<<
>>

Литература и философия в творчестве Поля де Мана

Рецензия на цикл лекций Жака Деррида 1984 г, посвященных П. де Ману (1919-1983). Jacques Derrida. Memoires for Paul de Man. Revised edition / The Wellek Library Lectures at the University of California, Irvine.

Columbia University Press. New York. Oxford 1986, 1989.

Йельский университет тяжело перенес смерть коллеги - известного представителя Йельской школы «архидиакона деконструкции»[305] профессора Поля де Мана 21 декабря 1983 года, что зафиксировал собранный с любовью и изданный сборник «Уроки Поля де Мана.[306] «Нью-Йорк Таймс», сообщала в 1984, что Йель все еще чувствует потерю уважаемого профессора, дополняя обычный некролог похвальным словом обитателей университетского городка и знаменосцев деконструкции, следующих «импульсу подражания риторике авторитета де Мана». Репортер отметил, что профессор де Ман представлял «идеал интеллектуального товарищества», характеризуемый страстным обменом идеями без политики и позирования, который так притягателен для потенциальных ученых.

Ж.Деррида посвятил лекции, написанные между январем и февралем 1984 г., «совершенно необычайной работе» и ее тематике на грани литературной теории и философии истинно любимого друга - Воспоминания: о Поле де Мане, которые были опубликованы в США в 1986. Без преуменьшения он сказал, что де Ман «преобразовал область литературной теории, перестроил все каналы, которые орошают ее, и внутри и вне университета, в Соединенных Штатах и в Европе».[307] Они были даны в рамках ежегодных лекций в1984 году в Калифорнийском университете, в Ирвайне. Ранее подобные лекции читали Гарольд Блум, Перри Андерсон, Фрэнк Кермод, Франсуа Лиотар. Организаторы полагали, что темой лекций станет судьба деконструкции в Америке, но Деррида предложил порассуждать о взаимоотношении между деконструкцией и Америкой, полагая, что его собственная версия деконструкции и Поля де Мана не совпадают. Действительно, к моменту знакомства с Дерридой и его концепцией деконструкции (октябрь 1966), де Ман был состоявшимся литературным критиком и теоретиком. Подержав деконструктивистское движение, он, однако, предложил свое собственное понимание деконструкции, когда внутри текста подвергаются сомнению утверждения посредством структур, которые противопоставляют риторические элементы грамматическим. Это особая риторика на грани философии и литературы, которые взаимодополнены и взаимопротивопоставлены друг другу.

Уже после выхода в свет этих лекций возникла интенсивная полемика, касающаяся журналистской деятельности Поля де Мана в годы войны, которая была опубликована только в 1987 г. К этим лекциям во втором издании Деррида добавил эссе Poul de Man’s War, которое впервые появилось в Critical Inquiry. Vol. XIV, № 3, Spring 1988, правда в Memoires оно скорректировано с изменениями сделанными Ж.Деррида для версии, опубликованной в Responses: On Paul de Man’s Wartime Journalism. Lincoln. University of Nebraska Press. 1989. Кроме этого, в соответствии с французским изданием 1988 г. воспроизводятся предисловие, также как «В память: о душе», и текст речи Жака Деррида во время мемориального действия посвященного Полю де Ману в Йельском университете 18 января 1984 г.

Во введении ко второму изданию Деррида говорит о многозначности памяти и отмечает, что призыв вернуться к памяти, требует вернуться к ответственности. Эти аспекты он акцентирует в связи с известием, что в Бельгии, где Поль де Ман родился в 1919 и жил до конца войны, с декабря 1940 до декабря 1942 он вел литературную и художественную колонку в газете благосклонной к германским оккупантам. Этот факт становится «абсолютным сюрпризом», вызвавшим «сильное чувство среди его друзей и восхищение тех, кто был никак не подготовлен для этих новостей». Были выступления против де Мана, Йельских критиков и школы, против деконструкции. Живому обсуждению (в Европе, особенно Германии, и в США) авторитета и теоретика большой литературы Деррида противопоставляет «нарратив, некоторый анализ, некоторые гипотезы, и несколько правил. Сразу вместе - вопрос памяти и ответственности».

<< | >>
Источник: Колесников А.С.. Мировая философия в эпоху глобализации. 0000

Еще по теме Литература и философия в творчестве Поля де Мана:

  1. Подобно шуму глубокого моря внутри раковины: Война Поля де Мана
  2. НЕМБЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Новейшая история немецкой литературы начинается с первых произведений экспрессионизма, родиной которого явилась Германия. Наиболее плодотворным было творчество так называемых активистов, объединившихс
  3. ЛИТЕРАТУРА. ТВОРЧЕСТВО ЦЮЙ ЮАНЯ
  4. § 4. Народное творчество и его значимость, выражение народности в литературе и искусстве
  5. Философия и литература: современный дискурс
  6. Философия, литература и искусство.
  7. ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ
  8. Реформы Ван Мана и крушение первой династии Хань
  9. 3.5.1. Источники поля.
  10. 13.3 Теория поля К.Левина
  11. Поощрение творчества
  12. Творчество и труд
  13. Перенос поля действия
  14. МЕНТАЛЬНОЕ ПОЛЕ ВЛИЯЕТ НА ВСЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ПОЛЯ
  15. 2.3.2. Физический вакуум и Единая теория поля.