<<
>>

Франкоязычная африканская философия.

Франкоговорящая Африка подарила интеллектуальные работы, одаренные богатым воображением, связанные с движением негритюда и глобальными разработками черной расовой идентичности, основанной на первоначальной африканской сущности. Негритюд стал средством самолегализации для черной расы вообще. В дальнейшем этот дискурс выполнил функции разработки нового мировоззрения, полученного на основе африканского культурного наследования нового гуманизма, который настаивает на универсальности. Несмотря на выдающееся положение в интеллектуальной истории франкоязычной Африки и в черном мире вообще, негритюд не представляет полный диапазон интеллектуальной деятельности среди франкоговорящей африканской интеллигенции.

Термины его формулировки были оспорены, что актуализировало споры о сущности африканского характера, как и возможности строительства строгой и последовательной структуры идей (с бесспорным философским статусом), полученных из систем веры и нормативных концепций, неявных концепций и культурных методов, существовавших в доколониальной Африке.

Постколониальная ситуация увеличила сроки этих дискуссий по поводу концепций негритюда и африканизма среди франкоговорящих африканцев. Они охватили разнообразный диапазон проблем, затрагивающих африканский опыт современности. Как расширение «туземной» темы, культурные и философские аргументы, введенные сторонниками негритюда, охватывают критическую переоценку западной философской традиции и исторических последствий, так и рассмотрения потенциала преобразований в африканском контексте. Африканский дискурс существует как форма продолжающегося кризиса африканского сознания, вызванного процессом перехода к современности. Имеющееся сходство мысли может различаться между темами и стилями философского дискурса и запросами во франкофонной Африке и некоторых школ европейской философии ХХ века и социальной мысли, занятой фундаментальными человеческими проблемами, поднятыми воздействием современной технологической цивилизации.

Во франкофонной Африке развиваются две доминирующих перспективы, которые ориентировочно можно обозначить как современная мысль и философский дискурс: первая связана с вопросом идентичности и вовлекает необходимость восстановления культурного и духовного наследия, вторая касается «дилеммы современности», т.е. опытного проблемного измерения современной африканской жизни и сознания. Развитие философского дискурса в определенной мере отражает столкновение между Африкой и Европой, где сопутствующим обстоятельством оказывается идеологическая девальвация черной расы. Эти факторы и свойственные дискомфорты огромных процессов социального и культурного изменения на континенте стали детерминантами в происхождении и развитие того, что Роберт Джули назвал «современной африканской мыслью».[504]

Если общие обстоятельства исторического конфликта между Африкой и Европой обеспечивают энергией интеллектуальной деятельности сентиментальные внутренние районы Африки, то определенная ориентация современной мысли во франкоязычной Африке в дальнейшем обусловлена поддерживаемым контактом интеллектуальной элиты с литературными и философскими традициями, доступность к которым обеспечило их французское образование. Культурные убеждения колониальной администрации в областях Африки, согласно французской и бельгийской образовательной системе, были функционально направлены на политику ассимиляции. Понятие цивилизационной миссии европейского колониализма, являющегося самым важным в этой политике, было основано на идеи подчиненного положения африканской культуры, которую необходимо цивилизовать через западные ценности. Ограничения подобной ассимиляции проявились в центрированности франкоязычной африканской литературы на теме отчуждения, которая выражала ощущение разобщенности по поводу моральной и психологической безопасности негро-африканца. Художественные воплощения этой темы нашли параллельные концептуальные обязательства со стороны франкоязычной черной (Африканского континента и Карибского бассейна) интеллектуальной элиты по вопросу идентичности.

С культурным недугом ассимиляции был связан и отрицательный образ Африки, который постоянно проектировался западными текстами, и на которых были воспитаны многие из франкоязычной африканской элиты. Идеологический толчок этих текстов иллюстрируется работой Пьера Лоти [505] и других авторов, связанных с так называемым колониальным романом. Их перспектива помогала тиражировать идею о неприветливом африканском пейзаже, которая подкреплялась и размещением местных поселений в дикой природе (Fanoudh-Siefer).[506] Эта литература была символическим выражением европейского этноцентризма, которому Гегель дал философскую респектабельность, исключив африканский континент из его концепции мирового исторического процесса и развития универсальной идеи. Эссе Артура Гобино о неравенстве рас человеческого рода (1884) дало систематическую форму иерархии установленных рас, отразившем банальность европейского дискурса того времени, в котором африканские и черные расы занимали самый низкий уровень. Люсьен Леви-Брюль продолжает Гобино и рассуждает уже о неравенстве между Западом и остальной частью человечества. В ряде исследований, начинающихся с Les fonctions mentales dans les societes inferieures (1912) и достигающий высшей точки в «Первобытное мышление» (1922), Леви-Брюль ручался установить неравенство между западными и не-западными культурами на уровне умственных действий, которыми оба регулировались. Термин «дологическое мышление», который он предложил описать качество мысли не-западных народов, действующих по принципу «партиципации», уже имел резонанс вне антропологических изысканий. Эти и другие работы того же самого автора составили ясно сформулированный западный дискурс об Африке, который стал антитезой Европе в структуре идей и образов, поддерживающих колониальную идеологию.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Франкоязычная африканская философия.:

  1. Проблемы африканской философии
  2. Новый подход к исследованию африканской философии
  3. Дискуссии об африканской философии
  4. Национальное и интернациональное в африканской философии
  5. Юлиан Африканский
  6. Критика негритюда и африканского дискурса
  7. Модель третья, африканская
  8. ПОСЛЕДСТВИЯ ЮЖНО-АФРИКАНСКОГО КРИЗИСА
  9. ТАЙНЫ АФРИКАНСКОЙ МЕДИЦИНЫ
  10. Африканские динозавры
  11. Африканский Вавилон
  12. Парламентарная демократия и реалии африканских стран
  13. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества