает очень важное место в работе сознания и психики в целом. Именно здесь в ходе систематической работы сознания формируются устойчивые связи, которые позволяют ему осуществлять целенаправленную деятельность.

Формируя у подрастающего поколения устойчивость информационной базы, общество тем самым защищает себя от серьезных деструктивных проявлений, связанных с неконтролируемым и непоследовательным поведением нового поколения. Самое страшное происходит тогда, когда новое поколение, не соизмерив своих сил и возможностей, пытается разрушить старые устои и на их месте воздвигнуть новые. Это так называемые революции, одной из причин возникновения которых является отсутствие устойчивости внутренней информационной базы.

в) Пополнение информационной базы и ее прогрессивная реорганизация очень важны для наращивания качества сознания. Качество сознательной деятельности тем выше, чем больший объем условной и ассоциативной информации в ней задействован. Поэтому пополнение качественно новой информацией нейронных объединений сознания, построение новых устойчивых связей между нейронами – это крайне важный процесс.

Совершенство психической деятельности обусловливается полнотой взаимодействия всех блоков внутренней информационной среды. В процессе этого взаимодействия создается новая ассоциативная информация. Наиболее качественное пополнение информации происходит в ходе сознательной деятельности, когда информация усваивается нейронными объединениями долговременной памяти и внутреннего абстрактного образа. Поэтому так важно актуализировать в субъекте постоянную сознательную деятельность.

г) Важным требованием, предъявляемым к сознательной деяте­льности, является четкая логическая последовательность умозаключений. Необходимо постоянно стремиться, чтобы сознательная деятельность протекала в русле исключительной объективности и непредвзятости. В основании принятых решений должна лежать бесспорная истина, опирающаяся на фундаментальные законы. Последовательность умозаключений обеспечивает преемственность деятельности и, соответственно, более высокую ее продуктивность. Последовательность умозаключений позволяет прогнозировать развитие. Чем четче будет логическая последовательность умозаклю­чений, тем более прогнозируемой становится деятельность, тем меньше вероятность ошибок и непредсказуемых, негативных последствий.

д) Перечисленный комплекс требований, предъявляемых к сознательной деятельности, замыкает четкая ориентация на достижение глобальной и частных целей. Сознательная деятельность должна иметь четкую предопределенность и опираться на актуализированную глобальную цель и реальные частные цели. Не имея четко обусловленной направленности, сознательная деятельность теряет свою продуктивность. Мало того, результаты сознательной деятельности перестают иметь преимущественно прогрессивную направленность. Любая бесконтрольная (т. е. не оговоренная определенными правилами) деятельность несет в себе существенный элемент деструктивности. Целенаправленность и контроль являются теми необходимыми требованиями, которые исключают или, по крайней мере, ограничивают деструктивные проявления, тем самым дисциплинируют психику, повышая продуктивность деятельности.

Глобальные и частные цели формируются в период юности, во время формирования и развития уровня сознания. Как правило, они актуальны до последних дней жизни человека. Сознательная деятельность неотделима от глобальных и частных целей потому, что суть сознательной деятельности как раз и заключается в подборе и работе с информацией, предназначенной для воплощения в планируемой субъектом деятельности. Без целеопределения сознательная деятельность не имеет логического смысла.

Глобальная и частные цели формируют направленность сознательной активности субъекта. Мало того, они стимулируют сознательную деятельность, повышая продуктивность работы мозга. Одно дело, когда субъект просто бесцельно размышляет, осуществляет непродуктивную творческую деятельность, другое дело, когда вся мощь сознания направлена на достижение определенного конечного результата, когда субъект осуществляет целенаправленную творческую деятельность. В первом случае коэффициент полезного действия сознательной деятельности субъекта незначителен, во втором случае, когда потенциал психики задействуется на решение актуализированного вопроса, конечный результат сознательной деятельности высок.

Итак, резюмируя изложенное о накопительной функции чело­веческой деятельности, отметим следующее. Первое: увеличение роли и значения сознательной деятельности зависит от стадии эво­люции системы разумного вещества. Рассматривая взаимодействие нейронного комплекса сознания с материальной средой, мы должны знать, что рассматриваем взаимодействие нового состояния материи с материнским и праматеринским состоянием материи. Второе: полноценная сознательная деятельность возможна только в том случае, если в основании ее работы будут лежать актуализированные глобальные и частные цели. Вне глобального и частных целеопределений сознательная деятельность, напомним еще раз, теряет прогрессивное значение и приводит к деструктивным для разумного вещества результатам. Третье: энергия творческого потенциала психики воплощается в конечном результате труда и в нем долгое время хранится. Четвертое: конечный результат труда отдельно взятого человека суммируется с адекватной реализацией творческого потенциала психики других людей, в совокупности образуя суммарное значение творческого потенциала разумного вещества (человеческого общества).

В качестве примера этого аспекта положительной сущности человеческой жизни я бы хотел привести некоторые сведения о Владимире Ивановиче Вернадском (1863—1945) *. О нем пишут: “Русский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Создатель ряда научных школ. Академик Петербургской академии наук (1912 г.), Российской академии наук (1917 г.), Академии наук СССР (1925 г.), первый президент Академии наук Украины (с 1919 г.). Профессор Московского университета (1898—1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Идеи В. И. Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развил традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса, В. И. Вернадский — один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов. Организатор и директор Радиевого института (1922—1939), Биогеохимической лаборатории (с 1928; ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН им. В. Вернадского)” [13, 123].

За этим весомым послужным списком скрыта насыщенная событиями жизнь Великого ученого. Я специально акцентирую внимание на биографии этого ученого при рассмотрении накопительной составляющей сущности развития человека, так как всю жизнь этот мыслитель совершенствовал себя, свой внутренний мир, накапливал и работал с информацией внутри себя, на уровне психики. И только после того, как эта творческая работа приобретала законченные, фактической базой подкрепленные конструкции, он начинал воплощать ее в жизнь.

Жизненный путь этого человека, несмотря на разносторонний круг его интересов, — это последовательная, прогнозируемая цепь событий, большая часть которых зависела от волевых решений самого В. Вернадского. Еще в студенческие годы он и объединившиеся в кружок “Братство” близкие по духу и по взглядам ученые сформировали для себя три правила: “1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри, как на свои”. Примечательно, что эти принципы члены кружка свято соблюдали всю жизнь.

Видимо, такая внутренняя дисциплинированность позволила В. Вернадскому пережить три крупных события в его жизни: гибель Отечества, разрушение материального благосостояния, потерю учеников и друзей в застенках сталинских лагерей. Уже состоявшемуся ученому, на мой взгляд, помогла выжить сама наука, которой он отдался полностью, не жалея ни времени, ни здоровья.

