<<
>>

Формы и виды толерантности

Толерантность давно уже признана серьезной философской и социокультурной проблемой, которая актуализируется в условиях новой волны глобализации и становления мировой цивилизации, когда разнообразные культуры, этносы, вероучения, социальные структуры, мораль, право, традиции и т.п., существующие в мире, все теснее взаимодействуют друг с другом.

Подобный взаимообмен и взаимовлияние возможен только в мирной форме и требует конструктивный механизм восприятия и трансформации «иного» в «свое». Именно толерантность, по мнению многих исследователей, может претендовать на эту роль, поскольку она предполагает использование принципов плюрализма и диалогизма во всех сферах социокультурной жизни, признание основополагающих прав и свобод человека и гражданина, уважение комплекса ценностей иных цивилизаций и культур.

Главное противоречие становящейся цивилизации возникает между ее универсальным характером и локальной культурной ориентацией. Глобализация экономики, быстрое развитие СМИ, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание этой угрозы политиками и всемирной общественностью (т.е. кризис терпимости в современном обществе) сделало распространение и пропаганду идей толерантности одной из насущных целей развития мирового сообщества. ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год (год 50-летия обеих организаций) Международным годом толерантности. Итогом того года стало принятие Декларации принципов Толерантности. В год 60-летия этих организаций идеи толерантности продолжают быть в центре региональных и международных дискуссий, утверждающих отказ от догматизма, признание многообразия истины и уверенность в способности найти истину в диалоге. Здесь «диалог» понимается как особый тип мировоззрения, сотрудничества, сосуществования и сотворчества.

Реализацию всего спектра проблем толерантности предполагает федеральная целевая программа (принята в августе 2001 г. Прави­тельством РФ постановлением № 629) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 года. Государственным заказчиком стало Министерство образования. Задачи этой программы – разработка и реализация эффективной государственной политики, формирование установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов всех ступеней и форм образования на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство. Согласие культур и этносов соотносится с развитием открытого демократического, гражданского общества.

Каждая наук об обществе должна внести свой вклад в разрешение этой проблемы. Так, философия должна провести историко-философский анализ ее становления, исследовать противоречия, которые могут перерасти в конфликт, выяснить условия, причины, обстоятельства и поводы перехода первого во второе в сфере права, нравственности, политики, образования и т.п. Проблема толерантности впервые была предложена в распознаваемой форме у Жана Бодена в ХУ1 столетии. Как важная идея она получила достаточно важную защиту у Джона Локка в «Послании о веротерпимости» (1689).

Аргументы Локка были адресованы исключительно религиозным спорам его времени. Многие из его аргументов были основаны на религиозных или библейских соображениях и в них мало было нового. Локк, однако, организовал существующие аргументы в последовательную, мощную и принципиальную защиту терпимости. В частности он подчеркнул нелогичность религиозной нетерпимости, полагая, что попытка принудить людей к вере, к чему они добросовестно не могли бы соглашаться, была и бесполезна и разрушительна со стороны гражданского порядка.[386] В представлении Локка главной функцией правительства должна быть поддержка гражданского порядка и общественной безопасности. Идеи Просвещения, теория и практика Конституции США, включившая основные идеи Локка, обеспечили дальнейшую существенную поддержку терпимости, особенно терпимости еретических или непопулярных идей и мнений. Вольтеру как особенно влиятельному публицисту приписывают, возможно, наиболее известное суждение в защиту терпимости: « я не одобряю того, что вы говорите, но я до смерти буду защищать ваше право говорить это».

У Дж.Ст.Милля в работе «О Свободе» (1859) находится вероятно наиболее поддержанная и красноречивая просьба относительно терпимости, которая искренне приветствуется как часть общей защиты ценности свободы. По существу, Милль приводил доводы в пользу терпимости на двух основаниях. Сначала, он заявил, что это было необходимое условие для социального усовершенствования, интеллектуального прогресса и роста знания. Во вторых, он утверждал, что это требовалось для морального и духовного развития индивидуума. Терпимость, поэтому, является необходимым компонентом бытия хорошего общества, средства для социального прогресса и предпосылки для развития индивидуальности. Аргументы Милля были чрезвычайно влиятельны для современных либеральных теоретиков типа Рональда Дворкина, Джозефа Раза и Джона Роулза.

Первоначально развитая в контексте попыток восстановления мира в Европе, сотрясаемой религиозными конфликтами, в Х1Х и ХХ столетиях толерантность была расширена за счет споров относительно расовых, сексуальных и социальных различий. Аргументы в пользу терпимости были важны для удаления религиозных препятствий, ослабления дискриминации против групп меньшинств и продвижения разрешающего отношения к отличающимся стилям жизни. Современные аргументы толерантности неизменно предполагают это. Некоторые существенные элементы терпимости необходимы для свободного и демократического общества, и вообще касаются разногласия где, и на каких основаниях пределы терпимости должны быть выработаны. Парадигма нетерпимости - преднамеренная попытка устранить осужденное поведение принудительными средствами; преследования в наиболее чрезвычайной и безжалостной форме.

Терпимость в ХХ1 в. является необходимым элементом политической теории либерализма и свободного общества, особенно общества культурного плюрализма.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Формы и виды толерантности:

  1. Толерантность и диалог культур
  2. 1.Проблема толерантности в психологии
  3. Мультикультурализм, глобализация, толерантность
  4. Фанатизм и толерантность
  5. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ
  6. § 4. Формы государственного режима: понятие и виды
  7. 2. Виды собственности: общая, частная и их формы
  8. § 2. Формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения
  9. Формы и источники права: понятие, виды
  10. 1.2. Виды коррупции и формы ее проявления
  11. Источники (формы) права: понятие, виды
  12. Основные виды и формы аренды
  13. 10.2. Формы и виды кредита. Механизм кредитования