<<
>>

2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем

Жизнь длится, представая в своем течении как череда ситуаций. Жить - значит

находиться в ситуациях. Присвоение ситуаций происходит как создание их

целостных образов. Целостные образы ситуаций, или жизненные проблемы, как

правило, порождены любопытством или нуждой и связаны с имитацией действий

окружающих людей или с необходимостью реакции на события внешнего мира.

Жизненные проблемы выражают неудовлетворенность ситуациями, в которых

человек пребывает, неудовлетворенность имеющимся пониманием ситуаций.

Жизненные проблемы различны, однако решение или невозможность решения

каждой из них определяет появление тех или иных новых жизненных проблем. У

каждого человека складывается индивидуальная конфигурация и

последовательность жизненных проблем, определяющая порядок и смысл его

жизни. Жизненные проблемы человека связаны.

Осознание проблем сопровождается выделением целей. Все цели, которые ставит

перед собой человек, являются продолжением его проблем. Особенно часто

проблемы возникают тогда, когда любопытство или нужда не удовлетворяются

первыми же действиями: при успехе человек просто "проскакивает" проблему,

имитируя действия других людей или реагируя на окружающее как бы

автоматически.

Если нет проблем, то нет и целей (планов по реконструкции

ситуаций, их благоприятному изменению), намерений (не отрефлексированных

целей), идеалов (принятых и культурно апробированных целей и способов их

достижения), принципов. Беспроблемность жизни порождает бездействие.

Отсутствие проблем ведет к атрофии целеполагания. Можно сказать и наоборот:

если нет видения ситуаций в соответствии с целями, намерениями и идеалами,

то не будет и проблем, хотя, конечно, в связке "цели - проблемы" именно

проблемы выступают ведущим звеном, поскольку проблемы усваиваются

непосредственно, то есть ситуация "впитывается", а цели требуют осознания

всех шагов имитации, то есть предвосхищения, мысленного конструирования

результата, измененной ("потребной") ситуации.

Из этого следует, что жизненные проблемы не обязательно существуют на

вербальном уровне. Проблема не сразу воплощается в словах. Существует

промежуточный уровень между миром и словом: это уровень образа. Пребывая в

окружающем и воображая его, то есть строя наличную ситуацию, человек

конструирует образы. Он мыслит, но не вербально. Образы как бы размыты, они

не имеют четких границ и не поддаются непосредственному описанию, хотя

интуитивно ясны и могут служить основанием для действия, в том числе и для

словесного описания, которое часто (например в случае научной работы)

является разновидностью действия.

Социальность человека означает, что индивидуальные конфигурации жизненных

проблем различных людей перекрываются, образуя общее поле жизненных

проблем. Поэтому имеется единство жизненных проблем общества.

<< | >>
Источник: Барабашев А.Г.. Философия как схематизм образного мышления. 0000

Еще по теме 2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем:

  1. ВТОРОЙ КРУГЛЫЙ стол «ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЕДИНСТВО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
  2. ЕДИНСТВО ПАРТИЙНОСТИ И НАУЧНОСТИ B МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. 1 Единство истоков русской и украинской философии.
  4. 3. Философские проблемы являются ракурсом жизненных проблем
  5. «Единство всего сущего»
  6. Чувство единства
  7. Принцип единства и многообразия
  8. Принцип единства законности
  9. Причины единства ius commune.
  10. Принцип диалектического единства личности