Одной из отличительных черт В. Вернадского как человека и ученого (о чем мы изначально вскользь заметили) является его серьезное отношение к работе с информационной средой. Как мы отметили в книге “Разумное вещество” [5], В. Вернадский был одним из первых, кто критически переосмыслил державшуюся порядка двух тысячелетий концепцию организации материального мира. Он дифференцировал материю на два состояния — косное и живое вещество. Но прежде чем опубликовать такое важное и по сей день не полностью оцененное открытие, В. Вернадский потратил годы труда на собирание фактической базы и неопровержимых доказательств. Ушло несколько десятилетий, прежде чем увидел свет его классический труд “Биосфера”. Но главное, он создает учение о ноосфере, которое будет развивать и совершенствовать до конца своей жизни. Две работы, посвященные неосферным идеям — “Научная мысль как планетное явление” и “Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”, увидели свет только спустя два десятилетия после смерти автора. При этом доказательная база высказанных им мыслей имеет такой вес, что его концепция организации материального мира ни в коем случае не может быть отвергнута. И мирового признания она пока не получила только по той причине, что многие идеи ученого начинают осмысливаться, доходить до сознания основной массы населения только сегодня — настолько он опередил время.

103. К своей психике каждый человек должен относиться как к самостоятельной субстанции. По большому счету человек дифферен­цирует ее на Я-внутреннее и Я-внешнее. Главное, определяющее в человеке, — это Я-внутренее, которое и есть психика. Именно психика определяет Я-внешнее — онтогенетическое проявление человека, его “лицо”. Поэтому воспитательный процесс и процесс обучения направлены прежде всего на формирование и развитие полноценной психики, т. е. Я-внутреннего. А формирование Я-внутреннего — это гармоничное развитие нейронных объединений подсознания и сознания.

Человек вступает в самостоятельную жизнь в своей двойной ипостаси. Видимая сторона — его Я-внешнее, теневая, определяющая сторона — Я-внутреннее. Чем полноценнее формирование психики, тем более контролируемо Я-внешнее. Мало того, гармоничное развитие психики — это гармонизация Я-внутреннего и Я-внешнего. Гармонизация этих двух ипостасей человека — это и есть идеал, высший ориентир, к которому должен стремиться каждый. Когда мы говорим о гармоничном формировании личности, мы говорим о контроле Я-внутреннего над Я-внешним. Мы ведем речь о Человеке Разумном, которому подвластны эмоции, чувственное восприятие и все состояния; он контролирует развитие психики, реализацию ее творческого потенциала, а не психика управляет его поведением, как это обычно происходит у Человека Эмоционального. Последнее нам хорошо знакомо по тем проявлениям, когда человек становится рабом привычек. Ведь привычки — это условно-рефлекторная деятельность подсознания. Сознательной деятельности, как таковой, при доминирующем влиянии нейронных объединений подсознания нет места.

Развитие дисциплины психики — это важнейший момент развития личности, самовоспитания человека. Дисциплина психики обеспечивает полноценную реализацию накопительной составляющей сущности человека.

104. Дисциплина психики связана с жестким распорядком дня. У каждого человека по поводу распорядка дня свой взгляд. И это естественно, поэтому я предлагаю свое видение данного вопроса. Вот уже который год я придерживаюсь следующего распорядка дня: подъем в 6.00—7.00; в обед, после еды, полчаса или час — сон; около 20.00 в пределах 40 мин тренировка: 20 мин бег (тренажер), 20 мин упражнения на турниках или с гантелями; в 23.00 — отбой. Остальное время посвящается реализации творческого потенциала психики в том или ином направлении. Разумеется, приоритет отдается умственному труду.

В неделю стараюсь провести как минимум три тренировки. Тренируюсь я не на пределе сил, а в удовольствие, с осознанием необходимости гармоничного развития биологических возможностей организма. Кроме того, раз в неделю голодаю (как правило, 24 часа в сутки). В еде стараюсь придерживаться двух принципов: больше естественных продуктов (овощей, фруктов) и меньше искусственных фабрикатов; лучше меньше, да лучше.

Таким образом, активной творческой деятельностью я занимаюсь в среднем 17 часов в сутки. Послеобеденный сон, а также 7 часов ночного сна позволяют организму полностью восстановиться после дневных нагрузок. В целом, на уровне сознания, я придерживаюсь щадящего для организма графика работы. Но это касается главным образом нагрузок на биологическое начало организма. Работа психики, особенно комплекс сознания, загружены на пределе.

Для еще большего внутреннего самоконтроля, ужесточения дисциплины психики я практически с 17 лет веду дневники, в которых расписываю сделанное за день. При этом речь идет не о детальном описании совершенного. Для меня, как преподавателя,­ важны следующие графы:

· время, уходящее на работу (в целом за день);

· время, уходящее на творчество (работа над очередной книгой);

· время, которое я провожу в кругу семьи;

· количество тренировок;

· количество прочитанных книг (отдельно художественных и научно-познавательных).

На основании ежедневных записей я подвожу итоги за месяц и выставляю себе оценку. Предварительно я уже запланировал приоритетные направления работы на год, а исходя из них, — на месяцы. Так, если на январь я запланировал творческую работу над очередной книгой, то количество часов, уходящее на творчество в среднем в день за месяц, не должно быть меньше 11, если я хочу получить положительную оценку. Остальное время распределяется, соответственно, на работу (порядка 5 часов в день) и время с семьей (в среднем один час в день). На оценку в обязательном порядке влияет:­ а) количество тренировок (в среднем за месяц не должно быть мень­ше 8); б) количество прочитанных книг научно-познавательной литературы (не меньше пяти в месяц); в) количество “голодовок” (не меньше четырех раз по 24 часа); г) сумма заработанных денег; д) вре­мя бессодержательного общения, которое я отношу к “работе” (чем меньше, тем выше оценка). В качестве необязательных критериев при подведении итогов за месяц фигурируют: а) количество просмот­ренных кинофильмов (для тренировки памяти записываю название фильма и главного героя); б) число прочитанных художественных книг­ (автор и название); в) время работы (с указанием конкретно куда и на что); г) время, проведенное с семьей; д) перечень наиболее выдающихся событий за месяц.

В последнее время я, например, исключил из своего распорядка дня просмотр телевизора (до этого я смотрел только программы “Новостей”) и сократил до минимума время общения (я его начал распределять на время, проведенное с семьей, во имя работы или творчества).

Если проанализировать еженедельники, начиная с первых лет ведения и заканчивая последними годами, то в глаза бросается прежде всего ужесточение дисциплины, контроля за времяпрепровождением. При этом если в начале девяностых годов я с чистой совестью ставил себе “отлично” за месяц, если в среднем на творческую ра­боту у меня уходило 2—3 часа в день, то сейчас такой бы показатель меня просто ужаснул. Оценка “отлично” может быть поставле­на, если данный показатель будет не ниже 11 часов и то с обязатель­ным учетом остальных основных критериев оценки.

В конце года я подвожу итоги. При этом основным являются не оценки за месяцы, а выполнение намеченных в начале года рубежей и направлений. Их я намечаю порядка 12. За 13 лет ведения еженедельников (с 1987 г.) ни одной “отличной” оценки за год у мене не было. За 1995, 1997 и 1999 гг. были оценки “хорошо”, остальные в основном “двойки”.

Такая жесткая внутренняя дисциплина кого-то, может быть, и удивит, но для меня она привычна и является жизненной необходимостью. Я уже не только чувствую, я знаю, что благодаря ей я смог вести такой активный и полноценный образ жизни, ни в коем случае не будучи ущемленным от редкого посещения увеселительных заведений и непрерывного общения со знакомыми. Для меня одиночество стало необходимостью, и редкими выходами в “свет” я компенсирую появляющееся иногда желание убить в прямом смысле этого слова 3—4 часа своей жизни. Но на следующий день я, как правило, жалею о них: лучше бы я что-то прочел или написал.

На мой взгляд, такой распорядок дня позволяет максимально реализовать внутренний творческий потенциал психики, полноценно реализовать себя в жизни, в максимально короткие сроки достичь намеченных целей. Необходимость работы с первоисточниками (не менее 5 книг в месяц) постоянно восполняет объем внутренней информационной базы, а целенаправленная деятельность, запланированная на год, а после — и на месяцы, позво­ляет с учетом корреляции осуществлять сознательную деятельность по достижении глобальной и частных целей.

105. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению созидательной составляющей сущности человека, я рассмотрю роль и значение фактора индивидуальности, отдельно взятого человека, в накопительной, созидательной и др. функциях человечества. Говоря о сущности человеческой жизни, я прежде всего подразумеваю сущность жизни человека как человечества, а не как отдельно взятого индивида, личности. Но это не значит, что личное начало человека менее фундаментально, чем социальное. Историю делает не масса людей, а отдельно взятые личности. Деятельность массы и личностей в совокупности является движущей силой эволюции разумного вещества. Ведь общее слагается из частного, а частного нет без общего. Человечество формируют объединенные в социальные организмы — малые социальные группы, нации, государства — индивиды. В этом и заключена первичная, двуединая — личностно-социальная — структура человеческого общества, структура разумного вещества.

Общественные организмы в своем развитии дифференцируются на множество составных частей (классы, слои, институты), которые формируют социальную структуру общества. Но социальность человека, какой бы она ни была развитой (партии, государство), не растворяет в себе фактор индивидуальности, внутренний космизм и неповторимость личности. Более того, в меру развития социума развивается и личность. В важности фактора индивидуальности в развитии разумного вещества заключена его принципиальная особенность как состояния материи. В системе живого вещества, в мире природы отдельно взятый биологический организм практически не играет особой роли (важны популяционные изменения), а в системе разумного вещества творческий потенциал отдельного человека очень даже весом и значителен. Он участвует в формировании суммарного творческого потенциала микросоциальной группы — семьи, коллектива, а также макросоциальной — общества, региона, государства. От того, насколько полно и гармонично развивается психика в каждом отдельном человеке, зависит полноценность реализации человеческой сущности, ее основных пяти направлений.

106. Рассмотрим созидательную составляющую сущности человека. Развитие накопительной составляющей заключается в количественном и качественном накоплении информации, вещества и энергии, а развитие созидательной составляющей выражается прежде всего в построении глобальной организации общественных отношений и устойчиво развивающейся неосферы. Само построение и общественных отношений, и неосферы в целом происходит на основании накопления количественной и качественной информации, человеческого вещества и энергии. В его основе лежит необходимое гармоничное развитие психики и биологических возможностей отдельно взятого организма. Чем выше уровень развития психики, тем полноценнее организация общественных отношений и интенсивнее развитие ноосферы. Таким образом, приступая к рассмотрению созидательной составляющей сущности человека, мы входим в плоскость построения общественных отношений, в плоскость организации социума.

Созидательная составляющая сущности человека в своем развитии дифференцируется на четыре основных направления. Каждое из них связано с тем или иным аспектом общественных отно­шений, а также повседневной жизни человеческого общества. За каждым направлением стоят конкретные люди и группы людей, которые за счет активного проявления внутреннего творческого потенциала психики образуют движущую силу, энергетическую активность того или иного направления. Это следующие направления: 1) материально-техническое; 2) социальное; 3) общественно-политическое; 4) развитие культуры. Как мы говорили, за каждым из направлений стоит человек, объединенный в различные социальные группы, или, иначе, стоит потенциал психики, от полноценности развития которого зависит степень проявления сознательной деятельности. В свою очередь, сознательная деятельность через продуктивность конечных результатов модернизирует и совершенствует экономическое, социальное, политическое и культурное направления созидательной составляющей сущности человека. При этом влияние, оказываемое на эти направления психикой, не является односторонним. В определенный исторический промежуток одно из направлений: экономическое, социальное, политическое или культурное влияет на уровень совершенства психики, в иной исторический период уже уровень совершенства психики оказывает прямое влияние на качественный уровень доминирующих направлений системы разумного вещества. Вспомним культурные достижения эпохи Возрождения (Петрарка, да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Шекспир и др.), социальное “пробуждение” первых десятилетий XX в. (революции 1905 и 1917 гг.), интеллектуальные “прорывы” начала прошлого века (Н. Бор, А. Эйнштейн, Э. Резерфорд и др.) и т. п.

Во взаимодействии психики с информационной средой просматривается тесная связь накопительной и созидательной составляющих сущности человека. Так, накопительная составляющая формирует гармоничное развитие психики и биологических свойств организма, которые обеспечивают количественное и качественное накопление информации, вещества и энергии в системе разумно­го вещества, а созидательная составляющая выражается в том, что на основе количественного и качественного накопления отдельно­ взятый субъект, а также группы людей осуществляют структурное­ развитие общественных отношений, в частности, тех четырех направлений созидательной составляющей, которые мы выделили. Субъект с дисгармонично развитым внутренним миром не в состоянии осуществлять полноценную созидательную деятельность. Деструктивная по своему внутреннему содержанию социальная среда препятствует сформированию гармонично развитой личнос­ти. Фактор деструктивности социальной среды обязательно проявит себя при формировании внутреннего мира субъекта.

Перейдем к непосредственному рассмотрению четырех основных­ направлений созидательной составляющей сущности человека.

1. Первое направление заключается в материально-техническом развитии цивилизации. Оно важно в том плане, что обеспечивает материальную основу человеческого общества, формирует техно­сферу — сферу искусственных механизмов, с помощью которой человек взаимодействует с внешней материальной средой, реализовывает творческий потенциал психики в повседневной деятельности. По уровню развития средств труда можно судить о степени совершенства психики, а также о совершенстве цивилизации в целом. Только на заре своей юности (на уровне Человека Примитивного) человек напрямую, опираясь лишь на биологические свойства организма, взаимодействовал с внешней материальной средой. Впоследствии это взаимодействие осуществлялось опосредованно — через созданные исполнительные системы — орудия и средства труда, через комплекс исполнительных систем — техносферу. По мере развития техносферы внешняя материальная среда постепенно превращалась из среды обитания в среду, за счет которой человек обеспечивал строительство нового мира, нового состояния материи — системы разумного вещества. С момента формирования и развития техносферы природа превратилась для человека в предмет труда, источник информации, вещества и энергии, бессознательно черпая который, он и достиг современного уровня развития психики.

Условно материально-техническое направление созидательной составляющей сущности человека имеет три уровня: аграрный, индустриальный и постиндустриальный.

а) Характерной чертой развития материально-технической базы в аграрном обществе является прикладной характер изобретений и от­крытий. В большинстве своем они связаны с удовлетворением рефлексов самосохранения: в еде, быте и т. п. В это время в основе познавательной активности человека лежала условно-рефлекторная деятельность, которая не позволяла человеку в его творческом поиске выйти за границы наглядно-образного мышления. За каждым от­крытием и изобретением лежала та или иная аналогия, взятая из мира природы. Это и неудивительно, так как тогда в человеке еще преобладали его биологические корни. Период существования аг­рарного общества соответствует периоду формирования цивилизации. В сравнении с последующими этапами аграрное общество не столь выделяется своими научными открытиями и достижениями.

Некоторыми наиболее важными этапами формирования материально-технической базы аграрного общества были *:

1. Развитие сельскохозяйственного инвентаря:

· начало мотыжного земледелия (ок. 8000 г. до н. э.);

· появление плуга (ок. 3000 г. до н. э.);

· изобретение колесного плуга с ножом и отвалом (ок. 100 г. до н. э.);

2. Развитие средств передвижения:

· изобретение весла и лодки (ок. 10 000 г. до н. э.);

· изобретение паруса и корабля с двуногой мачтой (ок. 5000 г. до н. э.);

· появление колеса и первых повозок (ок. 4000 г. до н. э.);

· изобретение килевого судна (ок. 3000 г. до н. э.);

· изобретение колеса со ступицей, повозки с неподвижной осью (ок. 2000 г. до н. э.);

· изобретение косого паруса (ок. 800 г.);

· строительство многомачтовых кораблей; изобретение руля (ок. 1350 г.);

· строительство первых каравелл (ок. 1400 г.);

3. Развитие металлургии и средств труда, связанных с металлургией:

· металлургия меди (ок. 4000 г. до н. э.);

· металлургия бронзы (ок. 2000 г. до н. э.);

· металлургия железа (ок. 1000 г. до н. э.);

· изобретение кулачковых молотов с приводом от водяного колеса (ок. 1200 г.);

· изобретение мехов с приводом от водяного насоса (ок. 1400 г.);

· первые доменные печи (ок. 1500 г.);

4. Развитие вооружений:

· открытие пороха (ок. 650 г. до н. э.);

· изобретение бамбукового ружья (ок. 1200 г.);

· рецепт пороха Марка Грека (1220 г.);

· первое известие о применении боевых ракет в Китае (1232 г.);

· первые артиллерийские орудия, стрелявшие каменными ядрами (ок. 1320 г.);

· изобретение чугунных ядер и литых чугунных пушек (ок. 1400 г.);

· изобретение Цольнером ружья с прямой нарезкой (1480 г.);

· изобретение мушкета с фитильным замком (ок. 1500 г.);

5. Развитие письма и печатного дела:

· появление пиктографического письма (ок. 4000 г. до н. э.);

· появление идеографического письма (ок. 3000 г. до н. э.);

· появление слогового письма (ок. 2000 г. до н. э.);

· появление буквенно-звукового письма (ок. 1000 г. до н. э.);

· изобретение Цой Лунем бумаги из старых сетей (105 г.);

· изобретение бумаги из растительного сырья (ок. 300 г.);

· изобретение И. Гутенбергом первого печатного станка (ок. 1440 г.);

· печатание цветных иллюстраций Уго-да-Карпи (1516 г.);

6. Развитие ткачества;

7. Развитие гончарного дела.

б) Формирование и развитие индустриального общества напрямую связано с формированием и развитием нейронного комплекса сознания, появлением абстрактного мышления. В это время происхо­дит формирование внутренней информационной базы, накопление ассоциативной информации, которая позволила человеку по-новому взглянуть на многие процессы в мире природы, обнаружить их теневую сторону. В этот период формируется мощная индустрия общества — техносфера, которая впервые позволила человеку выйти из-под влияния законов природы, создать свою систему — цивилиза­­цию, формирование и развитие которой происходит по законам третьего состояния материи. На стадии индустриального общества цивилизация готовит материально-техническую базу, позволяющую изолировать образ жизни общества от влияния внешней материальной среды и прежде всего от материнского состояния материи — мира природы. Может быть, по этой причине человек так кощунственно относится к миру природы. Со стороны создается впечатле­ние, что он стремится только к одному — с корнем вырвать, безжалостно разорвать все свои связи с материнской системой, невзирая на грядущие последствия. Он словно тот подросток, который опьянен желанием освободиться от родительской опеки, остаться один на один с материальной средой и начать самостоятельное существование. Но не всегда желаемое осуществляется в действительности. Поэтому так трагичны и для человеческого общества, и для мира природы многие шаги в становлении разумного вещества на Земле.

Материально-техническое развитие индустриального общества происходит по следующим основным направлениям:

1. Развитие промышленности, экономического сектора:

· изобретение паровой машины Ньюкоменом (1711 г.);

· начало фабричного производства паровых машин Уатта (1776 г.);

· первый токарно-винторезный станок Модсли с крестовым суппортом (1794 г.);

· первый гидравлический пресс Брамы (1797 г.);

· ткацкий станок Жаккара с программным управлением (1804 г.);

· Эрстед открывает алюминий (1825 г.);

· в Англии получена одна из первых пластмасс — камптуликон (1830 г.);

· изобретение Фурнейроном гидротурбины (1832 г.);

· изобретение Уитстоном синхронного электродвигателя переменного тока (1841 г.);

· Несмит берет патент на изобретенный им паровой молот (1842 г.);

· бурение первой нефтяной скважины Дрейка (1859 г.);

· изобретение Газвеллом гидравлического ковочного пресса (1860 г.);

· мартеновский способ производства литой стали в регенеративной печи (1864 г.);

· патент Монье на железобетонный мост (1873 г.);

· прокатный стан для изготовления бесшовных труб братьев Меннесманов (1885 г.);

· первый конвейер на предприятии Г. Форда (1913 г.);

· первые промышленные роботы “Версатран” фирмы “АМФ Версатран” (1962 г.);

2. Развитие энергетики:

· Гальвани открывает электрический ток (1786 г.);

· электрическая батарея Вольты (1800 г.);

· электрическая лампочка накаливания Эдисона (1879 г.);

· строительство центральной электростанции в Нью-Йорке (1882 г.);

· Депре осуществляет электропередачу между Мисбахом и Мюнхеном (1882 г.);

· строительство линии электропередачи между Лауфеном и Франкфуртом (1891 г.);

· строительство электростанции в Элберфельде с паровыми турбинами Парсона (1899 г.);

· В СССР пущена первая в мире Обнинская атомная электростанция (1954 г.);

3. Развитие средств связи, телевидения:

· изобретение Земерингом телеграфного аппарата (1809 г.);

· изобретение телеграфного аппарата Морзе (1837 г.);

· строительство телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором (1844 г.);

· прокладка первого подводного телеграфного кабеля между Англией и Францией (1850 г.);

· изобретение телефона А. Беллом (1876 г.);

· строительство первой центральной телефонной станции в Нью-Хейвене (США) (1877 г.);

· киносъемочный аппарат и кинопроектор братьев Люмьер. Кинотеатр братьев Люмьер в Париже (1895 г.);

· изобретение радиотелеграфов Поповым и Маркони (1896 г.);

· первая радиопередача Маркони через Атлантический океан (1901 г.);

· установлена регулярная радиосвязь между Европой и Америкой (1907 г.);

· Дженкинс осуществляет первую телевизионную передачу движущегося изображения; первые регулярные телепередачи в Лондоне через систему механического телевидения Бэрда (1925 г.);

· начало регулярного телевизионного вещания в Великобритании и США (1936 г.); в Германии и СССР (1938 г.);

· строительство городской цифровой волоконно-оптической телефонной системы связи в Атланте и Джорджии (1976 г.);

· в США создана территориальная высокоскоростная компьютерная информационная сеть NSFNET, послужившая базой для глобальной международной компьютерной сети Интернет;

4. Развитие электронно-вычислительной техники:

· изобретение первой релейной ЭВМ Цузе Z2 (1939 г.);

· производство первой ЭВМ на электронных лампах Атанасова (1942 г.);

· выпуск первой промышленной ЭВМ фирмы IBM—IBM 701 (1952 г.);

· первая интегральная схема Килби, начало микроэлектроники; появились первые ЭВМ второго поколения на транзисторах (1959 г.);

· фирма IBM начинает выпуск электронных вычислительных машин третьего поколения IBM-360 на интегральных микросхемах (1964 г.);

· в США создана территориальная компьютерная информационная сеть APRANET (1969 г.);

· создание первых ЭВМ четвертого поколения “Крей-1” и “Крей-2” на больших интегральных микросхемах (1976 г.);

· первый персональный компьютер “Эппл” Джобса и Возняка (1976 г.);

· фирма IBM выпускает свой первый персональный компьютер IBM РС на базе микропроцессора “Интел” i8088 (1981 г.);

· фирма Microsoft разрабатывает операционную систему MS-DOS для 16-разрядных компьютеров (1981 г.);

5. Развитие средств передвижения. Возникновение автомобильной промышленности, самолето-, кораблестроения:

· изобретение Кюнью паровой телеги (1769 г.);

· первые аэростаты братьев Монгольфье и Шарля (1783 г.);

· пароход Фитча, передвигающийся с помощью механических весел (1785 г.);

· пароход Фитча “Персеверанс”, передвигавшийся с помощью гребного винта (1787 г.);

· подводная лодка Фултона “Наутилус” (1800 г.);

· строительство первой рельсовой дороги с конной тягой (1801 г.);

· строительство Тривайтиком парового автомобиля (1803 г.);

· строительство Тривайтиком первого паровоза (1804 г.);

· изобретение Динером велосипеда (1818 г.);

· изобретение Говардом локомобиля (парового трактора) (1850 г.);

· первый автомобиль Маркуса с бензиновым двигателем (1864 г.);

· первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания Даймлера (1883 г.);

· автомобиль Бенца с бензиновым двигателем; мотоцикл Даймлера (1885 г.);

· строительство “Турбинии” — первого судна с приводом от паровой турбины Парсона (1894 г.);

· двигатель Дизеля (1895 г.);

· первый трактор с двигателем внутреннего сгорания Харта и Парра (1901 г.);

· аэроплан братьев Райт “Флайнер-1” (1903 г.);

· строительство Бреге и Рише четырехвинтового вертолета (1907 г.);

· дизельная подводная лодка Бубнова “Минога” (1908 г.);

· строительство Годдардом жидкостного реактивного двигателя (1921 г.);

· Уитл берет патент на конструкцию турбореактивного двигателя (1930 г.);

· первый турбореактивный самолет Не-178 (1939 г.);

6. Исследование космоса. Развитие космической техники:

· изобретение Галилеем телескопа (1609 г.);

· увидела свет работа К. Циолковского “Исследование космических пространств реактивными способами” (1903 г.);

· ракета Годдарда с жидкостным реактивным двигателем (1926 г.);

· в СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли “Спутник-1” (1957 г.);

· в СССР осуществлен запуск космической автоматической научной станции “Спутник-3” (1958 г.);

· первый в истории пилотируемый космический полет советского космонавта Ю. Гагарина на космическом корабле “Восток-1” (1961 г.);

7. Развитие военной техники, вооружений:

· первые винтовки (ок. 1630 г.);

· создание Конгревым боевой ракеты (1804 г.);

· создание Дрейзе игольчатого ружья со скользящим затвором (1836 г.);

· конструирование Бессемером автоматической пушки (1853 г.);

· конструирование Уайтхедом самодвижущейся мины (торпеды) с пневматическим мотором (1864 г.);

· изобретение Нобелем динамита и гремучертутного капсюльного детонатора (1867 г.);

· появление на вооружении пулемета Максима (1883 г.);

· создание Норденфельдом подводной лодки с паровой машиной и торпедным аппаратом (1884 г.);

· выпуск первого английского танка “Маленький Вилли” (1915 г.);

· в Великобритании впервые создана система противовоздушной обороны с использованием сети радарных станций (1938 г.);

· в Великобритании создана радиолокационная станция CHL для дальнего обнаружения низколетящих самолетов и надводных кораблей;

· создание авиационной военной техники (начиная с 1920 гг.). Первый немецкий турбореактивный истребитель Ме-262 появился в 1942 г.

· в США создана и испытана первая атомная бомба (1945 г.);

· создание советской баллистической ракеты “Р2” с несущим баком и отделяющейся боевой головкой (1950 г.);

· создание советской межконтинентальной баллистической ракеты “Р7” (1957 г.);

в) Формирование постиндустриального общества ожидает нас в ближайшей перспективе. Оно связано с переходом психики к полноценной работе сознания, к приоритету сознательной деятельности. Человеческое общество перейдет, так сказать, от подростковой неуравновешенности к рассудительности зрелого человека. Отойдут эмоции, страсти, амбиции, стремление к наживе, удовлетворению меркантильных целей. На повестке дня встанут вопросы духовного развития, гармоничного сосуществования в материальной среде, вложение накопленных материальных богатств в глобальные, перспективные проекты, связанные прежде всего с интеграцией общества в целостную организацию, с выходом земной цивилизации на просторы Вселенной.

До настоящего момента практически вся совокупная сознательная деятельность человеческого общества направлена на усовершенствование средств труда, развитие техносферы, с помощью которой человек обеспечивал удовлетворение актуализированных потребностей психики, воплощал в жизнь расширяющиеся возможности внутреннего творческого потенциала психики. История цивилизации — это фактически история формирования и развития техносферы. И в данном плане теоретическая концепция К. Маркса, акцентирующая внимание на производственных отношениях, соответствует действительности. На самом деле, производственные отношения практически имели доминирующее влияние на развитие общественных отношений. Соответственно материально-техническая направленность созидательной составляющей сущности человека была приоритетной.

Такая асимметричность между четырьмя основными направлениями созидательной сущности человека объяснима. Перманентное развитие психики, нейронных объединений сознания расширяет творческие возможности психики. Внутреннее совершенство психики начинает достигать таких рубежей, которые позволяют человеку осознавать окружающую действительность, увеличивать долю сознательной деятельности на фоне условно-рефлекторной работы подсознания. И эти расширившиеся возможности психики, количественное и качественное возрастание информационного обмена между психикой и внешней информационной средой соответственно повышают творческие возможности психики.

Для реализации открывшихся перед психикой возможностей нужны более совершенные исполнительные системы. И именно эта потребность — потребность в более совершенных орудиях труда — вынуждает мозг акцентировать внимание на развитии техносферы. Чем выше уровень техносферы, тем полноценнее реализация творческого потенциала психики. Тем выше индивидуальное и суммарное энергетическое значение материализованных результатов работы психики.

Материально-техническое направление созидательной составляющей сущности человека дифференцируется на несколько направлений, а именно:

· комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов;

· химизацию народного хозяйства;

· развитие новых, экономически эффективных отраслей производства, новых видов энергии и материалов;

· всестороннее и рациональное использование природных, материальных и трудовых ресурсов;

· органичное соединение науки с производством и быстрые темпы научно-технического прогресса;

· оптимизацию отношений между человеком и природой для сохранения и восстановления окружающей среды;

· высокий культурно-технический уровень населения;

· увеличение производительности труда.

Каждое направление обеспечивает функционирование той или иной грани техносферы, которая служит основанием для социального, политического и культурного развития общества. До тех пор, пока общество не достигнет высокого уровня развития материально-технического комплекса, мы не можем вести речь о полноценной созидательной составляющей сущности человека. Материальный фактор является первоосновой для гармоничного развития политического, социального и культурного направлений.

Материально-техническое направление созидательной составляющей сущности человека предполагает культивацию в индивидах вещественных ценностей, культа денег. Для Человека Эмоционального заработок денег, материальное накопительство представляется смыслом жизни. Материальные ценности ложатся в основу формирующегося мировоззрения, закладываются в основу глобального и частного целеопределения, накладывают отпечаток на пропагандируемые общечеловеческие ценности.

2. Второе направление созидательной составляющей сущности человека заключается в развитии социальной сферы, социальной среды. Социальное направление созидательной составляющей проявляется в развитии непосредственно общественных отношений и их влиянии внутри социальной среды. Социальная среда представляет собой весь человеческий фактор планеты в комплексе с его деятельностью. Сегодня, говоря о социальной среде, мы должны иметь в виду совокупную реализацию творческого потенциала психики всего многомиллиардного населения планеты.

Социальную среду можно рассматривать как в масштабах планеты, так и дифференцированно — регионы, государства.

Социальная среда — это сфера отношений и общения. Она мощно влияет на психику каждого отдельно взятого субъекта, а также на поведение социальных групп. Социальная среда оказывает прямое влияние на формирование внутреннего мира подрастающего поколения, а также на внутреннюю информационную базу субъекта, чем обеспечивает преемственность поколений, а соответственно перспективу, будущее цивилизации в целом. Развитие социальной среды связано непосредственно с организацией повседневного образа жизни.

Основой социальной среды являются общественные отно­шения. Общественные отношения, как известно, представляют собой многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, политической, социальной и культурной деятельности [88]. Они определяют существенные стороны личных отношений людей, связанных непосредственными контактами. Согласно принятой классификации, общественные отношения дифференцируются на первичные, базисные и вторичные. Первичные отношения — это материальные отношения. Вообще материально-технический фактор для Человека Эмоционального — доминирующий. Весь промежуток времени, отведенный Человеку Эмоциональному, заполнен деятельностью преимущественно по развитию материально-технической базы цивилизации. Поэтому прерогатива материально-технического фактора наложила отпечаток и на формирование об­щественных отношений, выделив материальные отношения как ведущие.

В основе базисных отношений лежат производственные отношения. Производственные отношения — это совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Они выражаются в отношениях собственности, которые обусловливают распределение средств производства, а также рабочей силы в общественном производстве. Будучи зависимыми от производительных сил, производственные отношения складываются в соответствии с характером и уровнем их развития, во взаимоотношениях производительных сил и производственных отношений возникают противоречия, разрешаемые различного рода социальными механизмами.

Согласно теории исторического материализма, производственные отношения выступают в качестве базиса по отношению к дру­гим общественным отношениям — надстройке [15]. Надстройка — это совокупность идеологических отношений — политика, пра­во, мораль, религия, философия, искусство и соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).

Идеологические отношения — это мощнейшее средство влияния общества на мировоззрение людей, особенно на его фор­мирование в подростковом периоде, когда “кристаллизуются” ­нейронные объединения сознания. Через идеологию общество закладывает культивируемые им ценности во внутренний информационный мир подростков, которые впоследствии будут доминировать, преобладать при взаимодействии психики с внешней материальной средой.

Общественные отношения по своей природе не консервативны. Зависимо от влияния на них со стороны производительных сил или со стороны развивающейся психики общественные отношения претерпевают различной степени изменения. Таким образом, социальное направление созидательной составляющей сущности человека связано с развитием отношений между людьми и различными социальными группами.

3. Третье направление созидательной составляющей сущности человека заключается в развитии политической сферы деятельности общества. Политическая деятельность — это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти.

Для Человека Эмоционального политическая деятельность — вторая, на мой взгляд, по степени важности после материально-технической. Актуальность политической сферы обусловлена тем, что за политикой всегда стоит мощная материально-техническая база или возможность материального обогащения. Политическая власть напрямую связана с элитой бизнеса. С одной стороны, она зависима от бизнеса, но с другой — в состоянии протежировать ему. Из четырех направлений созидательной составляющей сущ­ности человека материально-техническое и политическое направления наиболее близки друг другу и взаимозависимы. Очень редко­ они вступают в противоречие между собой. Сфера их интересов —­ одна, проповедуют один культ — деньги. По этой причине даже в редкие исторические периоды конфронтации они быстро находят точки соприкосновения и дальнейшее перманентное развитие осуществляют, подыгрывая интересам друг друга.

Политическая надстройка (политическая идеология, государство, партии) возникает с разделением общества на классы. Ни в коем разе нельзя считать политическое направление всецело зависимым от экономики. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Относительно государства различают внешнюю и внутреннюю политику, которые тесно связаны между собой и имеют четкую специфику, но решают одну задачу — сохранение и упрочение существующих в данном государстве общественных отношений. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика отстаивает интересы правящих слоев на мировой арене.

Политическое направление имеет очень важное значение для структурного совершенствования системы разумного вещества — в его рамках происходит объединение государств разной политичес­кой направленности, с различным материально-экономическим уровнем совершенства в единую систему государств, в единую цивилизацию. Только на основе развития политического направ­ления, нахождения точек соприкосновения возможно политическое слияние государств, определение единых, общечеловеческих ориентиров и ценностей с последующим воплощением их в жизнь. По­литическое слияние государств — это кульминационная точка, ­подводящая итоговую черту под культурным, экономическим и социальным слиянием обществ. Если в последних трех направлениях подобное слияние наглядно просматривается уже в настоящее время, то на политическом уровне дело заканчивается пока только разговорами. Очень трудно преодолеть барьер, за которым осуществляется добровольный отказ от власти, или дифференциация этой власти. Это своеобразный моральный Рубикон, возможный только при полноценном развитии психики не­ отдельно взятых людей, а больших социальных групп.

4. И последнее направление созидательной составляющей сущности человека — культурное направление. Культура — это исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выражающийся в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура — это своеобразный “генотип” общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми. Понятие “культура” употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфичных сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура).

Понятие “культура” означает также сферу духовной жизни людей. Культурное направление включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, нормы морали, права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В основе развития материальной и духовной культуры, находящихся в органическом единстве, лежит развитие психики и материального производства. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого [87].

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, наука, религия, искусство и т. д. Все сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является одновременно отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека в каждой из этих сфер в отдельности. Например, в сфере политической культуры, которая включает способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, формы социальных взаимоотношений людей и т. д. В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чес­ти, справедливости, долге и т. п. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления, действия, связи. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения. Эсте­тическая культура представляет собой совокупность эстетических ценностей (прекрасное, возвышенное, трагическое), способов их создания и усвоения. Строение эстетической культуры многомер­но. Прежде всего в ней могут быть выделены следующие составля­ющие:

1. Эстетическое сознание (потребности, установки, вкусы, взгляды, идеалы);

2. Эстетические компоненты различных видов жизнедеятельности (труд, быт, общение, общественно-политическая борьба, спорт);

3. Эстетическое воспитание (сознательная и целенаправленная передача эстетического опыта от поколения к поколению и от общества к личности, осуществляющаяся во всех сферах воспитания — в семье, школе, практической жизни людей — и всеми доступными людям средствами — эстетической организацией быта, труда, общения, средствами искусства и т. п.).

Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы воспринимаются прежде всего чувственно, в их внешней выразительности [43].

Культура не существует вне своего живого носителя — человека. Каждый отдельный индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение, созидание. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процес­се общественной практики. Биологически индивиду дается только организм, обладающий определенными задатками, потенциальными возможностями развивать в себе психику. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает культуру, реализует себя как человека, носителя психики. Степень его приобщения к культуре определяет меру его развития, меру человеческого в человеке [87].

В системе разумного вещества культурное направление формиру­­­ет духовную сторону человеческого бытия. Для Человека Эмоцио­нального культурное направление — единственное направление, которое в наименьшей степени заражено культом денег, покорным служением материальным ценностям. В какой-то степени оно даже противопоставляет истинные, духовные ценности существующим меркантильным ценностям. Правда, это противопоставление робкое и малопродуктивное. Но в ходе развития системы разумного вещества спрос на духовные ценности, ценности, продиктованные законами собственно психического существования, постоянно возрастает. По мере разочарования в силе материальных ценностей, меркантильного образа жизни дарить радость, люди все больше задумываются о духовности, о высокой творческой культуре. От приземленности и суеты они переходят к деятельности, содержащей в своей основе возвышенные, духовные ценности, согласующиеся с требованиями Единой истины. Тем самым они последовательно переводят цивилизацию с уровня Человека Эмоционального на качественно новый уровень Человека Разумного. Индустриальная цивилизация Человека Эмоционального постепенно перерастает в постиндустриальную цивилизацию Человека Разумного.

