<<
>>

Культурная ориентация и социокультурная ситуация

В отношении культурной ситуации в России наметились две крайние точки зрения. Одна из них состоит в последовательной ориентации на ценности западноевропейской и североамериканской культур. Только такая ориентация, считают ее адепты, способна вывести Россию из культурного кризиса и обеспечить ее вхождение в общемировую цивилизацию.

Вторая крайняя точка зрения состоит в том, что преодоление культурного кризиса в России возможно только на собственных основаниях, при ориентации на существовавшие ранее в России традиции. Первая точка зрения ключевым ставит вопрос внедрения в существующую культуру (ненасильственным методом) и формирование соответствующих ценностных ориентаций у носителей российской культуры. Это означало бы формирование новой культуры западного типа и в идеале пресекало бы основные российские культурные традиции. Связанное с большими культурными потрясениями оно маловероятно. Проходит «мягкий» вариант культурных изменений – постепенные новации западного образца, трансформированные с учетом российских культурных традиций.

Вторая точка зрения делает акцент на возрождение, укрепление и развитие существовавших ранее традиций в России. Традиции – историческая форма существования универсалий. Философия, открывающая смысложизненное значение традиции для человека и религии, должна донести до человека убеждение, что в них заключены высокие ценности, без которых культура может угаснуть, как пламя свечи (К.Лоренц). Однако возможность восстановления и вопрос о принятии нынешними носителями культуры ушедших традиций – проблематичен. Россия за 70 лет прошла большой путь культурного развития и возврат практически невозможен - исчезли носители культуры, возникли новые. Прямое проведение подобной «культурной политики» порождает лишь «культурные неологизмы» вроде Дворянского собрания, которые не смогут определять лицо новой культуры. Поэтому и здесь вероятен более «мягкий вариант» культурных изменений: критический отбор наиболее ценных, значимых российских традиций прошлого, которые действительно обеспечат высокий уровень функционирования российской культуры в современных условиях.

Это неизбежно предполагает определенную трансформацию прошлых традиций с учетом достигнутого уровня культуры, а также современных условий. Последние же характеризуются взаимодействием различных культур, их взаимным проникновением и обогащением. Ярким примером могут служить культуры Средиземноморья эпохи эллинизма, Рима, арабская культура периода завоеваний Халифата и др. «Мягкий вариант» второй крайней точки зрения должен предполагать и учитывать указанное взаимодействие культур. Кроме того, нельзя не заметить, что абсолютная изоляция культуры (в современных условиях невозможная) приводит к застою и в конечном итоге сказывается на ее нормальном функционировании. Вывод – интеграция «мягких вариантов» крайних точек зрения. Их интеграция должна дать оптимальное сочетание культурных традиций и новаций, приемлемых для эффективного функционирования и развития культуры. Данная интеграция должна учитывать существование в России множества наций и народностей, множества религиозных конфессий на территории страны.

К этому выводу нас приводит современная социокультурная ситуация в России.

Ее контекст достаточно сложный, противоречивый и неоднозначный, в котором, видимо, следует иметь в виду следующие моменты:

1) всеобщий кризис, реформирование экономической и социально-политической системы в России по времени совпали с переходом ведущих стран мира к информационному обществу (постиндустриальной цивилизации);

2) признаки становления новой цивилизации (высокая социальная мобильность, фрагментарность, статусный релятивизм, установки поведения на ситуацию, а не на традицию и т.д.), достаточно хорошо изученные многочисленными зарубежными философско-социологическими и культурно-антропологическими школами и направлениями, перенесены на российскую почву с ее экономической, политической и правовой разрухой и нестабильностью, полным отсутствием социальных механизмов адаптации человека к новым условиям, а также крайне слабой теоретической разработанностью указанных выше проблем, что на практике вылилось в полную неподготовленность массового сознания к восприятию новых ценностей и мотивации поведения;

3) в зарубежных исследованиях социально-, культурно-, религиозно- антропологического направлений отмечается, что наиболее устойчивыми социумами, предрасположенными к сохранению традиций, являются семья и этносы, культурное взаимодействие внутри которых ориентировано на преемственность духовных и материальных ценностей социальной общности.

Это говорит о том, что если процессы обновления имеют границы, то традиции таковых не имеют. Традиции – это определенная направленность стиля, образа жизни, поддерживающая устойчивость, стабильность последнего. Исходя из реального состояния дел в области культуры, отметим, что в России налицо все признаки социокультурных процессов переходного периода - аномия, маргинальность, нарушение мотивационных комплексов и традиционных норм общения, - разрушительное влияние которых усилено глубочайшим экономическим кризисом. В подобных условиях особое значение приобретают нравственно-правовые формы регламентации и повседневных контактов между людьми.

