<<
>>

Глобализация и ее трактовки

Переход ведущих стран мира к информационному обществу (постиндустриальной цивилизации), проявляется в высокой социальной мобильности, фрагментарности, статусном релятивизме, установке поведения на ситуацию, а не на традицию и т.д., что достаточно хорошо изучено зарубежными философско-социологическими и культурно-антропологическими школами и направлениями.

С другой стороны, адекватной трансформации общества середины - конца ХХ столетия выглядит концепция глобализации. Чаще всего она представляет собой тотальность казарменного капитализма, выражающей непреодолимое противоречие неолиберальной теории и практики. Глобализация при навязывании рынков и их сакрализации - это отбрасывание большинства назад. С другой стороны, это понятие охватывает широкий спектр событий и тенденций уходящего столетия: развитие мировых идеологий; борьбу за установление мирового порядка, включая две мировые войны; скачкообразный рост числа международных организаций, в том числе наднациональных по своему статусу; появление и развитие транснациональных корпораций; «взрывной» рост международной торговли; массовую миграцию и интенсивное формирование в развитых странах этнокультурных меньшинств; создание планетарных СМИ и экспансию западной культуры во все регионы мира. Отмеченные тенденции приобрели характер синхронных общественных изменений в начале - середине ХХ в., и произошло это превращение таким образом, что его можно характеризовать как еще один контингентный сдвиг.

В основе глобализации лежит дихотомическая типология социальной организации: локальная и глобальная, т.е. в рамках этой типологии общественными изменениями могут быть лишь процессы смены социальной организации одного типа организацией другого типа. Один из основоположников теории глобализации в социологии Р.Робертсон определил глобализацию как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое. Во всех процессах им выявляются два аспекта: глобальная институционализация жизненного мира и локализация глобальности. Первая трактуется как организация повседневных локальных взаимодействий и социализации индивидуального поведения непосредственным (минующим национально-государственный уровень) воздействием макроструктур мирового порядка. Микроструктурирование мирового порядка по его мнению происходит под воздействием экспансии капитала, западного империализма и развития глобальной системы масс-медиа. Для жизненного мира индивидов и локальных сообществ совокупное действие трех факторов оборачивается экспансией «общечеловеческих ценностей», распространением стандартных образов, эстетических и поведенческих образцов глобальными СМИ и ТНК.

Второй аспект призван отразить тенденцию осуществления глобального через локальное, т.е. через превращение взаимодействия с представителями иных культур в рутинную практику, в часть повседневной жизни через включение в повседневную культуру элементов инонациональных, «экзотических» культур. Эта модель может быть представлена как «глобальная взаимозависимость соединенная с глобальным сознанием». Эта глобализационная модель общественных изменений обещает затруднения в недалеком будущем поскольку опираются на ушедшие тенденции построении международного механизма, начиная с Коминтерна и Лиги Наций. Другой теоретик глобализации М.Уотерс предлагает концепцию прерывистой глобализации, возникшей на заре истории. Здесь мы сталкиваемся с дефицитом рефлексии. Он же говорит и постглобализации, связанной с термином постмодернизация. Однако зреют альтернативные концепции теории постиндустриального общества, которые по-своему определяют вопросы становления нового типа личности, переосмысления понятий стоимости и ценности, взаимодействия постиндустриальных держав с внешним миром в условиях перераспределения центров силы и сохранения экологических проблем.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Глобализация и ее трактовки:

  1. 32 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. ЭТАПЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  2. Эмпирическая трактовка экстремальной ситуации.
  3. Аналитическая и синтетическая трактовки
  4. Основные трактовки религии
  5. Психологические трактовки религии
  6. Психоаналитические трактовки религии.
  7. Бихевиористские трактовки религии.
  8. Вопрос 55. Трактовка развития экономической теории в современных моделях
  9. §3. Договорное право в трактовке Робера-Жозефа Потье
  10. 6.7. Монетаристская и кейнсианская трактовки спроса и предложения денег
  11. 1. Понятие «капитал», различные его трактовки и уровни проявления
  12. Преимущества глобализации
  13. 3.Глобализация и право
  14. 1.Понятие глобализации.
  15. Трактовка предмета паучпой космологии производится с учетом принципов космологии, имеющих научное обоснование.
  16. 3.3.2. Глобализация экономики и ее проблемы
  17. Концептуальные основы глобализации