В заключение нашего рассмотрения созидательной составляющей сущности человека хочется в качестве примера ее индивидуального воплощения привести жизненный путь первого российского императора Петра Великого, который своей многогранной деятельностью практически все направления созидательной сущности за годы своей жизни воплотил в реальность. Петр I (1672—1725) — российский царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г. Его краткая биография звучит следующим образом: “Младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака (с Н. К. Нарышкиной). В первые годы царствования Петра I его противники группировались вокруг царевны Софьи и Милославских. После подавления стрелецкого восстания 1689 правил самостоятельно (формально до 1696 разделял власть со своим сводным братом Иваном V). В 1695 возглавил Азовские походы, в результате которых в 1696 Россия закрепилась на побережье Азовского моря. Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного управления (губернская реформа 1708—1715, созданы коллегии, Сенат, органы высшего государственного контроля), организации военного дела (введена рекрутская повинность и обязательная военная служба дворян, создана регулярная армия, велось строительство флота), промышленности, торговли, просвещения (открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука). Преобразования, проводимые Петром I (выдвижение на первый план служилого дворянства и чиновной бюрократии, ликвидация патриаршества, утрата церковью политической самостоятельности), вызвали недовольство боярства и церковной иерархии; ответом на многие насильственные нововведения и усиление налогового бремени стали восстание горожан и солдат в Астрахани в 1705—1706, казацко-крестьянское восстание на Дону, в Слободской Украине, Поволжье в 1707—1708. Победа в Северной войне 1700—1721 открыла России выход к Балтийскому морю. В 1703 г. Петр основал новую столицу России — Петербург. В результате Персидского похода 1722—1723 Россия приобрела земли на побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку. В исторической науке нет единства в оценке деятельности Петра I; вместе с тем в российской историографии преобладает точка зрения, согласно которой реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны” [13].

Масштабы преобразований этого человека впечатляют. Но для нас главное другое — реализация созидательной составляющей сущности человека. Как бы не оценивался историками вклад Петра I в историю Российского государства и цивилизации в целом, с убеждением можно сказать одно — реформы такого масштаба по силам только человеку с сильной волей, с гармонично развитой психикой. Правильно или неправильно, но он вывел Россию из второстепенных держав в державу Великую, с которой не могли не считаться европейские государства. Он не только разрушил старые, архаичные институты, но и заложил фундамент новых, вывел развитие российского общества на более высокий уровень совершенства. И впоследствии правители с меньшими талантами долгое время пожинали плоды, посеянные Петром I.

107. Созидательная составляющая сущности человека связана с широкомасштабными изменениями на уровне микро- и макросоциальных групп. Для подобной деятельности индивиду необходимо не только гармоничное развитие психики, но и организаторские способности, которые связаны прежде всего с жизненным опытом человека, его умением общаться с людьми, и не только руководить ими, но и заставить их поверить в необходимость совершаемого труда.

Созидательное направление сущности человеческой жизни — это­ труд лидеров. Не каждый человек способен осуществлять деятельность в масштабах микро- и макросоциальных групп. Не за каждым человеком пойдут люди. Многие исследования показали, что лидер имеет исключительно устойчивую к стрессам нервную систему. Лидеру не всегда присущи высокие показатели интеллекта. Более того, именно “золотая” середина в развитии нейронных объединений уров­ня сознания и подсознания обеспечивает субъекту лидерство в кол­лективе. Высокий уровень интеллекта или духовности — скорее, ­помеха для лидера, так как это связано с асимметрией в психике, ее слабостью к стрессовым ситуациям. Если для нормального человека стресс — явление критическое, аномальное, то для лидера — обыденное и нормальное. Именно устойчивость к стрессовым ситуаци­ям выделяет лидеров на фоне основной массы населения.

Лидеры — категория людей, готовых к борьбе, противостоянию в обществе, в микро- или макросоциальной группе. Для них главное — выполнение своей цели. Ради нее они готовы пойти на конфликт с коллективом и в одиночку противостоять массам. И эта неравная сила, эта устойчивость духа, как правило, пугает массы и заставляет повиноваться лидеру.

Но внутренняя сила духа — только одна из многих особенностей лидера. На мой взгляд, лидеру, способному полноценно воплощать созидательное направление сущности человека, должны быть присущи следующие черты:

· устойчивость психики к стрессам;

· гармоничное развитие нейронных объединений подсознания и сознания;

· опыт работы в коллективе, навыки общения с людьми;

· высокая работоспособность, физическая и психическая выносливость;

· профессионализм, в основании которого лежит не глубина узкопрофильной информации, а наоборот, пусть и мелкий, но разносторонний взгляд на действия, предусмотренные профессией;

· умение быть обходительным (плох тот руководитель, который ради собственных амбиций или внутренней неприязни отвергает помощь грамотного, но “строптивого” помощника; лидерство­ обязывает подавлять амбиции во имя полноценного функционирования коллектива, во имя достижения поставленных задач);

· коммуникабельность — умение вживаться в любой, незави­симо от профиля работы, коллектив;

· внутренняя самоотдача (чем больше лидер сам выкладывается при достижении определенной цели, тем больше он имеет моральное право спрашивать со своих подчиненных);

· способность заботиться об окружающих (пусть изредка, но лидер должен обращать внимание на идущих вслед за ним. Если для руководителя общение с подчиненными на посторонние темы — это эпизод, то для подчиненных — целое событие);

· умение работать в команде, что связано с подавлением собственных потребностей и желаний во имя интересов того узкого круга избранных людей, с которыми лидер работает и которые составляют костяк его настоящей и будущей деятельности;

· умение ориентироваться в критических ситуациях, а также планировать и прогнозировать будущее.

Эти и другие качества позволяют отдельным субъектам выделиться на фоне микросоциальной группы и приступить к воплощению созидательной составляющей сущности человека.

108. Рассмотрим защитную составляющую сущности человека. Она заключается в формировании и развитии техносферы — своеобразного защитного буфера, изолирующего систему разумного вещества от деструктивного влияния внешнего материального мира.

<< | >>
Источник: О.А. БАЗАЛУК.. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. 2002

Еще по теме Бытие не определяет состояние и направленность развития психики и психических процессов.:

  1. Бытие человека определялось как "бытие в мире".
  2. 4.2.2. Деркачева Л.Н. Морской туризм в Приморском крае: состояние и направления развития
  3. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КАК ВНЕМОЗГОВОЙ СУБСТРАТ ПСИХИКИ
  4. 2.5. Понятие и виды психических состояний
  5. 2.2.3. Необычные психические состояния и патология
  6. 2. Психические состояния, переживаемые осуждённым в условиях изоляции
  7. ХАРАКТЕР ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЦИПИЕНТА.
  8. 3.3. Оптимизация психических состояний специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях
  9. Психические состояния подозреваемого и обвиняемого, особенности их поведения на предварительном следствии
  10. Тема 4. Эмоции, чувства, иные психические состояния, их психолого-юридическая оценка