<<
>>

Интеллектуальное согласие и вызов разнообразия: Рихани о терпимости и согласии

Рихани писал: «Я хочу жить без ненависти, любить без ревности, возвышаться без высокомерия, и продвигаться без задержки тех, которые ниже меня или завидующих тем, которые вышеупомянутые мною. Это - моя норма, и другие могут принимать норму, которая удовлетворяет их.[424]

Рассматривая мир сегодня, мы констатируем, что изменился контекст международных дел, идеальные стандарты международной политики, установленные формы международного сотрудничества и глобального управления. Однако еще нет ощущения глобального политического сообщества и человеческой солидарности, которая могла бы обеспечивать эти формы сущностью и жизнью. Мы находимся в напряженности между предписанием и практикой, без достаточных запасов доверия, доброжелательности, и взаимной оценки, чтобы предоставить другим те же самые права, которые мы требуем от нас самих.

К этой «дилемме» между идеалом и фактами практики можно приближаться с разных точек зрения. Рассмотренный с политической точки зрения, мир испытывает недостаток и последовательного морального лидерства, и динамического равновесия сил, которые могли бы помогать генерации устойчивости, принципам сотрудничества среди разнообразных государств. Рассмотренный с экономической точки зрения, мир даже не кажется одним миром. Миллиарды людей живут в абсолютной бедности, в то время как другие наслаждаются беспримерным богатством. Рассматриваемый с культурной точки зрения, наш мир показывает все еще большее количество ошибочных линий среди этнических групп, которые составляют многонациональные государства также как среди макрокультурных конгломератов. Глобализация создала новую действительность функциональной взаимозависимости намного быстрее, чем мир произвел глобальных граждан.

То, что мы испытываем сегодня, является одновременным существованием одного мира и многих « миров «, глобальная структура на стадии становления новой человеческой жизни и капризного множества различий и конфликтов, непреодолимой уникальностью «других». Любая попытка искусственно построить новый мир обречена на неудачу. Это должно быть подлинное выражение нового пути преобразования мира, обнаружение взаимозависимого единства среди разнообразия.

Этот поиск позитивного глобального видения требует не столько образцов, сколько толкований. Нужны и интеллектуальные абстракции и концепции сосуществования, не связанные с “отрицательным” понятием толерантности, развитого в ходе европейского Просвещения. Чтобы жить и становиться более человечными, мы должны нуждаться друг в друге, извлечь выгоду от существования “других”.

Простая терпимость предлагает принятие того, что мы не любим. Это может создавать место для различия, но это не может построить сообщество. Чтобы быть терпимым следует уважать право другого, и возможно даже, нарушить нашу собственную культурную, персональную и мировоззренческую зоны комфорта. Хотя терпимость полезна в спорах среди людей, которые придерживаются различных мнений, все же они разделяют здравый смысл идентичности, а усилия, чтобы конструктивно иметь дело с главными культурными различиями, требуют стремления к межкультурному согласию. Другими словами, они требуют не только терпения и воздержанности, подразумеваемой терпимостью, но также вести активные поиски точек соприкосновения областей взаимозависимости ценности, где различие могут обогащать скорее чем, угрожать. Для подобных поисков нет лучшего источника вдохновения, чем мысль и (5) практика ливано-американского автора А.Рихани. Его жизнь – это некая модель нового пути человеческого бытия, которое является сразу культурным и мультикультурным, объединенным и динамическим, специфическим и универсалистским.

Согласие для Рихани включает в себя неизмеримо больше чем разумная терпимость различий в ценностях, политических идеях, системах веры, народных ритуалах, символах и формах поклонения. В этом отношении Рихани пошел вне западной парадигмы терпимости Просвещения, которую поддержал Вольтер, и развивал собственный подход к согласию как экзистенциальный поиск пути бытия, который возвышает, но включает противоположности. Для Рихани согласия был вопросом и головы, и сердца, требуя не только ясного размышления, но также и расширения персональной идентичности - способности, чтобы быть больше, допускать больше, и оценивать больше через развитие умно основанного и глубоко чувствующего смысл великодушия и щедрости.

Подход Рихани к межкультурному согласию появился постепенно, при созревании его персональной идентичности. Вдохновленный западными трансценденталистскими авторами и суфийской литературой Среднего Востока, Рихани разыскивает широкую, содержащую перспективу - “и / и” представления мира, который был достаточно просторен, чтобы разместить по-видимому противоречащие элементы: жителей Востока и Запада; [425] дервишей и биржевых маклеров; мусульман, христиан, и евреев. Подход Рихани к вовлеченному согласию не просто превосходит догматическую узость, [426] но также включает и различные дополнительные пути нахождения его в пределах персонифицированного культурного синтеза. Рихани чувствовал то, чтобы принять больше, человек должен быть больше, и что основы сосуществования и согласия являются и интеллектуальными, и экзистенциальными.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Интеллектуальное согласие и вызов разнообразия: Рихани о терпимости и согласии:

  1. В психологической литературе экстремальность, несмотря на разнообразие возможных подходов, чаще всего трактуется как «экстремальные условия», «факторы», «ситуации» и в целом согласуется с первым из шести выделенных нами подходов.
  2. 2. Согласие.
  3. Статья 483. Отзыв согласия на отказ от иммунитета
  4. § 118. Пороки согласия
  5. § 118. Пороки согласия
  6. От периода «доброго согласия» к двухпартийной системе «виги — демократы».
  7. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и включать в себя:
  8. Существуютли вопросы, для решения которых необходимо согласие всех собственников помещений в доме?
  9. Статья 480. Согласие иностранного государства на юрисдикцию суда Республики Казахстан и отказ от судебного иммунитета
  10. 2.3 ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕГО РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ
  11. ♥ Скажите, пожалуйста, насколько это законно – заставлять детей идти к определенному врачу без сопровождения и согласия родителей?