<<
>>

9.3. Количество

Оно включает чистое количество, определенное количество и степень.

9.3.1. Чистое количество

"Количество есть чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная" (242).

Количество - это внешняя бытию, или безразличная для бытия, определенность. Гегель поясняет в примечаниях - лес, луг, краснота, дом остаются таковыми независимо от того, больше они или меньше.

Характерной особенностью построения логики Гегеля является то, что эмпирический материал, на котором в конечном счете философ строит свою систему, загнан у него в примечания в виде примеров. В этом хорошо проявляется отношение Гегеля к науке, в конечном счете основной недостаток его идеалистической системы. Философия Гегеля ставит в центре своего внимания чистый интеллект, развивающийся как будто бы из самого себя, а не как процесс познания объективной реальности. В этом заложен определяющий смысл его трактовки человеческого интеллекта.

В примечаниях Гегель довольно подробно останавливается на понимании количества, или величины, в математике. С его точки зрения, математическое представление о величине как о том, что может быть увеличено или уменьшено, имеет определенный смысл, но остается достаточно поверхностным.

Количество как логическая категория существует также в предметном мире - как в царстве природы, так и в царстве духа. Однако в царстве духа оно играет заметно меньшую роль. В свою очередь в неорганической природе оно более важно, чем в органической. Любопытно, что на категорию качества применительно к духу Гегель почему-то накладывает заметно большие ограничения, чем на количество.

В чистом количестве философ различает непрерывное количество, или величину, и дискретное количество, величину. Величина непрерывна как равенство с самой собой и дискретна как содержащая в своем определении одно, т.е. делимое на многие одни. Непрерывное и дискретное едины, каждое из них содержит в себе другое: непрерывное дискретно, ибо оно есть непрерывность многого, а дискретное также и непрерывно, поскольку оно есть тождественное многих одних.

Анализируя диалектику прерывного и непрерывного, Гегель указывает на ошибку Канта в его второй антиномии - бесконечной делимости материи, пространства и времени, или их неделимости. Ошибка состояла в том, что непрерывность или прерывность количества рассматривались односторонне, в отрыве друг от друга. Если рассматривать материю, пространство и т.д. со стороны непрерывного количества, то они будут делимы до бесконечности, если со стороны дискретного - они будут состоять из неделимых моментов. Вводимый Гегелем тип интеллекта преодолевал те коренные затруднения (антиномии), которые ставили в тупик "критический интеллект". Количество содержит в себе, как свои идеальные моменты, обе стороны своего процесса: отталкивание и притяжение, оно поэтому столь же непрерывно, сколь и дискретно.

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 9.3. Количество:

  1. Одиннадцать разрывов преемственности В шестидесятые годы, когда количество социальных критиков, смотревших вперед, превышало количество критиков, смотревших назад, стало обычным определять, по крайней мере, одиннадцать разрывов
  2. 9.3.2. Определенное количество
  3. 9.3.2. Определенное количество
  4. Количество
  5. 9.3. Количество
  6. Количество
  7. в определенном количестве.
  8. Количество
  9. Определённое количество
  10. Количество и межкатегориальные понятия
  11. Моменты количества: дискретное и непрерывное
  12. 15.1. Количество информации переданной по дискретному каналу
  13. б) ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА
  14. 3.2.2. Стороны материи: качество, количество, мера
  15. Критика концепции перехода количества в качество