В концепциях коммуникативного действия и этики дискурса Ю.Хабермаса, диалогического персонализма М.Бубера, символического интеракционизма Дж.Мида, Г.Блумера, Т.Шибутани, социологии моды У.Самнера, М.Веблена, в различных вариантах этнометологии (прежде всего – Г.Гарфинкель) обозначены достаточно интересные подходы к проблеме нравственных мотивов коммуникационных процессов современности. Сконцентрировав внимание на специфической речевой общности, символических посредниках, ситуации повседневной жизни, сторонниками названных выше направлений исследуются различные пути идентификации личности в определенных устойчивых условиях социокультурной среды применительно к особенностям новых цивилизационных отношений. Однако наибольший интерес представляют в этом плане исследования американского социолога и педагога Б.Клаус, которая подошла к проблеме определяющей роли нравственности в культурной традиции народа с нравственно-практической точки зрения. Становление личностных качеств человека, возможности индивидуализации последнего она связывает со стабильным функционированием религиозного, семейного и светского воспитания и образования, когда каждый человек этой системы, являясь индивидуальностью, в то же самое время гармонично связан с другими членами общности.

Обновление политических институтов и развитие политической культуры в России связаны с необходимостью развития демократических традиций, что является, по нашему мнению, одним из наиболее трудных вопросов теории и практики российской реальности ХХ века. Исторические особенности пограничного между двумя мирами, двумя культурами (Востоком и Западом) многонационального, раскинувшегося на громадных пространствах с очень тяжелыми климатическими условиями государства на протяжении тысячи лет укрепляли традицию авторитарной государственной власти. Чрезвычайные обстоятельства необходимости отражения вражеских нашествий сформировали русский менталитет, ориентированный на единоличную государственную власть, на европейский вариант патрономии, сохраняющей свое влияние и по сей день. Эта традиция государственности нашла отражение и в языковых стандартах, выражающих отношение русского человека к государству: «Отечество», «царь-батюшка», «Родина-мать».

Инновационный принцип, лежащий в фундаменте техногенной цивилизации, доводит к концу ХХ века скорость обновления искусственной сферы до величины, вступающей в противоречие с не менее значимой стороной бытия человека и общества – стабильностью. Вырастая в призрачном мире «ускользающих» вещей, в мире, где несколько поколений вещей, еще способных служить человеку, сменяются на протяжении его жизни в угоду требованиям моды, престижа и т.д., человек невольно переносит на мир духовных ценностей собственное отношение к вещам. Расставаясь с человеком, вещи мстят его духовному миру. Эта месть разыгрывается в двух формах: первая представлена трансформацией высоких жизненных эталонов в нечто облегченное (любовь вырождается в секс, верность – в необременительную привязанность, самопожертвование – в благотворительность и т.д.)- девальвацию ценностей; вторая форма обнаруживается в феномене «оборачивания» ценностей – явлении далеко не безобидном для общественных нравов, когда закрепляемые в массовом сознании нравственные ориентиры размываются и на их место выходят, драпируясь в эффективные языковые формулы, ранее находящиеся в тени и осуждаемые типы поведения (жестокость становится «умением постоять за себя», воровство превращается в «умение жить», угодливость – в «исполнительность», жестокость начальника по отношению к подчиненным – в «требовательность» и т.д.) – травестирование антиценностей.

Нарастающее ускорение обновления цивилизации ведет к деформациям мышления: общезначимость мышления перестает восприниматься как обязательное требование и норма, поскольку устраняется его объективная основа. В этой ситуации возрастает количество «мыслительных мутантов», т.е. продуктов духовного производства порывающих с идеалом общезначимости, что находит выражение в нарушении традиционной смысловой нагруженности терминов, словотворчестве, сознательном смешении жанровых рядов и т.п. Глобализация и диалог культур все эти процессы усугубляют. Предлагаемое обсуждение этих проблем соотнесенных с Российским контекстом, возможно, окажется полезным и для других стран и регионов.

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Культурная ориентация и социокультурная ситуация:

  1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Ф едерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ)
  2. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектах культурного наследия (ст. 2431 УК РФ)
  3. ТЕМА 1. Философия как социокультурный феномен Лекция 1. Философия как социокультурный феномен
  4. 3.5.2. Социокультурные проблемы глобализации.
  5. СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: РЕАЛЬНОЕ И ВОЗМОЖНОЕ
  6. Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность Комментарий к статье 7.14.2
  7. Страны «социалистической ориентации»
  8. 6. Установление девиации психосексуальной ориентации
  9. Эталоны для ориентации
  10. 1. МАРКСИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  11. § 4. МЕХАНИЗМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОРМ КОСМОЛОГИИ
  12. Общество как социокультурная система
  13. 3.5. Социокультурные изменения в глобализирующемся обществе
  14. 3.5. Социокультурные изменения в глобализирующемся обществе
  15. § 2. ТИПЫ ГОСУДАРСТВ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  16. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязанностей передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере (ст. 2433 УК РФ)
  17. Ситуация личности, субъекта и ситуация деятельности.
  18. Тест 4. Списки ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича