<<
>>

3. Философские проблемы являются ракурсом жизненных проблем

Спецификой философских проблем является то, что они входят в любую

жизненную проблему. Жизненным проблемам присущ момент философичности,

наличия целостного образа ситуации в его аналогической соотнесенности с

образами других ситуаций, видения ситуации в ракурсе ее типового

устройства.

Философские проблемы есть типовые схемы целостных образов

жизненных ситуаций.

Составными частями типового устройства жизненных проблем являются сам

человек, его "Я", тот-кто-действует; противостоящие человеку

обстоятельства, Мир или реальность, то-на-что-действует; контакт человека и

реальности, производимое человеком действие, зачастую предстающее в виде

метода или же размышления; чудеса и случай, Рок и Удача, то есть

сверхреальные, неестественные причины и обстоятельства. Философские

проблемы, в которых участвуют персонажи-образы человека, мира, бога и

действия (как связывающего первые три образа), стоят за всяческими

философскими понятиями, вербальными проблемами и концепциями.

Однако

словесная фиксация этих образов (например в виде таких вербально выраженных

проблем: в чем смысл жизни; как устроен мир; существует ли бог; что есть

правильное действие, или истина), всякое вербальное определение философии,

есть ее (философии) отдаление от пользователя, другими словами, ущемление

философии.

За словами в любом философском сочинении скрывается философская проблема -

схематическое рассмотрение жизненной проблемы, ее изучение в аналогиях, в

соотнесенности с другими жизненными проблемами. Определение философии, не в

словах, а в более глубинных сущностях, должно заключаться в апеллировании к

схемам, к целостным образам аналогичных жизненных ситуаций, а не просто в

вербальном назывании проблем. Философия постигается сердцем - и

обволакивается, затуманивается словами. В то же время философия словами

может и распространяться: туман слов иногда кристаллизуется в новые образы,

как бы побуждает сердце пробиться сквозь слова и постичь, или же изобрести,

стоящие за ними образы. Поэтому читатель, стремящийся понять философский

текст, должен уподобиться делосским водолазам, славившимся успешным поиском

затонувших кораблей в мутной воде: он должен разглядеть целостные

схемы-образы за взвесью слов.

<< | >>
Источник: Барабашев А.Г.. Философия как схематизм образного мышления. 0000

Еще по теме 3. Философские проблемы являются ракурсом жизненных проблем:

  1. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  2. 2 Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем
  3. 5. Философские проблемы - суть философских концепций
  4. 2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем
  5. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ В РАКУРСЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (ВВЕДЕНИЕ К НОВЕЛЛАМ О КОРПОРАТИВНОЙ БОРЬБЕ)
  6. Проблема - это жизненное испытание
  7. Проблема - это жизненный урок
  8. Глава 2. Проблема онаучивания социального жизненного мира*
  9. 7. Вербальные философские проблемы развертываются в вопросы и гипотезы
  10. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ЭССЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКОГО ИСКУССТВА
  11. Проблема барьеров, как индивидуально психологических затруд- нений человека в различных жизненных контекстах, привлекает внимание педагогов и психологов.
  12. Раздел 2. Философские проблемы медицины
  13. Постановка проблемы философского исследования
  14. Тема 12. Общие философские проблемы познания
  15. Рассматривая проблему «дефицита демократии», можно обнаружить, что практически у любой современной демократической системы наблюдаются три основные проблемы.
  16. 1. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА